МиГ-29БМ.
МиГ-29БМ — белорусская модернизация. Установлены средства дозаправки топливом в воздухе, станция спутниковой навигации и доработана РЛС для применения вооружения воздух-земля. Из всех дополнений по бюджетному принципу включает в себя максимум компонентов.
Основные направления модернизации истребителя МиГ-29 до уровня МиГ-29БМ связаны с доработкой существующего и установкой нового оборудования, значительным расширением номенклатуры вооружения и внедрением системы дозаправки топливом в полете. Благодаря этому самолет обретает ряд новых качеств. Во-первых, в состав оружия класса 'воздух-воздух' дополнительно вводятся ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (до этого на МиГ-29 обеспечивалось применение только ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М). Ракеты РВВ-АЕ имеют инерциальный принцип наведения с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке. На МиГ-29БМ их может быть подвешено до шести штук. 'Энергетические' ракеты Р-27ЭР и Р-27ЭТ имеют увеличенную (по сравнению с Р-27Р и Р-27Т) дальность пуска. Первая имеет инерциальное наведение с радиокоррекцией на начальном участке полета и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном, вторая оснащается тепловой головкой самонаведения. Обе мо-гут быть подвешены на модернизированный истребитель по две штуки (на внутренние подкрыльевые пилоны).
Вторым новым качеством МиГ-29БМ является введение в номенклатуру вооружения высокоточных средств поражения наземных (морских) целей. Среди них ракеты Х-29Т (ТД) с телевизионными го-ловками самонаведения, Х-29Л и Х-25МЛ с полуактивными лазерными головками самонаведения, противорадиолокационные Х-31П и противокорабельные Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Всего на МиГ-29БМ может быть размешено две ракеты 'воздух-поверхность' и две-четыре корректируемые бомбы. Аппаратура Л-150-22, предназначенная для управления и целеуказания ракетам Х-31П, размещается в контейнере. До адаптации к самолету специального оптико-электронного прицельного контейнера применение с МиГ-29БМ управляемого оружия с лазерными полуактивными головками самонаведения (Х-29Л, Х-25МЛ, КАБ-500Л) возможно только при внешнем целеуказании - лазерном подсвете цели с другого самолета (вертолета) или с земли.
В-третьих, в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ реализуется ряд новых режимов работы. Модернизированный РЛПК Н019П этого самолета дополнительно обеспечивает обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей с ЭОП от 10 до 5000 м2, выдачу координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применение новых типов управляемого оружия, в т.ч. ракет 'воздух-воздух' РВВ-АЕ и противокорабельных ракет Х-31А. В соответствии с расширением номенклатуры вооружения дорабатывается штатная система управления оружием (СУО) 20ПМ6.
В-четвертых, существенно расширяются возможности навигационного комплекса истребителя. Теперь он обеспечивает ввод и хранение данных о 99 промежуточных пунктах маршрута (ППМ), аэродромах и радиомаяках (ранее было всего шесть), формирование и хранение данных о восьми маршрутах полета (ранее не обеспечивалось), определение координат самолета с погрешностью менее 80 м (было 700 м), определение путевой скорости с погрешностью 0,2 м/с, возможность работы с международной системой навигации VOR/ILS. В состав нового навигационного комплекса N-911 входят навигационный вычислитель МВК-НВГ, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС / NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации (РСБН) А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME. При этом на борту сохраняется серийный информационный комплекс вертикали и курса Ц-050, система воздушных сигналов СВС-П-72-3-2и, радиовысотомер А-037, система ограничительных сигналов СОС-3-1, командно-пилотажный и плановый навигационный приборы (КПП и ПНП-72-12), а система автоматического управления самолетов САУ-451-04 дорабатывается.
