Камрады, если кому интересно, то вот статья о вооруженных силах Франции, актуальная на начало текущего года:
Вооруженные силы Франции являются вторыми, по численности и уровню оснащения в Европе. При этом французская армия является крупнейшей на Континенте среди тех, чья военная доктрина предусматривает проведение зарубежных военных операций. Кроме того, она имеет еще два дополнительных отличия. Во-первых, Франция обладает собственным тактическим и стратегическим ядерным оружием. Во-вторых, вооруженные силы страны имеют сбалансированную структуру, включая мощный военно-морской флот, и обладают вероятно самым большим опытом самостоятельных военных операций среди всех стран Евросоюза и НАТО. Следует отметить, что с 1966 года Франция не входила в военную структуру Альянса, вернувшись туда только после 2009 года, что по сей день создает ряд проблем организационно-технического характера.
В настоящий момент военное строительство и финансирование военных расходов Франции ведется в соответствии с национальной военной стратегией, изложенной в официально принятой "Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности на период 20014 - 2025 годов". Доктрина исходит из того, что уникальное географическое положение страны исключает какую-либо прямую угрозу глобальной войны непосредственно в Европе. Однако отмечается, что требующие военного отражения угрозы могут возникнуть в других регионах мира. В частности упоминаются сложности в китайско-японских, российско-японских, японо-корейских отношениях, опасную обстановку вокруг КНДР, индо-паксистанский конфликт и обстановку в Афганистане.
Отдельно отмечаются растущая угроза международного терроризма и угроза дестабилизации в важном для Франции регионе Сахеля (условная полоса в Африке, охватывающая Мавританию, Мали, Нигер, Чад, Судан, Южный Судан, Нигерию, Буркина-Фасо и Гвинею). Помимо указанных в контексте угроз упоминается экономический рост Бразилии, Индии и Китая, как фактор, способный усилить их политическое влияние в мире, следовательно вызвать повышение агрессивности внешней политики этих стран.
Россия, в контексте угроз, описывается отдельно и противоречиво. С одной стороны увеличение масштаба военных расходов и совершенствование армии трактуется как потенциально способное представить угрозу в будущем. Но сотрудничество по ряду ключевых вопросов, включая "афганский транзит", операцию в Мали, и взаимодействие в военно-технической области, указывается в качестве безусловно положительного фактора. По этому в целом отношения с Россией обозначаются как "неустойчиво равновесные". В доктрине выражается надежда на сохранение такого равновесия в будущем.
Тем не менее, ситуация в мире, складывающаяся после распада СССР, признается успешной и в целом позволяющей Франции получить "выгоды от мира" в виде сокращения военных расходов и численности национальных вооруженных сил. Предполагается, что стране удастся поддерживать их на самом передовом научно-техническом уровне, тем самым обеспечивая гарантию отражения возможных угроз Франции в любом регионе мира.
На военные цели в период с 2014 по 2019 год планируется израсходовать 179,2 миллиарда евро. Это второй по размеру военный бюджет в ЕС, после Великобритании.
В соответствии с упомянутой "Белой книгой по вопросам обороны" вооруженные силы страны делятся на армию, военно-воздушные силы, военно-морской флот и национальную жандармерию.
Французская армия
Этим названием во Франции фактически обозначаются Сухопутные войска страны. Их общая численность, вместе с частями Французского Иностранного Легиона, насчитывает 131 тыс. человек. В том числе около 66 тыс. - в боевых подразделениях. Формально французская армия состоит из штаба сил быстрого реагирования, двух штабов дивизий , 7 смешанных бригад и шести отдельных специализированных частей бригадного уровня. При этом в мирное время боевые части дивизионным штабам не подчиняются. Дивизии или какие-либо иные крупные войсковые объединения командование Франции планирует формировать только "по месту" исходя из конкретного состава и характера угрозы. Это вообще никак не стыкуется со стройной системой построения сил НАТО и является на сегодня главной сложностью процесса реинтеграции ВС Франции в структуру Североатлантического Альянса. Кроме того, следует отметить, что, помимо частей Иностранного легиона, лишь две бригады французской армии в состоянии вести активные боевые действия против противника, оснащенного современным тяжелым вооружением.
