http://www.militaryparitet.com/teletype ... type/4868/
Как сообщает aviationweek.com, американские военные и промышленные круги пытаются расширить «клиентскую базу» истребителя F-35. Но для достижения этой цели нужно будет развеять опасения будущих клиентов по эффективности боевого применения F-35.
Представители компании Lockheed Martin заявляют, что не стоит противопоставлять характеристики F-35 c наиболее мощным истребителем современности F-22, так как последний не является экспортным продуктом. Компания пытается вовлечь в программу F-35 новые страны, таких как Япония, Турция и Греция.
Представитель компании сообщил еженедельнику Aviation Week, что истребитель F-35, который сочетает в себе характеристики стелс, мультисенсорные системы наблюдения за окружающей боевой обстановкой, передовой интерфейс и высокие аэромеханические характеристики, является надежным самолетом. Этот самолет могут закупить страны, которые желают приобретать высокотехнологичный боевой самолет нового поколения за приемлемую цену.
Представители Lockheed Martin полагают, что будущие воздушные бои будут происходить за пределами визуальной видимости на дистанциях более 18 морских миль. Бои на таких дальностях будут составлять 62% от всего количества воздушных схваток. 31% боев будут происходить на дистанциях 8-18 морских миль, и только 7% боев будут происходить на малых дальностях. F-35 рассчитан на перегрузки 9 единиц.
Этот самолет может выходить на углы атаки до 55 град, в то время как большинство современных истребителей имеют показатель 30 град, за исключением F/A-18. Максимальная скорость F-35 достигает 1,67 Маха, на высоте 30 тысяч футов истребитель может разогнаться со скорости 0,8 Маха до 1,2 Маха за 61 секунду, на высоте 15 тысяч футов самолет может выполнять маневры с перегрузкой 9 единиц. На высоте 15 тысяч футов и скорости 0,8 Маха истребитель с двумя УР AIM-120 AMRAAM, размещенных во внутреннем отсеке, может устойчиво маневрировать с перегрузкой 4,95 единиц.
Тем не менее, количество размещенных на борту истребителя ракет воздушного боя значительно меньше, чем у истребителей Су-30МКИ и Typhoon. Пилоты F-35 признают, что хотя истребитель благодаря мощной силовой установке F-135 с тягой 42000 фунтов обладает очень высокими характеристиками ускорения, на больших высотах это преимущество может быть потеряно. Но самолет будет иметь преимущество благодаря технологиям малозаметности, радару с АФАР типа APG-81, многочисленным инфракрасным и оптико-электронным сенсорным датчикам, распределенным по всему планеру, что дает ему понимание тактической обстановки на 360 градусов.
В конфигурации истребителя воздушного боя F-35 имеет взлетный вес 49540 фунтов, тяговооруженность 0,85 и нагрузку на крыло 110 фунтов на квадратный метр. Такие характеристики не идеальны для истребителя, который будет вести высокоманевренные бои на ближних дистанциях. Двигатель F135 обеспечивает тягу 42000 фунтов, и при 40%-ной боевой нагрузке и 7275 фунтах топлива во внутренних баках истребитель будет иметь тяговооруженность 1,09 и нагрузку на крыло 83 фунта на квадратный метр крыла. Эти характеристики тоже не слишком идеальны, но вполне подходят для самолета ближнего воздушного боя.
Еще одним ключевым преимуществом F-35 является его низкая заметность, обусловленная внутренним размещением вооружения, что дает ему значительное преимущество над Су-30МКИ, Gripen, Rafale и Typhoon, которые несут свои ракеты на внешних пилонах. F-35 имеет емкость внутренних топливных баков 8,3 тонны, что также играет в его пользу, так как истребитель не использует внешние топливные баки, которые тоже значительно увеличивают радиолокационную сигнатуру самолета.
Тем не менее, слабой стороной F-35 является его невысокие характеристики маневренности на высоких скоростях и на больших высотах, также ему могут угрожать новейшие УР воздушного боя с прямоточными воздушно-реактивными двигателями как, например, Meteor европейской компании MBDA. Кроме того, истребители Typhoon могут запускать ракеты на более высоких скоростях, чем F-35. Су-30 и перспективный российский истребитель пятого поколения Т-50 также специализируются на выполнении задач «воздух-воздух».