Модернизации подвергается информационно-управляющее поле кабины летчика. Вместо устаревшего монохромного телевизионного индикатора прямого видения ИПВ-2, на который на серийных МиГ-29 выводилась прицельная информация от РЛПК и КОЛС, на МиГ-29БМ устанавливается многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор МФИ-55 с размером рабочего поля 5x5 дюймов и кнопочным обрамлением. На него в графической форме выводится навигационная, обзорно-прицельная и параметрическая информация, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр. Электронная система отображения информации (СОИ) обеспечивает также выдачу в систему управления вооружением (СУВ) и БРЭО информации, необходимой для формирования режимов работы комплекса от кнопочного обрамления индикатора МФИ-55. Помимо СОИ с МФИ-55 на МИГ-29БМ сохраняется штатная система единой индикации СЕИ-31-1. но без ИПВ-2. которая обеспечивает формирование прицельной информации на индикаторе на фоне лобового стекла ИЛС-51.
Доработкам подверглись также применяемые на самолетах МиГ-29 системы контроля, предупреждения экипажа и регистрации параметров. Система контроля и предупреждения экипажа 'Экран-ОЗМ' доработана в части обеспечения контроля вновь установленных систем и выдачи информации по цифровой линии связи о состоянии самолетных систем в аппаратуру информационно-аналитической системы реального времени (ИАСРВ) 'Аист'. Применение такой аппаратуры впервые предусмотрено для самолетов МиТ-29БМ, при этом на наземный пункт управления в реальном масштабе времени передается и накапливается там информация как о параметрах полета, так и о местонахождении самолета в воздушном пространстве и обнаруженных им целях.. Кроме того, на МиГ-29БМ внедрен комплекс контроля двигателей и систем самолета, который осуществляет регистрацию и накопление на твердых носителях до 1 Gb полетной информации от систем 'Тестер-УЗЛ', 'Экран-ОЗМ', БПК-88 сер.ЗКМ и СОК, ее обработку и экспресс-анализ. Дополнительно на борт истребителя устанавливается также УКВ-радиостанция Р-800Л2.
Наконец, еще одним существенным (в т.ч. внешним) отличием МиГ-29БМ от серийного МиГ-29 является внедрение на нем системы дозаправки топливом в полете. В головной части фюзеляжа, по левому борту, устанавливается легкосъемная, не-убирающаяся в полете штанга дозаправки с универсальным приемником топлива ГПТ-2Э, которая обеспечивает стыковку с танкерами как российского, так и зарубежного производства. Система обеспечивает дозаправку в воздухе как внутренних баков МиГ-29БМ, так и подвесных - подфюзеляжного и двух подкрыльевых. Она может выполняться днем в простых метеоусловиях, при визуальном обнаружении самолета-заправщика, в диапазоне высот от 2000 до 8000 м при скорости полета 400-600 км/ч (число М не более 0,85). В результате одной дозаправки топливом в воздухе дальность полета истребителя МиГ-29БМ возрастает на величину до 80%, существенно увеличивается также продолжительность полета. Наличие неубирающейся штанги не накладывает ограничений на пилотирование и решение боевых задач.
В целом в процессе переоборудования строевого самолета МиГ-29 по типу МиГ-29БМ в состав его БРЭО вводится 23% новых блоков, а еще 6% подвергается доработкам. По оценкам авторов модернизации, в результате внедряемых усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ при решении задач 'воздух-воздух' возрастает по сравнению с серийным МиГ-29, на 809^' а при решении задач 'воздух-поверхность' - в 4 раза. Суммарный боевой потенциал (50% задач 'воздух-воздух' и 50% - 'воз-дух-поверхность') увеличивается в 2,9 раза, при этом МиГ-29БМ даже несколько превосходит современные зарубежные истребители EF2000 'Тайфун' (коэффициент боевого потенциала относительно серийного МиГ-29 - 2,8), 'Рафаль' (2,65) и JAS39 'Грипен' (2,05). Несколько уступая 'Еврофайтеру' и 'Рафалю' в задачах 'воздух-воздух' (боевой потенциал относительно серийного МиГ-29 соответственно 2,1 и 1,9, у МиГ-29БМ - 1,8), но значительно превосходя 'Грипен' (1,1), МиГ-29БМ безоговорочно лидирует перед всеми западными аналогами при поражении наземных (морских) целей (коэффициенты боевого потенциала 4,0, 3,4, 3,5 и 3,0 соответственно).