К настоящему моменту французская армия состоит из следующих бригад:
- 1-я механизированная бригада (ППД Шалон-ан-Шампань) в составе: 1-го гренадерского (по факту просто механизированного, на вооружении 48 колесных "танков" AMX-10RC, 18 БТР VAB и 60 БТР LAV), 1-го пехотного (по факту мотопехотного, на 70 БТР VBCI), 1-го морского артиллерийского (12 орудий и 16 120 мм минометов), 3-го инженерного полков, а также частей управления и связи.
- 2-я танковая бригада (ППД Страсбург) в составе: 12-го кирасирского и 501-го танкового (в обоих по 60 ОБТ "Леклерк") полков, маршевого полка Чада (мотопехотный, на БТР VBCI и VAB), 16-го стрелкового (мотопехотного, на БТР VBCI), 40-го артиллерийского (32 155-мм САУ AMX30 и 16 120-мм минометов), 13-го инженерного полков, а также частей управления и связи.
- 3-я легкобронированная (легкая) бригада (ППД Клермон-Ферран) в составе: 1-го полка морской пехоты (по факту просто механизированного, на вооружении 48 колесных "танков" AMX-10RC, 30 БТР VAB и 71 БТР LAV), 92-го и 126-го пехотных (мотопехотных, на БТР VBCI и VAB) полков, 68-го Африканского артиллерийского (32 155-мм САУ Caesar и 16 120-мм минометов), 31-го инженерного полков, а также частей управления и связи.
- 6-я легкобронированная (легкая) бригада (ППД Ним) в составе: 1-го иностранного кавалерийского (по факту механизированного, на вооружении 48 колесных "танков" AMX-10RC), 2-го иностранного пехотного, 21-го полка морской пехоты (оба мотопехотные, на БТР VAB), 3-го морского артиллерийского (155 буксируемых гаубиц TRF1, батарея САУ Caesar и 16 120мм минометов), 1-го иностранного инженерного полков, а также частей управления и связи.
- 7-я бронетанковая бригада (ППД Безансон) в составе: 1-го егерского (по факту танкового, на вооружении 60 ОБТ "Леклерк", 60 БТР VAB и 30 БТР LAV), 35-го и 152-го пехотных (мотопехотных) полков, 1-го и 54-го артиллерийских (оба оснащены РСЗО), 19го инженерного полков, а а также частей управления и связи.
- 9-я бригада морской пехоты (ППД Пуатье) в составе: танкового полка морской пехоты (48 AMX-10RC), 2-го и 3-го полков морской пехоты (на БТР VAB), 11-го артиллерийского морской пехоты (155 буксируемых гаубиц TRFF1, батарея САУ Caesar и 16 120мм минометов), 6-го инженерного полков, а также частей усиления и связи.
- 11-я парашютная бригада (ППД Бальм) в составе: 1-го гусарского (48 колесных пушечных ERC90, и БТР VAB и VBL), 1-го пехотного, 2-го иностранного, 3-го и 8-го морской пехоты парашютно-десантных полков (все по сути мотопехотные на БТР), 35-го артиллерийского (155 буксируемых гаубиц TRF1, батарея САУ Caesar и 16 120мм минометов) и 17-го инженерных парашютно-десантных полков.
- 27-я горнострелковая бригада (ППД Варсез) в составе: 4-го егерского (легкотанкового, на вооружении 48 AMX-10RC, 36 ERC90, 20 БТР VAB и 72 LAV), 7-го, 13-го и 27-го горнострелковых, 2-го иностранного полков и 93-го полка горной артиллерии).
- Отдельная бригада специального назначения (ППД Пау) в составе: 1-го парашютного полка морской пехоты, 13-го драгунского десантного полка и 4-го вертолетного полка специального назначения.
