Тонной топлива больше - специалисты рассматривают как основную версию о том, что причиной аварийной ситуации "Протон-М" стала ошибка при заправке ракеты-носителя
Москва. 7 декабря. INTERFAX.RU - Специалисты определили основную версию наудачи пуска ракеты-носителя "Протон-М". Как выяснилось, при заправке в "Протон" залили на тонну топлива больше, чем надо. Как сообщил "Интерфакс-АВН" источник в ракетно-космической отрасли, именно эту версию рассматривает как основную комиссия, расследующая причины аварийного пуска ракеты-носителя. "Есть версия, что в разгонный блок ДМ-03 на космодроме Байконур залили топлива на тонну больше, чем было надо", - сказал собеседник агентства.
Источник отметил, что это хорошо объясняет имеющуюся у специалистов телеметрическую информацию, согласно которой к моменту отделения разгонного блока со спутниками "Глонасс-М" скорость полета ракеты-носителя была меньше расчетной примерно на 100 метров в секунду. Специалисты создали модель ситуации с заливкой большего объема топлива и получили ситуацию, аналогичную той, которая имела место в минувшее воскресенье.
В настоящий момент Роскосмос принял решение приостановить запуски "Протонов" до того момента, пока не будет окончательно определена причина аварии
Спутники было не спасти
Программой полета ракеты-носителя "Протон-М" не предусмотрена возможность досрочного отделения от нее разгонного блока, сообщил "Интерфаксу-АВН" в понедельник источник в ракетно-космической отрасли. "В работу системы управления ракеты-носителя невозможно вмешаться в полете, поэтому разгонный блок со спутниками нельзя было преждевременно отделить от третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М", - сказал собеседник агентства.
Так он прокомментировал сообщения ряда СМИ о том, что космические аппараты "Глонасс-М" можно было спасти, приняв волевое решение о досрочной отстыковке разгонного блока ДМ-03 от ракеты-носителя.
Он пояснил, что "система управления ракеты-носителя просто не отреагирует на команды с Земли, так как она реализует находящуюся в памяти цифровой вычислительной машины программу доставки разгонного блока со спутниками в нужное место и их отделения при определенной скорости и на определенной высоте".
Более того, по словам источника, если бы даже разгонный блок со спутниками удалось досрочно отделить от ракеты-носителя, то он бы не смог добрать ту скорость, которую не добрала ракета-носитель. "Такая аварийная ситуация просто не заложена в память цифровой вычислительной машины разгонного блока. Кроме того, не хватило бы запасов топлива", - добавил собеседник.
Предыстория
Напомним, что ракета-носитель "Протон-М" стартовала в воскресенье в 13:25 МСК с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию.
Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США).
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил "Интерфакс-АВН", что причины, которые привели к потере трех спутников "Глонасс-М", должны быть названы до середины декабря. "Созданная межведомственная комиссия должна представить руководству страны доклад о причинах неудачного запуска трех навигационных спутников в середине декабря", - сообщил собеседник агентства. Он отметил, что в комиссию включены, в частности, представители Минобороны РФ, Роскосмоса. "В состав комиссии не вошли представители фирм, непосредственно отвечавших за пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя навигационными спутниками, - космического центра им.Хруничева и корпорации "Энергия". Это должно повысить объективность расследования", - сказал собеседник агентства.
Комментируя информацию СМИ о том, что межведомственную комиссию возглавил гендиректор отраслевого института Роскосмоса - ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов, собеседник агентства сказал: "Пока официальной информации на этот счет нет".
Между тем в понедельник вечером в компании "Навигационно-информационные системы" (НИС) заявили, что аварийный запуск трех навигационных спутников "Глонасс-М" не помешает коммерческому использованию системы ГЛОНАСС на всей территории Российской Федерации. "Сегодня существующая орбитальная группировка ГЛОНАСС, включающая в себя в общей сложности 26 космических аппаратов, покрывает территорию России с требуемой навигационной точностью и надежностью. Поэтому задержка с восполнением орбитальной группировки, вызванная вчерашней аварией, не повлияет на внедрение в нашей стране различных ГЛОНАСС-технологий", - сказал представитель НИС. Так он прокомментировал неудачный запуск трех спутников "Глонасс-М" в воскресенье с Байконура.
Представитель НИС напомнил, что сегодня на орбите есть 26 спутников "Глонасс-М", четыре из которых выведены на временное техническое обслуживание, а два находятся в резерве. "Федеральный сетевой ГЛОНАСС-оператор считает, что высокие темпы оснащения автотранспорта в России навигаторами ГЛОНАСС/GPS сохранятся", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что продолжится также реализация программы экстренного реагирования при авариях "ЭРА ГЛОНАСС", которая включена в перечень проектов, одобренных комиссией по модернизации экономики при президенте РФ.