Что писали о ножевом бое в 1890 году
Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об истории фехтования ножом, а заодно цикл переводов мало известных русскоязычному читателю статей, о применении оружия, опубликованных в разное время. И сегодня вниманию подписчиков будет представлена статья "Шесть дюймов стали. Смертельная точность ножа Боуи в рукопашном бою. Оружие, которое никогда не промахивается, если знать, как им пользоваться. Как избежать смертельного укола", которая была опубликована 14 июня 1890 года в "Сент-Луис Репаблик" (англоязычное название статьи не даю - последнее время Дзен очень неровно дышит к длинным предложениям на английском языке). Источник был найден на сайте ХЕМА МИСФИТС в статье под названием "Шесть дюймов стали: инструкция по обращению с ножом Боуи Луи Хуана Онимуса" (англоязычное название статьи не даю по вышеуказанной причине), перевод мой.
Статья опубликована в виде разговора-интервью с Луи Хуаном Онимусом.
Для справки: Луис Хуан Онимус родился в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, 27 октября 1857 года. Его семья переехала в Калифорнию, когда ему было двенадцать лет. Примерно к 1880 году Онимус занял должность суперинтенданта садов Вудворда (большого комплекса ботанических садов/зоопарков/музеев/парков развлечений в районе Мишн Сан-Франциско). Имел репутацию спортсмена, любителя активного отдыха и ловли животных с многолетним опытом работы в дикой природе, а также, видимо, считался местным экспертом в области экзотического оружия (в другой статье подробно описывается его опыт работы с лассо (лариатом). После закрытия садов Вудворда в 1891 году Онимус стал президентом Комиссии гражданской службы Сан-Франциско и занимал эту должность до своей безвременной смерти от пневмонии 2 апреля 1903 года.
Л Хуан Омниус.
Далее следует немного сокращенный перевод.
ШЕСТЬ ДЮЙМОВ СТАЛИ
Смертельная точность ножа Боуи в рукопашном бою
Оружие, которое никогда не промахивается, если знать, как им пользоваться
Как избежать смертельного укола
В пыльном углу офиса в Вудвордс Гарденс висит старый охотничий нож. Клинок длинный и тяжелый, а грубая рукоятка утяжелена для баланса. Он висит уже несколько лет, и если с ним и связана какая-то история, то она давно забыта. Репортер, глядя на старую реликвию, предположил, что время такого оружия прошло: "В наши дни шестизарядников двойного действия от него не было бы особой пользы, не так ли?" - сказал он. "Другое дело, что об обращении с ножом сегодня мало что известно. Мужчины будут почти равны, если дать каждому по ножу в руку".
"Я ничего об этом не знаю", - сказал г-н Онимус. "Больше мужчин носят ножи, чем вы предполагаете, и я знаю тех, кто на расстоянии до двадцати футов (ок. 6 м - ИО) мог бы победить любого человека с пистолетом, кроме мастера, и даже мастеру было бы трудно уйти от них. Что касается мастерства, то между мужчинами в обращении с ножами существует такая же большая разница, как и в фехтовании. Вы сможете представить себе, насколько умелыми могут быть мужчины, если узнаете, что некоторые из знаменитых поединков на ножах длились часами (и мужчины все время пытались нанести удар друг другу), прежде чем кто-нибудь из них погибал. Я не мастер, но если хотите, я покажу вам кое-что из науки о ноже.
Прежде всего, конечно, нужно иметь нож, на который можно положиться. Он должен быть подходящего веса, идеально сбалансированным, достаточно тонким, чтобы легко входить, и в то же время настолько прочным, чтобы пройти сквозь дюймовую доску (2,54 см - ИО), не сломавшись. Такой нож легко может стоить 40 или 50 долларов, и на нем не будет ни золотых, ни серебряных украшений".
"Двулезвийный клинок - самое лучшее, не так ли?"
"По моему мнению, это не так. Я покажу тебе, почему"»
Он достал пару обычных ножей: двулезвийный и боуи.
"Теперь бросайся на меня", - сказал г-н Онимус.
Газетчик с двулезвийным ножом сделал то, что ему было приказано.
Отрубание.
"Клинг!"
Два ножа столкнулись, клинки получили зарубки, которые надежно заблокировали их.