Как видно из перечисленного выше, все французские бригады отличаются разнородностью состава и значительным разнообразием штатного вооружения. По мнению национального командования такой набор позволит быстро сформировать сбалансированную группировку сил и средств, отражающую специфику конкретного театра боевых действий. Однако реальность подобных планов вызывает обоснованные сомнения. Точнее, такая схема может сработать лишь при обязательном наличии достаточно большого времени на эксперименты и практическое апробирование тех или иных организационных схем. Что вряд ли будет возможным в случае какой-либо большой войны на Континенте.
Помимо перечисленных, еще следует учесть французскую составляющую совместной франко-германской бригады (ППД Милхей в Германии) в составе 1-го пехотного и 3-го гусарского полков, по характеру оснащения являющихся мотопехотными (по 82 БТР VAB и 25 БТР LAV).
Кроме них, из значимого, стоит упомянуть 1-й, 3-й и 5-й полки ударных вертолетов. Каждый имеет на вооружении примерно по 20 вертолетов "Газель", 20 - Пума и 14 - 16 вертолетов Когуар.
Отдельного рассмотрения требует Французский Иностранный Легион в составе: четырех пехотных (из них один, 3-й, постоянно дислоцируется во Французской Гвиане), одного кавалерийского (по факту механизированного), двух парашютных (из низ один дислоцирован на о. Корсика), двух инженерных полков и одной (13-й) бригадной группы, постоянно дислоцирующейся в ОАЭ.
По степени боеготовности из всего перечисленного в полных штатах постоянно содержатся только части Иностранного легиона, обретающие полную боеготовность в течение 72 часов с момента получения приказа. В пределах 5 - 7 суток могут быть подняты 3-я и 6-я легкие и 11-я парашютная бригады, относящиеся к категории сил быстрого развертывания. Отдельную бригаду специального назначения можно не считать. С одной стороны, 3/4 ее подразделений в почти полной боевой готовности находятся почти всегда. С другой - специфика ее назначения не предусматривает применения этой части в каких-либо масштабных боях вне области специальных операций.
Общая численность сил повышенной готовности французской армии составляет примерно 20 - 23 тыс. человек. Из которых Силы Постоянной Готовности (Joint Reaction Force) насчитывают всего 5000 человек. Из которых лишь 1500 человек, дополненные спецназом, вертолетами, десятком истребителей и некоторыми подразделениями обеспечения могут быть высажены на дальности до 3 тыс. км. от территории континентальной Франции в течение 7 суток с момента поступления соответствующего приказа.
Сроки развертывания остальных частей точно установлены быть не могут, так как между теоретическими расчетами на бумаге и фактическим положением дел существует большая и принципиальная разница. Так, например, танковые и механизированные бригады должны подыматься по тревоге и развертываться до полной штатной численности за 120 - 180 суток. Но, во-первых, даже на уровне нормативов указывается значительный разброс сроков "между 4 и 6 месяцами". Во-вторых, после отмены обязательного военного призыва в 2001 году, у Франции наблюдаются постоянно возрастающие проблемы с комплектованием войск личным составом. Официально отмечается, что в идеальных условиях, при заведомом уведомлении не менее чем за 6 месяцев до контрольного срока, ВС Франции могут сформировать одну сводную дивизию из двух бригад общей численностью до 15 000 человек.
Тут можно сделать два промежуточных заключения. Конечно геополитические амбиции Франции, отраженные в ее "Белой книге" значительно и довольно далеко выходят за рамки реальных возможностей ее вооруженных сил. Это факт. Однако если исходить из того, что никаких больших войн на Континенте Франция в обозримом будущем не ожидает, а любые глобальные угрозы ее существованию со стороны внешнего врага она будет отражать имеющимся у нее ядерным оружием, то выходит так, что войны будущего Париж видит только в виде операций против заведомо слабого противника в формате конфликтов низкой интенсивности. Вроде операции "Манта-1" и "Манта-2" в Чаде, где боевые задачи решались исключительно силами легкой пехоты.
