plant15 написал(а):
А от чего зависит расположение колеса спереди или сзади?
От многих факторов.
Во-первых, задний костыль значительно легче передней стойки, потому что работает только при небольших скоростях - дальше самолет "встает" на два передних шасси. Значит, еще не нужны системы амортизации, системы поворота стойки, системы уборки - костыль не создает большого сопротивления(хотя позднее их делали убирающимися). Наконец, не нужно подкреплять фюзеляж - хвост и так рассчитан на значительные нагрузки.
Поэтому даже тяжелые бомбардировщики времен ВМВ имели двухстоечное шасси и "дутик" - этим достигалась серьезная экономия в весе и, не в последнюю очередь, в живучести систем.
Во-вторых, если двигатель в носу - переднюю стойку просто некуда убирать. Ну а если все же найдется место - нос сильно перетяжелится. Выходит, еще нужны затраты в весе на балансировку, например, на удлинение хвоста. Или на балласт(чисто теоретически, балласт на военном самолете - нонсенс).
Особняком тут стоит американская школа. Американцы на бомберах отдавали предпочтение трехстоечному шасси... тем самым создав конструкторский курьез(как они это умеют). Передняя стойка имеет смысл, если самолет предполагается эксплуатировать с "тяжелых" грунтовых аэродромов с плохим покрытием. Как раз чтобы избежать капотирования, если колесо попадет в яму, например. Однако американские двигатели были слишком "нежными", и эксплуатации на запыленных аэродромах не допускали. (По нашему опыту двигатель П-39 "жил" на полевом аэродроме примерно 1,5 часа.)
В результате, американские бомберы "возили" вместо бомб ненужную на бетонных аэродромах переднюю стойку.
Но Вы можете спросить - ведь у этих самолетов очень хорошие характеристики? Да, хорошие. А достигались они очень просто - все тогда летали на 67,76 бензине, а американцы заливали Б-100. В результате, мощность двигателей возрастала в 1,5 -2 раза, а расход топлива в те же разы уменьшался.(Я часто думаю, что было бы, если бы в тот же Ла-5 залить "сотку"?)
Но он дико дорогой даже сейчас(когда на поток еле-еле поставили 98, да и то не авиационный), а тогда вообще был за гранью здравого смысла. В общем, сколько денег "американских налогоплательщиков" было переплачено за бензин, и сколько на эти деньги можно было построить самолетов и моторов - тайна велика есть.
Где-то недавно была дискуссия по поводу американской конструкторской школы - так с тех времен главный её принцип не изменился: "бороться не умом - с причинами, а деньгами - со следствиями".