На работе замаячил новый проект, поэтому много времени отнимает от новостей.
Попался анализ того, что продано Израилем Азербайджану по части БПЛА и баражирующих боеприпасов.
Получается на тех роликах, что тут мелькали Азербайджан и половины применил ну или не показал применения.
БПЛА явно занимают первое место среди израильских военных поставок в Азербайджан. Если по ряду категорий израильский импорт играет существенную долю в вооружении ВС Азербайджана (ПТРК, 120-мм миномёты, БР и РСЗО, сторожевые катера и корабли, бронеавтомобили), в других он явно второстепенен (САУ, стрелковое оружие), в третьих его нет вообще (танки, БМП, БТР, пилотируемая авиатехника), то по БПЛА доля израильского импорта была не просто на первом месте: в течении почти 12 лет (с 2008 и по лето 2020 г.) ВС Азербайджана были полностью укомплектованы израильскими БПЛА (включая барражирующее оружие). И лишь несколько месяцев назад ситуация изменилась: Азербайджан получил из Турции вооружённые БПЛА Bayraktar TB2 и ударные мультикоптеры STM Kargu.
Интересно также то, что Азербайджан сотрудничает одновременно со всеми крупными и рядом мелких израильских производителей БПЛА. Первым в 2007 г. стала Aeronautics (3-й по размеру производитель, с 02.09.19 принадлежит «Рафаэль»), в 2008 г. первый контракт был подписан с «Эльбит» (2-й производитель), а в рамках сделки 2011 г. началось сотрудничество с IAI (1-й производитель). А были ещё контракты с BlueBird Aero Systems и EMIT Aviation (последняя закрыта в 2010 г.).
Сотрудничество с Aeronautics не ограничилось только покупкой готовой продукции. На предприятии Azad Systems (AZAD Sistemlər; согласно ряду источников это – совместное предприятие азербайджанского производственного объединения «Шарг» и Aeronautics) в районе Буку ведётся лицензионное производство 2 типов БПЛА Aeronautics: Aerostar (местное название «Шахин») и Orbiter 2M («Гарангуш», т.е. «Ласточка»). В мае 2011 г. министр оборонной промышленности Явер Джамалов сказал, что до конца 2011 г. планируется произвести 60 БПЛА этих типов, уровень локализации должен составить 30%. По другим данным полномасштабное производство началось только в 2013 г. Скорее всего производство Aerostar являлось сборкой из готовых комплектов, а вот выпуск Orbiter 2M был действительно в значительной доле локализован. В 2017 г. было налажено и производство барражирующих боеприпасов Orbiter-1K («Зарба-К», т.е. «Удар-К»).
Следует отметить, что БПЛА практически всегда поставляются как системы, в каждую из которых входит то или иное количество собственно БПЛА. В случае с Азербайджаном повсеместно говорится о БПЛА, а сколько имеется систем для тех или иных аппаратов – не указано.
Итак, какие типы БПЛА и барражирующих боеприпасов купил Азербайджан в Израиле?
- Aeronautics Aerostar – по SIPRI первые 4 куплены в 2007 г. и поставлены в 2008 г. Далее около 10 куплены в 2010 г., поставлены в 2011-2012 гг., с частичным производством в Азербайджане. Т.е. всего 14. По Википедии сейчас 3 имеется в СВ, 4 в ВВС.
- Aeronautics Orbiter-1K – по SIPRI не менее 100 заказаны в 2016 г. (сумма контракта – 20 млн долларов), примерно 80 поставлены в 2016-2019 гг. (в 2017 г. выполнение данного контракта было приостановлено, но после проверок – возобновлено). В т.ч. собирается или производится в Азербайджане.
- Aeronautics Orbiter-2M – выпускается в Азербайджане, выпущено не менее 40.
- Aeronautics Orbiter-3 – по SIPRI около 10 заказаны в 2016 г., все поставлены в 2016-2017 гг.
- Elbit Hermes 450 – по SIPRI около 10 куплены в 2008 г. и поставлены в 2011-2013 гг. В некоторых источниках встречается большая цифра – 15.
- Elbit Hermes 900 – по SIPRI около 2 куплены в 2017 г. и поставлены в 2017-2018 гг. В некоторых источниках встречается куда большая цифра – 15.
- Elbit SkyStriker – по SIPRI около 100 куплены в 2016 г., поставлены в 2018 г. Впервые замечены в Азербайджане 10.01.19 при их демонстрации Ильхаму Алиеву.
- IAI Heron-1 – по SIPRI 5 куплены в 2011 г. и поставлены в 2013 г. По другим источникам на 2015 г. у Азербайджана имелось 15 Heron. Возможно подразумевались 5 систем с 15 БПЛА. Состоят на вооружении ВВС Азербайджана.
- IAI Harop – по SIPRI около 50 куплены в 2015 г., поставлены в 2015-2016 гг. Известно о их применении против Армении с апреля 2016 г. Запускаются из мобильных ПУ на 9 контейнеров. Цифра 50 – слишком мала, возможно речь шла только о первой партии, а общее количество поставленных этих аппаратов скорее всего измеряется сотнями.
- BlueBird Aero Systems ThunderB – о поставках данного аппарата в Азербайджан не сообщалось, его не показывали на парадах, но 02.04.16 ThunderB был захвачен в Нагорном Карабахе, см. на bmpd.
- EMIT Aviation Sparrow – о поставках данного аппарата в Азербайджан не сообщалось, но 25.10.20 такой был сбит в Нагорном Карабахе, см. на ЖЖ «Пишет Диана Михайлова».