И, наконец, необходимо увеличить количество ракет воздушного боя на F-35. В настоящее время истребитель может нести только четыре ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM. Сейчас ведутся исследования, чтобы увеличить их число до шести единиц. Предполагается, что другие виды ракет, например, с ИК-наведением, будут подвешиваться на внешних узлах подвески. Эти пилоны будут обладать очень низкой радиолокационной сигнатурой. Тем не менее, размещение ракет на внешних узлах несомненно увеличит заметность самолета и снизит его потенциал.
Неясно, какие недостатки нужно удалять в первую очередь. Некоторые пилоты утверждают, что зачастую в воздушном бою главную роль играют не характеристики самолета, а возможности ракет.
http://www.militaryparitet.com/teletype ... type/4858/
У России нет технологических препятствий для создания истребителя класса F-22 (ПЕРЕВОДНЫЙ)
4 марта 2009 г.
Сайт defpro.com, похоже, полностью перешел в стан поклонников F-22 и опубликовал очередную, весьма обширную «зубодробильную» статью в адрес F-35, всячески восхваляя возможности истребителя Raptor.
В течение трех десятилетий США обладали бесспорной монополией на наиболее важные военные технологии времен «холодной войны» - обеспечения малозаметности боевых летательных аппаратов. Но эта монополия в ближайшее десятилетие будет утрачена. Россия, Индия, возможно, и Китай смогут создать малозаметные истребители пятого поколения. Эти самолеты превратят западный военный авиапарк времен «золодной войны» в хлам, что нанесет ущерб поддержанию глобальной стабильности, и F-35 не сможет этому помешать.
Мир, в котором ведущие страны обзаведутся парком малозаметных истребителей и БПЛА, в корне будет отличаться от нынешнего. Америка должна уже сейчас начать думать о том, как справиться с такой ситуацией.
Россия разрабатывает два типа малозаметных боевых летательных аппаратов – истребитель ПАК ФА и БПЛА «Скат». Эти системы будут приняты на вооружение в течение 2010-2020 годов. Китай утверждает, что и он работает над малозаметной версией своего истребителя J-10, а также прилагает усилия по разработке БПЛА с применением технологии «стелс».
Российский разведывательно-ударный БПЛА «Скат» по своей концепции аналогичен американским беспилотникам Х-45 и Х-47. «Скат» был впервые продемонстрирован в 2007 году. Этот 10-тонный аппарат по своему дизайну напоминает стратегический бомбардировщик В-2.
Истребитель ПАК ФА мыслится русскими как конкурент американских самолетов F-22 и F-35. Истребитель пятого поколения заменит существующие самолеты «Сухого» в ВВС России, а также станет главным экспортным продуктом российской военной авиапромышленности.
Прототип ПАК ФА должен был взлететь в 2008 году, но его полет был отложен. До сих пор нет заслуживающих доверия его изображений. Судя по некоторым сообщениям российской прессы, он является малозаметным истребителем завоевания превосходства в воздухе и будет оснащен РЛС с ФАР НО35 «Ирбис-Э» с мощностью приемно-передающих модулей 20 кВт, а его силовая установка будет состоять из двух турбовентиляторных двигателей с тягой на форсаже по 35 тысяч фунтов.
По своим характеристикам этот истребитель будет находиться в одном классе с F-22.
Любой наблюдатель будет задаваться вопросом: имеет ли Россия базовые технологии для проектирования, разработки, тестирования и производства малозаметного истребителя. Ключевыми технологиями являются создание абсорбирующих материалов, методы нанесения радиопоглощающих покрытий, цифровые технологии управления полетом, плоские сопла двигателей, высокотемпературный двигатель и совершенство цифровых линий связи и радиолокации.
Для разработки «стелс»-технологий весьма важной является создание метода по рассеиванию радиолокационных волн. Хороший пример умного формирования дизайна представляют самолеты F-117A, B-2A, YF-23A и F-22A Raptor, а также предлагаемый FB-22A. Что касается F-35 Joint Strike Fighter, то форма сопла его двигателя и нижняя часть фюзеляжа не полностью отвечают канонам технологии «стелс».