"Теперь я выполню укол, а ты попробуй сделать так, как я"
Когда Боуи пошел вперед, второй нож упал на его гладкую спинку (на обух, судя по всему, репортер выполнял парирование - ИО). Край кинжала снова был помят, но он сразу же соскользнул с Боуи.
"Вы держите свой нож, как театральные мстители", - сказал Онимус.
"Это неправильно по полудюжине причин. Вы должны взять его так же, как если бы вы взяли меч. Во-первых, вы теряете дистанцию, а во-вторых, если я смогу схватить ваше запястье или положить свою руку на вашу, вы беспомощны, а если я достаточно силен, я могу опустить вашу руку и нанести удар вашей же рукой с ножом. Именно так Порфирио Гомес убил итальянского игрока на перевале Кулебра. Гомес был совершенно безоружен, когда это случилось. Но мексиканец был очень силен и быстр, как кошка, и прежде чем итальянец понял, в чем дело, его нож, все еще сжимавший рукоятку, вонзился в него же по рукоять.
К тому же из такой позиции нож не бросишь, а надо быть всегда готовым это сделать. Еще вам не следует размахивать ножом или фехтовать, как если бы вы размахивали мечом. Двигайте рукой так часто или так быстро, как вам хочется, но держите острие прямо в сторону противника. Мексиканцы, а я думаю, они знают об обращении с ножами больше, чем любой другой народ на земле, держат острие, направленным прямо в глазах другого человека. Они держат его кружащимся, словно вспышку огня, заставляя другого мужчину не спускать с него глаз. Они работают все быстрее и быстрее, пока не увидят шанс, а затем нож опускается быстрее, чем может уследить за ним глаз".
"Да, но если я буду держать нож наготове, как ты сможешь приблизиться ко мне?"
"Ну, просто попробуй, и я тебе покажу".
Они заняли свои позиции с деревянными ножами, и острие ножа Онимуса начало танцевать перед глазами репортера. Несколько секунд, в течение которых Онимус постоянно менял свою позицию, затем человек, разбирающийся в ножах, швырнул шляпу в лицо противника и в тот же момент коснулся ножом его груди.
Трюк с шляпой.
"Это старый трюк", - сказал он. "Мужчина должен делать это очень быстро. Его противник не должен видеть, как рука приближается к шляпе. Эта рука должна двигаться даже быстрее, чем та, что держит нож".
"Как бы вы избежали этого, если бы кто-то попробовал это на вас?"
"Прыгая в сторону, назад или уклоняясь. Бой на ножах - это как бокс и все остальное. У каждой атаки есть защита, но самый быстрый и хладнокровный человек, конечно, может иногда нанести удар, даже если другой человек знает, как его следует остановить – как удар Ла Бланша, который нокаутировал Демпси. Я помню случай. Молния Джейк был лучшим ножевиком, которого я когда-либо видел. Он победил множество великих бойцов. Так вот, однажды молодой парень затеял с ним спор, и оба выхватили ножи. Джейк дрался со столькими хорошими людьми, что всегда стремился к красоте в движениях, а молодой человек рванулся вперед, как фермер, и поймал его. Сейчас я покажу вам, как противостоять уколу. Начинай!"
Клинок репортера пошел вперед.
Онимус поймал (парировал - ИО) руку на свой нож, а левой рукой выполнил удар вниз, и оружие репортера полетело на землю.
"Это вывело бы из строя твою боевую руку", - сказал Онимус, "Не говоря уже о том, что и разоружило. Еще один способ остановить укол снизу, вот что".
На этот раз, как только клинок коснулся тела Онимуса, он обрушил свой собственный клинок на запястье противника. Почти в тот же момент он сильно ударил левой рукой по тыльной стороне своего клинка.
"Это почти равносильно тому, чтобы отрезать тебе руку", - сказал он. "Вероятно, более безопасный способ", - продолжил он, "это просто поймать тебя за бицепс, когда ты наносишь удар. Это остановит тебя достаточно быстро".
Остановка укола.
Остановка укола.
"Ну а как бы ты выполнил укол?"
"Я бы постарался опуститься так низко, чтобы ты не смог до меня дотянуться".
"Ну, если бы я это сделал, как бы ты этого избежал?"
