Франция и Индия не могут договориться о поставках истребителей
Переговоры по заключению многомиллиардного контракта на поставку Индии 126 французских истребителей «Рафаль» (Rafale) затягиваются. Об этом спец.корр.ИТАР-ТАСС стало известно на международной выставке вооружений «ДЕФЭКСПО-2014».
По словам представителей французской делегации, камнем преткновения является вопрос передачи лицензий на производство самолетов государственной компании «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited, HAL).
Согласно информации, полученной на выставке, двусторонние переговоры не привели к разрешению возникших проблем и сделка вряд ли будет оформлена до парламентских выборов, намеченных на май 2014 г.
Одна из проблем, препятствующих подписанию контракта, заключается в том, что согласно позиции ВВС Индии корпорация HAL должна гарантировать соблюдение сроков поставки истребителей. Согласно условиям тендера, 108 из 126 приобретаемых Индией самолетов должны быть собраны на заводах HAL. Индийская компания, в свою очередь, переложила ответственность за соблюдение сроков на «Дассо», которая первоначально отказалась помогать HAL решить эту проблему. Однако по информации источников в ВВС Индии, компания HAL не намерена брать на себя ответственность и гарантировать выполнение работ своими субподрядчиками по поставкам вспомогательных систем, в список которых входят государственные предприятия, в том числе «Бхарат электроникс лимитед» (Bharat Electronics Ltd., BEL).
Кроме того, определенное количество работ участников контракта пока не согласовано, так как индийская сторона стремится расширить свое участие в производстве подсистем в рамках лицензионного производства. Французская сторона заявила, что компании HAL придется осваивать западные технологии и сертифицировать свои цеха, в связи с чем доля участия Индии в производстве истребителей может повышаться только по мере его развития.
ВВС Индии, неоднократно столкнувшись с задержками поставок со стороны HAL, очень настойчиво требуют соблюдения оговоренных сроков. Задержки в поставках могут крайне негативно повлиять на возможности этого вида войск. ВВС приходится искать истребитель зарубежного производства, так как программа по созданию собственного легкого боевого самолета для замены устаревших истребителей МиГ отстает примерно на 15 лет от намеченного плана.
Министерство обороны Индии сообщило, что задержка в подписании контракта оказала влияние на его стоимость. Ранее она составляла 11 млрд дол, а в настоящее время повысилась до 14 млрд дол, что связано с инфляцией и 20-процентным снижением курса индийской рупии по отношению к американскому доллару за последние три года.
В рамках переговоров по достижению соглашения министерство обороны Индии учредило четыре подкомитета, целью которых стало окончательное определение условий сделки с «Дассо». Среди них подкомитеты по технологии производства, офсетам, логистике и согласованию цены.
Источники в министерстве обороны Индии сообщают, что именно позиция ВВС Индии по вопросам сроков поставок тормозит переговоры.
Истребитель «Рафаль» был включен по итогам первого этапа тендера в шорт-лист вместе с истребителем «Тайфун» (Typhoon) производства консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter). Российский истребитель МиГ-35, шведский «Грипен» (Gripen) и американские F/A-18 и F-16 были отсеяны после фазы технической оценки.
После летных испытаний и оценки стоимости жизненного цикла был выбран «Рафаль» в связи с наименьшей стоимостью. Переговоры о заключении контракта стартовали в начале 2012 г. с целью подписания соглашения в текущем финансовом году, который заканчивается в марте.
По мнению ряда индийских аналитиков, программа закупки истребителей «Рафаль», считающаяся министерством обороны весьма важной, не получила должного внимания со стороны военных. Аналитики полагают, что действующее правительство избегает принятия решения по столь крупному контракту в связи с предстоящими выборами.
Подробнее:
http://vpk-news.ru/news/19051