Эффективное формирование внешних обводов планера может в 100-1000 раз уменьшить его радиолокационную сигнатуру по сравнению с самолетом сопоставимых размеров, разработанного без применения технологий «стелс».
В настоящее время возможности персональных компьютеров превосходят параметры суперкомпьютеров, которые в 1970-80 годах использовались в США для расчетов малозаметности самолета. В России наблюдается избыток высококлассных специалистов в области математики, физики и электроники, и способность российской промышленности разработать «стелс»-дизайн зависит только от размеров инвестиций в эту сферу, создания необходимых измерительных средств, испытательных стендов и полигонов. Пример с БПЛА «Скат» показывает, что российские методы разработки малозаметных технологий восприняты из американских разработок.
На Западе часто забывают, что Россия берет все лучшее от существующих систем оружия и поэтапно занимается их совершенствованием. Классические примеры это создание сверхзвуковых крылатых ракет AS-4 и AS-6, которые разработаны на концепции британской КР Blue Steel, а также Су-27 Flanker, который разработан на основе ключевых идей, примененных на истребителях F-14, F-15 и F-16. В результате дизайн Су-27 превосходит параметры всех этих трех американских истребителей. Таким образом, русские не обременяют себя трудами изобрести колесо.
Российская промышленность уже давно разработала передовые технологии в области радиопоглощающих покрытий и современных конструкционных материалов. На истребителе Су-35БМ российские инженеры добились значительного снижения радиолокационной сигнатуры мотогондол двигателей. Также они разработали современные технологии для снижения отражающей поверхности задней кромки крыла.
В течение 1990-х годов они освоили цифровые технологии управления полетом истребителя и использовали ее для повышении суперманевренности самолетов Су-30МКИ/МКМ, Су-35БМ и МиГ-35. Использование этой технологии будет способствовать созданию весьма маневренного истребителя пятого поколения, который в этом отношении может превзойти F-22.
Технологию плоского управляемого сопла с пониженной радиолокационной и инфракрасной сигнатурой Россия освоила еще в начале 90-х годов.
Что касается двигателей, то русские в 90-х годах создали ТРДДФ АЛ-41Ф, способного обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет без включения форсажной камеры. Эти технологии затем были использованы при разработке двигателя АЛ-31Ф-117 для Су-35БМ. Создание двигателя с тягой 35 тысяч фунтов с достижением крейсерского сверхзвука не является для России проблемой.
Выбор для ПАК ФА РЛС с гибридной ФАР объясняется незрелостью технологий по созданию активной ФАР. Тем не менее создана РЛС с АФАР типа «Жук-АЭ». К 2020 году, вероятно, Россия полностью освоит технологию АФАР, подражая американским авиационным истребительным РЛС. Самое последнее поколение российских радаров уже имеет полностью цифровую обработку сигналов.
Таким образом, не может быть никаких сомнений, что русские обладают всем набором ключевых технологий, чтобы создать истребитель класса F-22, обладающего сверхзвуковой крейсерской скоростью полета. Основные аэродинамические параметры, форма планера и силовая установка, подобные применяемым на F-22, были разработаны более десяти лет назад.
Когда в конце этого года мы увидим, что собой представляет ПАК ФА, то можем делать выводы, насколько эффективен дизайн «Сухого». Но мы можем быть уверены, что крейсерский сверхзвук русскими будет достигнут, и что этот истребитель будет очень маневренным. Останется только одна интрига – насколько этот самолет ушел вперед в области малозаметности.
На надо быть уверенными в том, что только F-22 сможет сохранить превосходство над новым русским истребителем. Мы должны добиться того, чтобы не утратить превосходство в соотношении 144 : 0. F-35 не сможет гарантировать такое превосходство.
Американцы должны начать думать о том, какие ВВС они должны иметь в 2020 году. «Стелс»-монополия не может длиться вечно, и наше асимметричное превосходство будет поставлено под сомнение. В будущем весьма вероятно столкновение в воздухе самолетов симметричного «стелс»-класса, и, стало быть, асимметричные конфликты уйдут в прошлое.
Только совершенствование истребительной авиации ВВС и авиации ВМС США на основе F-22 и его будущих модификаций позволит Америке сохранить глобальное воздушное превосходство в мире будущего.
http://www.defpro.com/daily/details/260/