"Я бы просто упал на пол, и тогда ты не смог бы пройти под мою защиту. Как видишь, есть способ все остановить, и побеждает самый быстрый. Ты заставляешь своего противника смотреть на острие своего ножа, а затем решаешь, как надо драться. Возможно, тебе удастся проскочить мимо него с одной стороны и на ходу воткнуть ему нож в бок.
Укол под защиту.
Лучший трюк Быстрого Дэна был удачным. Он уворачивался от своего противника, потом внезапно хватал его руку с ножом за локоть, рывком разворачивал и наносил удар в спину. Но однажды он схватил скользкого мальчугана, не попал под локоть, и друзья тут же его закопали.
Предпочтительная атака - поймать руку противника между вашей рукой и вашим телом, и, пока вы прижимаете его таким образом, вонзите нож ему между лопатками. Обычно вы целитесь в его шею или ближайшую к вам подмышку, где нет костей, которые могли бы помешать. Желудок, конечно, лучшее место, куда можно дотянуться до человека и прикончить его, но вам желательно держаться как можно дальше от противника, поэтому стремитесь к ближайшему месту.
Мексиканский трюк.
Еще один трюк, который ловил многих хороших людей, заключается в следующем: вы отступаете перед атакой противника и, наконец, начинаете бежать. Если он бежит за вами, вы увеличиваете темп, пока не убедитесь, что он не сможет остановиться. Затем вы падаете прямо на его пути и либо держите свой нож, чтобы он наткнулся на него, либо позволяете ему упасть на вас и, когда он поворачивается, наносите ему удар в спину.
Опуститься вниз - довольно безопасная вещь в бою на ножах, если вы обороняетесь. Вы можете развернуться на одном колене, и до крутого человека с ножом в таком положении очень трудно добраться. Единственное, что можно сделать, это тоже спуститься вниз и сражаться с ним на земле.
Результат разворота на одном колене.
"Ты говорил о ноже против револьвера. Ты хочешь сказать, что мог бы уклониться от меня, если бы я захотел тебя застрелить?"
"Попробуй", - сказал Онимус.
Репортер взялся за револьвер.
"А теперь вынимай его и стреляй", - сказал он, заняв позицию на расстоянии более десяти футов (более 3 м).
Едва револьвер был извлечен из ножен, как нож Онимуса мягко ударил репортера по подмышке. Прежде чем спусковой крючок был нажат, Онимус схватил револьвер поймал пистолет и подбросил его вверх.
"Бросать нож не так уж и сложно, но это опасно. Вы расстаетесь со своим оружием, и если не выиграете с одного броска, вы проиграете. Тем не менее, во многих случаях это единственный шанс, и он спасал много раз. В Сан-Квентине сейчас живет мексиканец, который убил двоих мужчин, бросив нож. Один пришел за ним с пистолетом, а у другого была винтовка Винчестер".
Нож против револьвера. Подготовка к броску.
Отклонение револьвера вверх (нож уже подмышкой).
"Винтовка!"
"О, да. В тесном пространстве ножом бить легче, чем пистолетом. Например, в комнате мастер с ножом будет иметь преимущество перед человеком с винтовкой. Быстрому человеку даже не пришлось бы бросать нож. Прежде чем парень с винтовкой прицелится и выстрелит, он может увернуться, пройти под ствол винтовки и подбросить ее вверх.
Не позволяйте никому говорить вам, что нож бесполезен. Умный человек сделает с ним больше, чем с пистолетом, и нож никогда не промахнется".
Нож против винтовки.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
На меня, скорее всего, опять обидятся любители современных "танцев с ножом", но в этом рассказе я увидел ровно то, чему учили меня в середине 1980-х - отвлечение внимания, фиксация противника (или его руки с оружием), один удар.
И, кстати, в 19 веке приблизительно также дрались кинжалами на Кавказе - захват руки противника с кинжалом и удар собственным кинжалом.
Никаких танцев.
И меня очень повеселила концовка рассказа о "Быстром Дэне" (в статье он именуется "Твистед Дэн"):
"Но однажды он схватил скользкого мальчугана, не попал под локоть, и друзья тут же его закопали".
Кстати, как человек, занимающийся фехтованием, могу подтвердить, что фехтование с неподготовленным противником (но с шустрым мальчуганом) куда опаснее фехтования с мастером.
https://dzen.ru/a/ZTi8IyGvul5Wtn7m?referrer_clid=1400&