Американский ленд-лиз для Гитлера
Про ленд-лиз для Советского Союза написано немало, в том числе и полного бреда, как совершенно принижающего его значимость, так и неимоверно преувеличивающего. Правда же в том, что помог он немало, но действительно масштабная помощь (не только ленд-лиз) пошла фактически только с 43-го года, уже после Сталинграда, когда наши начали бить немцев на всех фронтах.
В 41-м ленд-лиз был крайне ограничен, грузы шли в основном из Британии. В 42-м грузоперевозки начали разворачиваться, но трагедия конвоя PQ-17 привело к прекращению поставок по арктической линии, причем в самый опасный для нашей страны момент.
«Я был рад узнать от лорда Бивербрука об успехе трехсторонней конференции, состоявшейся в Москве. «Bis dat qui cito dat». Мы намерены обеспечить непрерывный цикл конвоев, которые будут отправляться с промежутками в десять дней. Следующие грузы находятся уже в пути и прибудут в Архангельск 12 октября: 20 тяжелых танков, 193 истребителя (предоктябрьской квоты). Следующие грузы отправляются 12 октября и намечены к доставке 29-го: 140 тяжелых танков, 100 самолетов типа «Харрикейн», 200 транспортеров для пулеметов типа «Брен», 200 противотанковых ружей с патронами, 50 пушек калибром в 42 мм со снарядами. Следующие грузы отправляются 22-го: 200 истребителей, 120 тяжелых танков. Из этого следует, что вся октябрьская квота самолетов и 280 танков прибудут в Россию к 6 ноября. Октябрьская квота транспортеров для пулеметов типа «Брен», противотанковых ружей и пушек калибром в 42 мм для танков прибудет в октябре. 20 танков были погружены для провоза через Персию и 15 будут немедленно отправлены из Канады через Владивосток».
Из сообщения Черчиля Сталину о военных поставках в 1941 году
Но уже летом 1942 года СССР выпускал 2500 танков ежемесячно, то говорить о решающей силе ленд-лиза (300 танков за квартал), как-то не приходится.
Основная же часть ленд-лиза – это вообще 1944-й и 1945-й годы, причем изрядное количество грузов вообще к нам попала после Победы. Но, что характерно, очень часто, когда говорят о значении зарубежных поставок в ВОВ, берут весь объем, причем без разбивки по периодам. Естественно, при таком подходе создается впечатление, что и в 41-м и 42-м помощь США и Британии была существенная и покрывала изрядную часть потребностей нашей армии.
Грузовой Форд на службе в Вермахте
Но в этой главе я бы хотел написать не о поставках из США для Красной Армии, а о помощи американских корпораций Гитлеру. А она была куда больше той, что они оказали Сталину. Об этом и после войны и сейчас стесняются писать, а ведь все это было. Полной картины и сейчас нет, известны только отдельные факты, которые не удалось скрыть.
Вообще основную часть ВПК гитлеровской Германии построили именно американские корпорации, вложившие в нее громадные деньги.
Кстати, тут стоит вспомнить слова Трумена, опубликованными в газете «Нью-Йорк Таймс» от 24 июля 1941 года (сканы есть в интернете):
«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше, хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах».
Автомобиль Ford V3000 в Вермахте
До начала Второй Мировой вложения американских компаний в гитлеровскую экономику:
Ford – 17,5 млн. долларов, Standard Oil of New Jersey (ныне Exxon) – 120 млн, General Motors – 35 млн, ITT – 30 млн. Это учтены только крупнейшие корпорации. А доллар тогда стоил порядка 35-45 нынешних баксов (по разным оценкам), т.е. на современные деньги речь идет о многомиллиардных вливаниях.
Вы, конечно, можете сказать, что все это грехи лишь отдельных американских предпринимателей, а сами США тут ни при чем. И будете не совсем правы, поскольку многие, торговавшие с Гитлером, компании делали это с ведома и при полном одобрении и защите американского правительства. Например, когда однажды в мае 1940 года англичане поймали за руку караван американских и германских танкеров с американской нефтью для немецких потребителей, под французским флагом шедший в Касабланку, то их тут же одернул из Вашингтона лично глава американского Госдепартамента Кордэлл Хелл, после чего весь грозный и непотопляемый британский флот вынужден был поднять лапки кверху и отпустить караван на все четыре стороны.
В. Грызун, «Как Виктор Суворов сочинял историю»
Фактически без США, Германия вряд ли бы смогла построить за 6 лет (1933-1939) мощнейшую военную промышленность, уничтоженную по результатам Первой Мировой, при этом находясь в жесточайшем экономическом кризисе.
