1. Немецкий химпром покидает Европу
Немецкие химические компании активно инвестируют в современные заводы и зеленые технологии, но делают это не в родной Германии и даже не в Европе, а за пределами континента, бьет тревогу Михаэль Василиадис, президент Союза горнодобывающей, химической и энергетической промышленности ФРГ (IG BCE).
«Они (инвестиции в новые фабрики и технологии) уходят из Германии»,- предупреждает он.
Он также обращает внимание на то, что тенденция ухода инвестиций ускорилась после энергетического кризиса. Главные бенефициары тревожной для Германии тенденции – Китай и США, которые заманивают немецкие химические компании «полным пакетом» из налоговых льгот, доступа к зеленой энергии, быстрого оформления всех документов и разрешений и т.д.
В Европе усиливается конкуренция за прямые иностранные инвестиции (FDI), пишет Financial Times. В прошлом году в ФРГ был установлен антирекорд по корпоративным инвестициям, потому что, как сообщает Немецкий институт экономических исследований (DIW), компании старались вкладывать деньги не в родной стране и даже не в Европе, а за ее пределами. Экономисты DIW называют ситуацию, складывающуюся в экономике ФРГ, «тревожной».
Вашингтон в августе прошлого года принял Закон о снижении инфляции (IRA), который содержит существенные субсидии для инвесторов в зеленые технологии. IRA сейчас играет важную роль в привлечении FDI в ключевые секторы американской экономики. Китай, по словам Михаэля Василиадиса, тоже субсидирует ряд отраслей, одной из которых является химическая промышленность. Особенно сильно заинтересован Пекин в иностранных инвестициях в технологические отрасли.
Василиадис, который, кстати, входит в наблюдательный совет BASF, приводит этого химического гиганта в качестве примера компании, активно инвестирующего в Поднебесную. BASF сейчас строит нефтехимический комплекс в Чжаньцзяне, провинция Гуандун, со сметой в 10 млрд евро, который будет напоминать завод в Людвигсхафене, где находится штаб-квартира крупнейшей химической компании в мире и ее основное производство. Строя огромный комплекс в Китае,
BASF в довершение ко всему еще и предупредил о сокращении производства в Европе, причем, не временном, до наступления лучших времен, а постоянном, т.е. навсегда.
По словам Василиадиса, BASF выбрал Китай как место строительства нефтехимического комплекса, потому что китайские власти обещают помощь и поддержку. Достаточно сказать, что по просьбе немецкой стороны китайцы построили недалеко от строительной площадки ветровую ферму для снабжения стройки дешевой зеленой энергией.
Начальник отдела химических исследований в Kepler-Chevro Кристиан Вейц считает, что европейские химические компании больше не будут строить в Старом Свете новые заводы по производству аммиака, играющего немаловажную роль в зеленом переходе, т.е. замене ископаемых видов топлива возобновляемыми источниками энергии. К тому же, BASF, например, закрыл один из двух своих заводов по производству аммиака в Людвигсхафене.
Политики, объясняет Вейц, знают об этих тревожных тенденциях, которые угрожают росту европейской экономики, но пока не очень торопятся с ними бороться.
В Ассоциации химической промышленности ФРГ (VCI) утверждают, что европейским химическим компаниям волей-неволей приходится инвестировать в Китай, доля которого на химическом рынке составляет приблизительно 43%. В VCI отмечают о росте инвестиций немецких химических компаний в КНР и подчеркивают, что туда уходит 20% инвестиций немецкого химпрома.
источник
2. Прогнозы для химпрома Германии становятся все более мрачными
Ассоциация химической промышленности ФРГ VCI считает, что обстановка в немецком химпроме, одном из флагманов первой экономики Европы, хуже, чем ее экономисты прогнозировали в последнем прогнозе, пишет Reuters.
Президент VCI Маркус Стейлеман, который также возглавляет компанию Covestro, перечислил главные, по его мнению, проблемы немецкого химпрома. Это высокие цены на энергоносители и электроэнергию, стареющая инфраструктура, нехватка квалифицированных работников, и медленная цифровизация, и мощная бюрократия. Все это, а также немало других проблем, «отнимают у наших промышленников уверенность», объясняет он.
Ассоциация, объединяющая ок. 1900 химических предприятий и компаний, считает, что по итогам 2023 года производство сектора, включая фармацевтическую отрасль, снизится на 8%. В предыдущем прогнозе, напомним, немецкому химпрому предсказывали спад на 5%.
Продажи в третьем в немецкой экономике сектора, по новому прогнозу, снизятся в этом году на 14%, что является двукратным превышением прошлого прогноза.
В первой половине года спад производства химической отрасли, включая фармацевтику, составил 10,5%, а продаж – 11,5%. При этом цены производителей выросли на 5%.
К слову, в последние пару месяцев прогнозы в большинстве случаев в худшую сторону изменили десятки химических компаний, включая лидера отрасли – BASF.
Химпром особенно зависим от цен на энергоносители и энергию. В случае с Германией эта аксиома усиливается еще и очень высокой зависимостью от энергоносителей всей немецкой промышленности, «поднявшейся» в последние пару-тройку десятилетий на дешевых нефти и газе России. Спрос падает, обвалилось количество новых заказов резко выросло.
Медленное и неубедительное восстановление китайской экономики, на долю которой приходится более 40% всего спроса на химических рынках, а также усиливающаяся конкуренция со стороны китайских конкурентов, усиливают давление на вторую экономику планеты.
VCI предупредила на этой неделе, что европейский химпром ждет «идеальный шторм» со спадом производства в размере 8%.
На фоне растущих проблем немецкий химпром переводит свое производство в США и Китай, где за счет более дешевой энергии может сохранить свою конкурентноспособность.
Кстати, химическая промышленность Германии считается своего рода лакмусовой бумажкой все европейской экономии, потому что его продукция применяется в очень широком круге секторов от автопрома и строительства до сельхозпродукции и продукции, скажем, текстильной промышленности.
источник