В Японии опасаются, что упавший F-35 «взломали».
Прошло несколько недель с того момента, как упал в море японский истребитель F-35A. По предварительной оценке, он потерпел крушение в Тихом океане. На данный момент Япония и Соединенные Штаты не смогли выяснить причину катастрофы.
Все F-35 имеют бортовые системы генерации кислорода, или OBOGS, которые подают кислород пилоту в высокой концентрации в виде дыхательной смеси, осуществляя забор воздуха. Концентрации должно хватать для работы на больших высотах. ВВС США, ВМС и Корпус морской пехоты используют OBOGS более трех десятилетий в различных моделях, включая F-16 и F/A-18, а также в некоторых учебных самолетах.
Но с тех пор, как США OBOGS была смонтирована на F-22 Raptor в 2008 году, было зафиксировано более 20 случаев, когда пилоты «Раптор» испытывали симптомы, указывающие на недостаток кислорода, по-видимому, из-за проблем с системой. Один из подобных случаев привел к катастрофе F-22A в ноябре 2010 года.
Низкий уровень кислорода в крови, известный как гипоксия, может вызвать потоотделение, головные боли и головокружение, а также проблемы со зрением, проблемы с принятием решений и, в конечном итоге, потерю сознания. После крушения в 2010 году военные США временно прекратили использовать OBOGS на борту F-22 на время, необходимое для работы над решением проблемы и заменой компонентов в системе.
Несмотря на принятые меры, на некоторых используемых моделях проблема осталась - том числе и на F-35A. Военные не выяснили причину, однако, судя по сообщениям в западной прессе, среди других мер предосторожности увеличили аварийную подачу кислорода, предоставляемую пилотам в случае отказа OBOGS. Грубо говоря, вместо отказа от проблемной системы сделано все, чтобы её сохранить.
Пилот пропавшего самолета провел вираж, после чего резко снизился. Судя по оценке экспертов, подобное поведение после маневра могло бы свидетельствовать о гипоксии, вызванной неисправностью OBOGS. В ряде случаев в сходных ситуациях система подачи кислорода уже давала сбой.
Также не сработала ни одна из систем предупреждения, что тоже вызывает вопросы.
Такие проблемы представляют собой риск в современную эпоху. В наши дни все самолеты, гражданские или военные, заполнены электроникой, требующей сложного программного обеспечения для работы.
На данный момент невозможно сказать, были ли OBOGS вовлечены в инцидент. Однако ВВС сил самообороны Японии не могут просто модифицировать самолеты, чтобы снять с них OBOGS и использовать системы подачи кислорода, подобные тем, что есть в F-15, основном ударном истребителе Страны восходящего солнца, потому что это нарушит условия соглашения с Вашингтоном. Это является одним из серьезный недостатков при покупке иностранных самолетов.
Подозрения
В японских СМИ эксперты опасаются, что F-35A мог быть взломан во время обновления системы - чтобы посеять семена для будущих проблем с программным обеспечением. Считается, что военные США рассматривают этот риск в связи с неисправностями обогатительной системы. Среди возможных «хакеров» рассматриваются Россия и Китай.
При этом не сообщается, зачем вообще неким хакерам понадобилось взламывать систему, которая и сама не всегда работает в штатном режиме. Можно констатировать, что это попытка выгородить американских создателей системы обеспечения пилота кислородом, постоянно дающей сбои.
Неисправности системы генерации кислорода OBOGS выявленные ранее.
Уже писалось про проблематику неисправностей бортовой системы генерации кислорода OBOGS (On-board Oxygen Generating System), которая становится неотъемлемой частью жизнеобеспечения истребителей пятого поколения. Эта система берет воздух от воздухозаборников двигателя, очищает, охлаждает и превращает в кислород 95% содержания.
Система заменяет традиционные емкости для хранения жидкого кислорода, которые сегодня стали анахронизмом. Ограниченные запасы уже не отвечают требованиям, когда пилот истребителя с внедрением системы дозаправки в воздухе должен находиться в воздухе часами и выполнять энергичное маневрирование на больших высотах.
Однако здесь начинаются проблемы с системой OBOGS. Неисправности наблюдались, по меньшей мере, в шести различных типах боевых самолетов - F-35A, F-22 и A-10 ВВС, F-18 КМП, T-45 Goshawk ВМС и T-6 Texan ВВС США. Это т.н. "физиологические события", то есть нарушение поступления кислорода в дыхательные органы пилота, которые вызывают гипоксию, что может стать смертельным из-за головокружения, дезориентации в пространстве, декомпрессии, онемения и боли. Такие инциденты даже приводили к тому, что пилоты отказывались летать на данных типах самолетов.
В 2010 году потерпел катастрофу истребитель F-22, погиб пилот капитан ВВС Джеффри Хэйни. Хотя было установлено, что летчик погиб из-за собственной ошибки, самолеты этого типа на некоторое время были прикованы к земле. Было отмечено 29 случаев гипоксии пилотов, летающих на новейших истребителях F-35A. После пяти инцидентов ВВС приняли решение о прекращении полетов на 11 дней. В ноябре 2017 года были прекращены полеты 28 штурмовиков А-10 после того, как проблемы с дыханием были обнаружены у трех пилотов, использовавших систему OBOGS.
Что стало причиной сбоев такой важной системы? "Нет одной универсальной причины, связанной с производственным или конструкторским дефектом", заявил генерал-лейтенант, заместитель начальник штаба ВВС США Марк Новленд. Некоторые случаи не объяснялись сбоями бортовой системы, их причины не были выявлены и не могут быть воспроизведены в экспериментальном порядке. Генерала подверг критике республиканец Майкл Тернер. "Я не могу быть доволен вашими объяснениями. Что-то происходит не так с системой, на которую пилоты доверяют свою жизнь. Вы задержите дыхание на одну минуту, потом мы вас попросим задержать дыхание на две минуты на следующем заседании. В этом нет никакого смысла", сказал он.
Однако никто не оспаривает жизненную важность бортовой системы регенерации кислорода на современных боевых самолетах. Эти проблемы должны стать стимулом для совершенствования OBOGS. Система генерирует неограниченные объемы кислорода на борту самолета и позволяют пилоту полноценно действовать во время боевых миссий, система не подвержена дыму и испарениям в кабине и производит "живительный кислород, свободный от загрязнения". Но сбой системы на высоте 30 тыс футов, когда самолет маневрирует с большими перегрузками, может стать фатальным для пилота и самолета, пишет аналитик Марк Томпсон.
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=20898