О наличии ещё 2 БПЛА сообщалось, но без однозначных подтверждений (фото с парадов и выставок в Азербайджане или обломками с армянской стороны). С учётом прошедшего времени – скорее всего эта информация ошибочна и данные БПЛА в Азербайджан не поставлялись.
- IAI Heron-TP – о наличии этих БПЛА у Азербайджана сообщил международный институт стратегических исследований IISS (International Institute for Strategic Studies) со штаб-квартирой в Лондоне (см. на ЖЖ «Пишет dambiev»). В Википедии на русском сказано, что «ВВС Азербайджана — по состоянию на 2016 год, на вооружении имелось 15 шт.». Однако, другие источники это не подтверждают. Возможно спутано с Heron-1.
- IAI Searcher-2 – по SIPRI 5 куплены в 2011 г. и поставлены в 2013 г. По другим данным куплено 10, не менее 5 сохранились на 2020 г. (но возможно, имелись в виду 5 систем с 10 БПЛА, хотя обычно такая система комплектуется 3-4 аппаратами). В данных IISS Searcher-2 нет. В Википедии на английском и русском Searcher-2 есть, а на иврите – нет. Так что скорее всего этот БПЛА спутан с внешне похожим на него Aerostar.
Но и это не всё. Есть ещё 2 аппарата, которые связывают с Израилем.
Среди перечисленных выше, Orbiter-1K, SkyStriker и Harop – это барражирующие боеприпасы (loitering munition). Orbiter-1K и SkyStriker запускаются с катапульт (выполненных в виде колёсных прицепов или установленных на крышах машин и БА), для Harop есть специализированная ПУ на грузовике на 9 ТПК. Orbiter-1K и SkyStriker оснащены электродвигателями и практически бесшумны. Harop имеет поршневой двигатель, что создаёт сильный демаскирующий шум при подлёте к цели, впрочем это даёт возможность разбежаться и укрыться расчётам, но времени на эвакуацию техники всё равно нет.
Приведу некоторые характеристики этих аппаратов, прочие – по ссылкам:
- Orbiter-1K – масса 13 кг, 3-кг осколочная БЧ, время пребывания в воздухе до 2.5 часов, дальность до 100 км (pdf на сайте компании; статья Википедии);
- SkyStriker – масса 35 кг, 5-кг или 10-кг БЧ, время пребывания в воздухе 2 часа (с 5-кг БЧ) или 1 час (с 10-кг БЧ), дальность до 40 км (pdf на сайте компании; статья Википедии);
- Harop – масса 135 кг, 16-кг или 23-кг БЧ, время пребывания в воздухе до 9 часов (с 16-кг БЧ) или 6 часов (с 23-кг БЧ), дальность до 200 км (по связи) или до 1,000 км (по топливу); фото неразорвавшейся 16-кг БЧ опубликованы: производства «Рафаэль», реальная масса 15.2 кг, содержит 5.7 кг ВВ PX139 (статья Википедии).
С поставкой в Азербайджан барражирующих боеприпасов Orbiter-1K связан известный скандал 2017 г. При демонстрации этих аппаратов в Азербайджане от операторов Aeronautics потребовали применить их по реальным армянским целям. Те отказались, несмотря на давление собственного руководства. Далее пуски якобы выполнили сами руководители израильской делегации, но из-за отсутствия практического опыта в цель они не попали. Aeronautics сразу отвергла эти обвинения. МО Израиля начало проверку и в августе 2017 г. временно заблокировало выполнение контракта. Насколько это известно, проверка показала, что никакие пуски израильским персоналом по реальным армянским целям не проводились, после чего в 2018 г. контракт был разблокирован.
О данном скандале было написано немало, см., например, статьи на bmpd:
См. также очень содержательную статью «Беспилотники Азербайджана. Orbiter и Aerostar» о части из вышеуказанных БПЛА на militarizm.su:
https://oleggranovsky.livejournal.com/515849.html
Там по ссылке статья довольно плотная. Процитировал только про то, что "летает" и объясняет превосходство в небе со стороны Азербайджана. Карабах в принципе был обречен.
Про танки и их модернизацию, РЛС, флот и прочее не стал цитировать т.к. в этой войне или не участвовало (корабли) или мало участвовали (танки).
За 30 лет подготовки результат серьёзный. У Армении была одна единственная защита, это союз с Россией. Но и эту спасительную ниточку Армения умудрилась если не разорвать, то сильно подпортить Пашинян майданом.
И последующим после него погромами итак немногочисленного российского бизнеса.
Это и выемка всей деловой в т.ч. бухгалтерской документации с бойцами и маскишоу в офсие ГАЗПРОМа.
Аналогично с офисом КЖД.
Для справки РЖД взялов концессию железные дороги Армении, обязалось снабжать тепловозами, содержанием и строительством ЖД дорог. Так вот стараниями не понятно кого (точно не сотрудниками РЖД) разобрали ЖД полотно ведущее в сторону Азербайджанских направлений.
Сейчас, когда после подписания договора о капитуляции (ну как есть) и сняты все ограничения по транзиту, кто будет восстанавливать и оплачивать разобранные пути?
Мелкий бизнес из РФ Пашинян подавил качественно, описывать долго и нудно.
После этого становится понятным почему РФ не сильно то впрягалась в защиту Пашиняна и мысли о договорняке не кажутся такими уж невероятными.
Скорее наоборот вкупе с политическими заскоками от Пашиняна аресты Хачатурова , Кочаряна и т.п. говорят в пользу договорняка.