Заводы Opel в Германии полностью принадлежали американской General Motors. Именно на них выпускались грузовики, бронеавтомобили и бронетранспортеры для Вермахта и половина двигателей для бомбардировщиков Junkers-88. Реактивные двигатели в 1943 году для Messerschmitt-262 были созданы в немецком филиале General Motors.
Prat & Whitney передал Германии лицензию на двигатель BMW «Хорнет», которым оснащались до самого конца войны транспортники Ju-52/3. Это только один пример.
Бомбардировщик, а потом транспортный самолет Ju-52/3
После начала Второй Мировой войны сотрудничество отнюдь не прекратилось. Особенно отличился Форд!
В 1940-м году он отказался собирать двигатели для Британии, а вот для немцев охотно согласился. Во Франции, на заводе в Пуасси начали для Германии производить авиадвигатели и автомашины для фрицев.
После оккупации Франции производство еще увеличили. Даже филиал в Алжире собирал грузовики и бронеавтомобили для Роммеля. Оно, конечно, американофилы скажут, что мол, немцы заставили. Может и так, но прибыль Форд с этих заводов исправно получал, немцы аккуратно платили. Не зря же они Швейцарию не захватили. Ага, доблестных швейцарцев испугались, как же! При тех операциях, что шли через швейцарские банки, европейским горцам армия вовсе не была нужна – с них и так бы Гитлер пылинки сдувал.
Бомбардировка Кёльна в 1942 году
В 1942 году английская авиация в пыль разнесла Кёльн. Город был почти уничтожен, но громадные заводы Форда практически не пострадали. Впрочем, небольшой урон американской собственности в городе нанесен был и «Форд» и «Дженерал моторс», действуя совместно, добились от правительства США компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».
Кстати, Форд в 1970 году отсудил у правительства США 30 млн. долларов за разбомбленные в годы 2МВ свои заводы в Германии авиацией союзников в 1944-1945.
Еще до начала войны Форд поставил Германии 65 тысяч грузовых автомобилей с заводов в Бельгии, Франции, Германии. В швейцарском филиале Форда был налажен ремонт немецких грузовиков. Так что нейтральные швейцарцы скромно и незаметно Рейху помогали… да они и оружие потихоньку фрицам продавали. Еще компания Форда обеспечивала получение Германии каучука. Остро необходимого Вермахту.
За заслуги Гитлер в 1938 году наградил Генри Форда на его 75-летие высшим орденом Германии для иностранцев – Большим крестом Ордена Заслуг германского орла. Немецкий консул лично в Детройт мотался – вручить награду со свастикой американскому «автомобильному королю», где был благосклонно принят.
Награждение Генри Форда Большим крестом Ордена Заслуг германского орла
Американцы практически до 45-го года оставляли в Германию нефть и бензин. Standard Oil of New Jersey (Exxon) напрямую продала в Германию бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. Но это именно напрямую.
На деле поток нефтепродуктов в Германию из-за рубежа был куда больше. С заводов компании, находящихся на голландских Антильских островах, нефть и бензин шли в Испанию. На эти поставки был завязан весь танкерный флот испанцев, да и американские наливные суда ходили по этому маршруту. Еще в начале 1944 года нацисты получали из Испании по 48 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов ежемесячно. Сколько вообще было перевезено через Португалию и Испанию топлива для немцев неизвестно, но обе эти страны всю войну экспортировали горючего в несколько раз больше, чем им требовалось. Не все, правда, немцам попадало – Италия тоже пользовалась этим маршрутом поставок. Так что часто повторяемый тезис о том, что Румыния была единственным источником нефти для немцев не совсем верен.
А еще Standard Oil подписала договор с нацистской Германией. По нему она обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука в Германию и Италию. Хозяева корпорации – Рокфеллеры, умудрялись получать прибыль и с Пентагона и с Рейха, продавая продукцию обоим. Наживались, получается, и на крови американских парней – и ничего, «бизнес, ничего личного».
Ялмар Шахт на трибунале в Нюрнберге
Во время Нюрнбергского процесса министр экономики Германии и президент «Рейхсбанка» Ялмар Шахт попробовал заикнуться о роли «Дженерал моторс», в поте лица помогавшей Вермахту и Люфтваффе, но его быстро заткнули.
Это притом, что в США был принят так называемый «Trading with the enemy act» – закон о наказании за помощь нацистам. Однако его так и не применили к хозяевам ни одной из корпораций Америки, плотно сотрудничавших с Германией.
Деньги не пахнут!
https://author.today/reader/461671/4466888