Тем более, что подобный опыт у французской армии имеется. На данный момент французская армия на постоянной основе присутствует в Джибути (5-й зарубежный полк), в Габоне (6-й батальон морской пехоты), в Сенегале (французские силы в Кабо-Верде. формально распущены с 1 августа 2011 года, но на их месте сформировано другое подразделение, численностью до 100 солдат), в Гайане (3-й зарубежный пехотный полк и 9-й полк морской пехоты), на Антильских островах (французские части на Мартинике и Гваделупе), ВС в южной зоне Индийского океана (2-й парашютный полк морской пехоты в Реюньон, и отряд Иностранного легиона в Майотта), в Новой Каледонии (полк морской пехоты), во Французской Полинезии, в ОАЭ. Учитывая, что в зоне Сахеля на протяжении 15 лет постоянно кто-то с кем-то воюет, то опыт боевых действий эти части имеют.
Другой вопрос, что опыт этот распространяется только на незначительную часть подразделений, прежде всего специального характера. Остальные, особенно танковые и механизированные, не имеют не только боевого, но не редко и серьезного теоретического опыта. Крупных учений хотя бы бригадного уровня во Франции не проводилось с 2006 года, полкового - с 2008. Батальон в полном составе выходил на полигон в последний раз в 2010.
К тому же армия испытывает острый дефицит в желающих служить. Текущая демографическая ситуация в стране обеспечивает в среднем 290 тыс. человек, теоретически пригодных к службе в армии. Постоянный рост требований к критериям физической формы (а точнее, общее падение физических кондиций основной массы молодежи "призывного возраста"), сокращает это количество до 245 тыс. человек. Критерии интеллектуального уровня снижают это количество до 205 тыс. человек. Общая ежегодная потребность армии в новобранцах составляет 35 тыс. человек.
На первый взгляд добровольцев должно хватать. Но на практике желающих служить оказывается лишь 10% от числе потенциально годных. Т.е. около 20 тысяч при потребности в 35. Тем самым, во-первых, возникает хронический дефицит личного состава в объеме до 10 - 15% вакансий, во-вторых, страна почти не имеет подготовленного мобилизационного резерва. Последнее ставит под вопрос возможность развертывания Францией сколько-нибудь массовой армии в случае угрозы "Большой войны". Если вернуть назад закон о всеобщей воинской обязанности технически можно, то призванные новобранцы все равно не будут иметь даже самого начального уровня базовой военной подготовки.
Национальная жандармерия Франции
Национальная жандармерия является отдельным видом вооруженных сил Франции. Совмещает в себе функции внутренних войск, военной полиции, усиления гражданской полиции и специальных тактических подразделений для борьбы с терроризмом. Организационно Национальная жандармерия сведена в 27 легионов (от 2 до 6 рот в каждом). По территориальной принадлежности и кругу решаемых задач подразделяется на:
- Первый уровень - Генеральная дирекция Национальной Жандармерии. Обеспечивает функционирование всего института жандармерии. Дирекция осуществляет наиболее важные операции; руководит региональными подразделениями; оказывает помощь в принятии политических решений, касающихся жандармерии (бюджет, рабочие места и др.);
- Второй уровень - Жандармерия департаментов. Осуществляет работу по обеспечению общественной безопасности, защиты населения и его собственности, а также взаимодействует с судебной полицией;
- Третий уровень - Мобильная жандармерия. Ее задачи - поддержание общественного порядка, выполнение функций местных оперативных тактических силовых подразделений, в чем-то схожих с американскими SWAT и российской системой ОМОН;
- Четвертый уровень - Специализированная жандармерия. В ее состав входят: Республиканская гвардия, Морская жандармерия, Военно-воздушная жандармерия, Жандармерия гражданской авиации и прочие подобные формирования.
В угрожающий период, во время чрезвычайного положения и в военное время часть подразделений Национальной жандармерии переходят в оперативное военное подчинение и решают задачи обеспечения режима безопасности тыловых районов армии, а также функции военной полиции. В определенном смысле Национальную жандармерию можно считать аналогом украинских батальонов патрульной службы особого назначения МВД Украины.
http://alex-leshy.livejournal.com/467668.html