Российские промышленники, профильные атомные и морские КБ и НИИ уже несколько лет предметно прорабатывают вопрос технической стороны подъема затонувшей советской АПЛ К-27 проекта 645. В случае успешной операции подъема с помощью российских технических средств планируется начать проработку подъема АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685, шифр "Плавник". Об этом Mil.Press FLOT сообщили три информированных источника в отрасли. Точные сроки подъема обоих атомоходов пока неизвестны.
По данным одного из собеседников издания, подъем К-27, лежащей на глубине в 75 метров на дне Карского моря, реально осуществить в первой половине 2020-х годов. Ранее подъем планировался на конец 2010-х годов.
Второй источник отметил, что на создание специализированного судна проекта 23570 для подъема ПЛ уже выделена часть средств. Судно показали на выставке "Нева-2019" в ограниченном режиме.
Ледовый класс перспективного проекта - Arc4. Корпус - катамаранного типа. Длина - 137 метров, ширина - 36 метров, осадка - 7,5 метра. Дедвейт при осадке по КВЛ - 10 тысяч тонн. Грузоподъемное устройство группового действия способно поднять объект массой до 14 тысяч тонн. Оно создано на базе 56 грузоподъемных механизмов единичной г/п 250 тонн. Грузозахватное устройство состоит из 14 модулей единичной г/п в тысячу тонн.
В описании полезной модели объект обозначается как "несамоходное морское судно для подъема, транспортировки и передачи на утилизации затопленных (затонувших) крупногабаритных и тяжеловесных морских объектов".Построить судно планируют в Санкт-Петербурге или Северодвинске, добавил третий собеседник издания. Возможна кооперация предприятий. Есть два варианта стоимости работ - более бюджетный (3-4 млрд рублей) и более дорогой (7-8 млрд).
В проекте 23570 реализуется целый ряд новых технических решений в области судоподъема, в этом направлении выполнили несколько опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 году". Одна из них - ОКР "Технология-А(ТП)". Ее задача - "разработка технического проекта комплексной технологии и технических средств для поиска, идентификации, подъема и передачи на утилизацию подводных потенциально опасных объектов".
Как отмечается в одном из документов ОКР, "первоочередной задачей до... детальной разведки... месторождений углеводородов на континентальном шельфе Карского и Баренцева морей, а также прилегающем побережье архипелага Новая Земля, является задача экологической реабилитации лицензионных участков от крупногабаритных и тяжеловесных подводных потенциально опасных объектов, включая обоснование различных вариантов обращения с ними – подъем и утилизация на суше, изоляция на дне или оставление на дне без вмешательства".
https://flot.com/2020/Экология1/