Сергей Собянин и эпоха нефтяных полей в Москве
Москвичам стоит ожидать к себе отношения, как к сырью
Назначение Сергея Собянина на пост мэра российской столицы большинство наблюдателей оценили как приход человека Путина. Но это не так. Собянин представляет интересы советско-российской нефтяной номенклатуры. Жителям Москвы от нового градоначальника ждать ничего особенно плохого не стоит. Впрочем, и о надеждах на лучшее тоже следует забыть – отношение к ним будет, как к сырью.
Сразу же после того, как стал известен выбор Дмитрия Медведева из четверки претендентов на пост мэра Москвы, в адрес Сергея Собянина многие наблюдатели сделали массу реверансов. Собянин, оказывается, квалифицированный управленец, имеет опыт зачистки Тюменской области от юкосовцев (пригодится для разгона лужковской мафии), и уж точно при нем коммунальная сфера в Москве не будет работать хуже. Сам Дмитрий Медведев так объяснил свой выбор: «Вы опытный управленец, который обладает необходимыми качествами для того, чтобы быть мэром Москвы».
Что касается опыта, то да, он у Собянина, конечно есть. Например, в 1991-1993 годах он был мэром Когалыма. Это город с населением менее 50 тысяч человек, созданный и существующий, по большей части, как вахтовый поселок нефтяников. Довольно специфический населенный пункт, не так ли? Вся дальнейшая административная работа Сергея Собянина в Ханты-Мансийском автономном округе шла в тесной связке с нефтяными компаниями, прежде всего, ЛУКОЙЛом и Сургутнефтегазом. В 1999 году Собянин вступает в партию региональных «баронов» - то есть, Юрия Лужкова, Минтимера Шаймиева, Муртазы Рахимова и Евгения Примакова – «Отечество - Вся Россия».
В конце 2000 года Сергей Собянин, продолжая числиться в партии региональных бонз, выигрывает выборы на пост губернатора Тюменской области. При этом тогдашний президент России Владимир Путин публично заявил о своей поддержке конкурента Собянина Леонида Рокецкого. С Владимиром Путиным сам Собянин до этого нигде не пересекался, в Петербурге не учился и даже в КГБ не работал. Это к слову о том, «чьим человеком» он является.
Между тем должность губернатора Тюменской области – это один из ключевых постов в современной РФ. В регионе добывается две трети российской нефти и почти 90% природного газа – все на основе старых, советских запасов. Психология нефтяников в России – выкачать как можно скорее и как можно больше. Психологически это колонизаторы и компрадоры. Именно благодаря им, и замечательным методикам вроде гидроразрыва нефтяных пластов путинская Россия добралась до уровня добычи почти в 480-490 млн тонн нефти в год.
Теперь о том, что стоит ждать москвичам от появления в кресле мэра Москвы человека, имевшего опыт управления вахтовым городком с населением в 50 тысяч нефтяников.
Во-первых, следует ожидать строго утилитарного подхода, основная цель действий при котором – максимизация экономической эффективности. В Москве есть масса сфер, где при Лужкове с финансами процветал откровенный бардак. Думаю, всё это будет постепенно «исправлено». Возможно, что под нож оптимизации пойдут и некоторые социальные подачки москвичам в виде дотаций к пенсиям, бесплатного жилья и так далее. Не сразу, но постепенно.
Во-вторых, новому мэру отношение к нему москвичей – пусть даже формальное, будет до лампочки. Юрий Лужков, которого пару раз реально выбирали градоначальником, еще помнил необходимость создания хотя бы фиктивной заботы о своем имидже среди населения. Собянина назначил президент, и отвечать он будет только перед ним. Что там думают жители города, ему не интересно.
В-третьих, никаких острых проблем Москвы Сергей Собянин решать не будет. Москва будет продолжать превращаться в город, крайне неудобный для жизни.
Причин для этого существует ровно три. Первая заключается в том, что точка возврата к более-менее грамотному городскому управлению была давно и благополучно пройдена ещё при Юрии Лужкове. Именно при нём были отданы под точечную застройку территории, которые были в резерве под автомобильные хорды, из-за чего Москва имеет самый низкий коэффициент транспортной связности среди крупных городов мира. И именно при Лужкове началась уплотнительная жилищная застройка. Все это в совокупности привело к постоянным пробкам и отвратительной экологии. Транспортная система Москвы, включая и метро, работает на пределе. Расширить её пропускную способность уже нереально.
При этом численность автопарка в столице увеличивается ежегодно на 200-300 тысяч автомобилей и уже в 2010 году будет пройдена отметка в 4 млн автомашин, зарегистрированных в городе. Наконец, Москва оказалась и сильно перенаселенным городом. Хотя достоверная статистика по населению Москвы практически отсутствует, по ряду косвенных данных можно предполагать, что население города давно превысило уровень в 12,5-13 млн человек. Суточное население города с учетом маятниковой миграции из Подмосковья и близлежащих областей превышает 15-16 млн человек. Численность одних только гастарбайтеров в Москве составляет от 1 до 2 млн человек.
Изменить эти тенденции не под силу не только Собянину, но и всему коллективному руководству страны. Хотя бы только потому, что никто из них никогда не слышал даже об урбанистике и теории управления мегаполисами.
Вторая причина совсем прозаична. Дело в том, что все вышеописанные и многие другие беды, от которых страдают москвичи, наших элитариев либо вовсе не касаются, либо мало затрагивают. Пробки совершенно не мешают Владимиру Путину или Дмитрию Медведеву добираться до места работы. Дороги расчищают и перед чиновниками более низкого ранга. Номенклатурщики средней руки пользуются сопровождением или, на худой конец, банальной синей мигалкой. Давить и калечить людей они и так уже имеют право.
Плохая экология или перенаселенность? Поверьте, в районе Николиной горы или в других чудесных местах Рублевского шоссе таких проблем просто нет. Ведь туда не долетает сажа и копоть от миллионов автомобилей и не дотягиваются выбросы с Капотнинского нефтеперерабатывающего завода.
И, наконец, в-третьих. Сам Сергей Собянин москвичам ничего не обещал и обещать вряд ли будет. У него задачи более скромные. Москва в представлении его клана – лишь новое нефтяное поле, которое надо освоить и дать затем «план» по добыче. А то, что в новом Когалыме живет почти 15 млн человек, роли не играет.