ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ ЛЕТ ВВС РОССИИ ПОЛУЧАТ ИСТРЕБИТЕЛИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Российские ВВС получат истребители пятого поколения в 2015-2016 годах. Такое заявление сделал на пресс-конференции первый заместитель Главкома ВВС России Анатолий Ноговицын. «Самолет пятого поколения готовится по двум направлениям - в качестве тяжелого и легкого истребителей. Такие самолеты мы получим ориентировочно в 2015-2016 годах», - сказал Ноговицын.
Ранее Главком ВВС Владимир Михайлов заявлял, что прототип нового тяжелого истребителя может подняться в воздух уже в 2006 году. «В любом случае, первый полет точно произойдет в 2007 году», заявил Михайлов.
Появление этого самолета (сейчас его условное имя И-21 или ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), по мнению экспертов, не только повысит возможности российских ВВС, но и закрепит за страной передовые позиции в военном авиастроении.
«Работа над комплексом идет строго по графику, - говорит главком ВВС. - Недавно мы познакомились с электронной версией ПАК ФА. Она удалась. В "Сухом" серьезно продвинулись в области формирования облика будущей машины. Очень большой прогресс достигнут в плане аэродинамики: все оружие находилось внутри фюзеляжа. Авионика позволяет эффективно обнаруживать и распознавать цели.»
О новом вооружении истребителя, кроме того что все оно будет находиться внутри фюзеляжа (это обеспечивает малую радиолокационную заметность самолета), известно мало. Пожалуй, это одна из самых серьезных тайн новой машины. Однако, по словам тех, кто имеет отношение к его разработке, известно, что, например, авиационные ракеты на ПАК ФА будут иметь в диаметре квадратную форму. Говорят, что это позволит "плотнее" разместить ракеты, а значит, взять их на борт значительно больше, чем раньше.
По словам Михайлова, тяжелый и легкий истребители будут оснащаться одной авионикой. Отличаться они будут, в первую очередь, числом двигателей (одним и двумя). «Не всегда нужно ездить на «Мерседесе», иногда лучше «Ока», - прокомментировал эту информацию главком.
В настоящее время планер И-21 уже «продут» в аэродинамической трубе, все характеристики выверены. По словам Ноговицына, истребители пятого поколения будут многофункциональными, иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость, авионика будет полностью автоматизирована.
Как говорит президент ОАО НПЦ "Технокомплекс" Гиви Джанджгава, кабина нового истребителя уже демонстрировалась в рамках авиасалона МАКС-2005. В ней нет аналоговых приборов, только жидкокристаллические дисплеи. Часть информации с них транслируется на лобовое стекло шлема пилота. Об этом пишет Inauka.ru.
Работа над проектом истребителей пятого поколения ведется в соответствии с Государственной программой вооружений на 2006-2015 годы, сообщает Lenta.ru
«СУХОЙ» ЗАВЕРШИЛ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Опытный образец двигателя для российского истребителя пятого поколения прошел испытания. «В ОКБ Сухого выполнены десятки полетов, двигатель полностью подтверждает расчетные характеристики и уже сегодня может использоваться в качестве силовой установки на самолете пятого поколения», - заявил главком ВВС России Владимир Михайлов.
Проектирование двигателя АЛ-41 осуществляет НПО «Сатурн». В работе принимают участие специалисты машиностроительного завода «Салют», завода имени Климова и других ведущих двигателестроительных предприятий.
Точные характеристики нового двигателя не сообщаются, однако, по заявлению главкома ВВС, он превосходит по абсолютной и удельной тяге существующие двигатели АЛ-31 используемые на истребителях семейства Су-27, а также отличается большим межремонтным ресурсом.
«Двигатель 117С для ПАК ФА уже «налетал» более 30 часов, - сообщил глава НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. - Он полностью отвечает требованиям, предъявляемым ВВС к авиационным энергетическим установкам нового поколения.»
Движок — это главное у истребителя 5-го поколения. Он должен обеспечить не только высокую грузоподъемность, маневренность машины, но и сверхзвуковой крейсерский полет. На современных моторах, стоящих на истребителях «Су» или «МиГ», это возможно только при кратковременном включении форсажа, что приводит к перерасходу топлива и износу самого мотора. Новый двигатель НПО «Сатурн» совершенно спокойно выдает на килограмм собственного веса тягу в 10—12 тонн, что позволяет без особых проблем летать на крейсерской сверхзвуковой скорости — более 1200 км в час. В КБ «Сухого» рассказывают, что во время обкатки нового мотора на серийном истребителе Су-27 пилотам удалось превысить считавшиеся предельными пилотажные возможности машины.
«Некоторые из этих полетов стоят на грани мировых рекордов, — рассказывает Ласточкин. — Например, у самолетов «Су» есть предельная скорость, которой они достигают с обычными двигателями, сейчас она значительно превышена. Это говорит о том, что истребитель может летать быстрее, брать больше ракетно-бомбового вооружения и при этом обладать большей маневренностью. А также позволяет делать вывод, что внедрение двигателя 117С не только на истребителях 5-го поколения, но и на обычных войсковых «сушках» даст существенный прирост боевых возможностей ВВС.»
Есть и еще одна важная черта нового двигателя — рабочий ресурс мотора превышает 4 тысячи часов, что для отечественных авиадвигателей сегодня считается запредельной величиной. Это означает, что наши летчики смогут летать до регламентных работ на двигателе не только больше, чем сейчас, но и используя его в критических режимах. Например, летать на максимальных скоростях, используя возможности поворотных сопел для выполнения сложных маневров в воздухе. По данным ВВС, только средний ремонт двигателя стоит от 5 до 20 миллионов рублей, и на всех типах самолетов их нужно ремонтировать даже не сотни, а тысячи раз.
ИНДИЯ ПОМОЖЕТ РОССИИ С ИСТРЕБИТЕЛЕМ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил, что истребитель пятого поколения будет создан совместными усилиями России и Индии и поднимется в воздух в 2009 году.
Россия, по его словам, "третий год занимается разработкой истребителя пятого поколения на базе проекта "Сухого". Этот проект предусматривает внутрироссийское бюджетное финансирование, измеряемое десятками миллиардами рублей", но предусматривает и "присутствие частного капитала".
"Индийская сторона давно высказывает заинтересованность в соучастии в проекте. Насколько мне известно, правительство Индии приняло решение по окончательному проекту, и мы готовы подключить индийский партнеров к этому проекту", - отметил министр. Он добавил, что этот вопрос будет обсуждаться в среду на заседании двусторонней комиссии по ВТС и во время визита президента РФ в Индию.
Напомним, что в начале прошлого года Главком ВВС Владимир Михайлов заявлял, что прототип нового тяжелого истребителя может подняться в воздух уже в 2006 году. «В любом случае, первый полет точно произойдет в 2007 году», заявил Михайлов.