Специалисты по части рыболовного хозяйства дают свой прогноз: водяной цикл в нашем регионе длится примерно 40-60 лет. В начале этого цикла все озера и реки наполнены водой. Потом идет постепенное обмеление водоемов, высыхание озер, и рыба исчезает. По подсчетам синоптиков, сейчас в Забайкалье идет как раз вторая половина водяного цикла. То есть все нарастающая засуха.
Соединив оба факта, получаем страшную “сумму” – торфяников вокруг Читы много, а влаги все меньше и меньше…
***********
Старожилы Читы, наверняка, помнят – возле города лет пятьдесят назад было много болот. Сейчас на их месте стоят дачные поселки. Даже если ехать от Каштака к Смоленскому кольцу, по левую сторону видны остатки бывших трясин, а дальше – дачи и дачи. Все они стоят на торфе. В советские времена была такая мысль – сделать рядом со столицей Забайкалья торфоразработки. Дешевое и хорошее топливо для фермерских хозяйств. Но делать не стали,
видно, посчитали – невыгодно. Зато мы теперь точно знаем – торфа вокруг Читы много.
- Тушить его мы не можем, – признается лесничий Виталий Сокольский, – дело это не то что хлопотное, просто безумно дорогое. У нас и людей-то не хватит. Единственное, что в наших силах – отследить такой пожар и предупредить жителей населенного пункта, к которому он подбирается.
Однако за всю историю Забайкалья вокруг Читы еще не было ни одного крупного торфяного пожара. Соответственно, люди не знают, насколько он опасен. Например, в Оренбургской области жители деревень при виде дымка из-под земли сразу же покидают населенный пункт. Бросают вещи,
хозяйство. Потому что там проваливался на метр под землю и загорался уже не один дом.
http://www.chita.ru/wikismi/p4805/
В Брянской области сложилась катастрофическая ситуация с палами сухой травы. Самые крупные и массовые палы наблюдаются в западных районах области, в зоне чернобыльского следа, где зима была практически бесснежной, и трава просохла очень рано. Травяные пожары в этой зоне сами по себе приводят ко вторичному радиоактивному загрязнению населенных пунктов, но еще хуже то, что они являются причиной появления многочисленных очагов тления на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях - а эти очаги в теплое время года превращаются в крупные торфяные пожары, чреватые гораздо более сильными выбросами радиоактивных веществ. Несмотря на чрезвычайные масштабы травяных палов и особые угрозы, связанные с ними в зоне чернобыльского следа, в регионе пока не введен не только режим ЧС, но даже и особый противопожарный режим - в результате чего должная борьба с поджогами сухой травы не ведется.
Вот так выглядит ситуация в Брянской области по состоянию на 17 марта 2015 года (космоснимок Aqua MODIS с наложенными границами региона и Российской Федерации, и термоточками системы FIRMS за последние сутки, отражающими только самые крупные и продолжительные палы сухой травы):
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=17722