drug, спасибо большое! :good: Теперь уже не такая каша в голове по этому вопросу
drug написал(а):
Вы хотели сказать высокая степень ненасыщенности?
Да уж... Тут на форум ПВОшников слазил, видимо, все действительно не так радужно было, как в "Воздушно-космической обороне" писали...
Разунификация просто страшная была!
Вот про развертывание "Воздух-1С" чего пишут:
"внедрение системы "Воздух-1с" началось в конце 50-х годов в войсках МО ПВО (Иваново, Горький и Ярославль) – объекты 310/1, 310/2 и 310/3 и в Североморском корпусе ПВО – объект 310/4. Североморский корпус ПВО к началу 1964 года был полностью оснащен системой "Воздух-1с". С марта 1964г система была поставлена на боевое дежурство, которое осуществлялось в круглосуточном режиме без ручного дубляжа.
В войсках МО ПВО ни одну систему в таком режиме так и не смогли запустить. В результате переформирования и реорганизации
в составе Ярославского и Горьковского корпусов ПВО оказалось до половины неавтоматизированных КП подразделений РТВ. ".
Значительная часть работ по освоению проводилась местными рационализаторами! А сам ввод АСУ несколько лет занимал!
При этом в другие соединения ПВО поступали немного позднее уже модернизированные варианты:
"Объекты системы "Воздух-1п" поступали в наш округ для дооснащения неавтоматизированных подразделений РТВ и в другие объединения Войск ПВО страны. Планировалось средствами системы комплексно оснастить Ржевский, Брянский и Горьковский корпуса ПВО."
И эти устаревшие системы, на которых предпочитали действовать вручную сохранялись вплоть до 1980-х гг. и не где-нибудь, а даже и в ЗГВ!
Но и это еще не конец
потому что через несколько лет на вооружение трех корпусов (дивизий) ПВО поступила АСУ "Воздух-1М"
А параллельно "первому", немодернизированному, "Воздуху" в Ленинградском округе ПВО, как я понял, существовала АСУ "Луч-1".
При этом войска не успели наверное толком разобраться с существующими системами, как "в 1973 году начаты работы по оснащению АСУ "Луч-2" частей и подразделений Ярославского корпуса ПВО. В 1976 году также начаты проектные работы по оснащению Брянского корпуса ПВО АСУ "Луч-2". В 1983 году были приняты в эксплуатацию системы "Луч-2" в Ярославском корпусе ПВО".
А сроки ввода в эксплуатацию стали вообще огромными! В 1973 г. работы с "Лучом-2" начаты в Московском округе, КП Брянского округа ПВО был построен только в 1986, а с началом перестройки "корпуса сооружение КП брошено бесхозно, разграблено мародёрами (показывали по телевидению). По Горьковскому корпусу ситуация сложилась ещё более печально. Был выполнен проект реконструкции КП под КСА "Протон-2м", но работы так и не успели начать. Дело ограничилось поставкой некоторых средств автоматизации в войска корпуса"...
Выводы:
1) Огромная разунификация. При этом, видимо, даже части одного корпуса ПВО могли иметь дело с разными системами.
2)Большие сроки ввода АСУ в эксплуатацию, при отсутствии полного предусматривавшегося для них функционала
3)Огромные деньги, которые на все это тратились...
Зачем нужно было создавать четыре "Луча", два "Воздуха" и тут же, не отработав, внедрять их, не дожидаясь полной отдачи от существующих систем и их полного развертывания???
У американцев вон был только SAGE (хотя и быстро устаревший морально), потом, не спеша, довели до ума в 1990-е JSS....
Добавлено спустя 25 минут 45 секунд:
drug написал(а):
Потому что только ОБУ на КП иап имели реальную подготовку, а штурмана ПН обычно были невысокого профессионального уровня.
Вопрос, может быть, глупый, но действительно интересно, какая она, работа штурмана наведения? )) Насколько это сложно, быть "глазами" перехватчиков и контролировать весь процесс на экране РЛС? Может быть, какой-нибудь случай из практики расскажете? ))
drug написал(а):
в ВВС отношение к наведению было другим, так как наведение далеко не основное применение истребителя
Но, как мне кажется, авионика советских истребителей вообще не была приспособена к тому, чтобы вести успешный самостоятельный поиск цели вне РЛ покрытия с земли...
Почему же такое разное отношение к наведению, ведь, например, и прикрытие ударных самолетов, и дежурство в воздухе важные задачи ВВС? И без профессионального наведения вряд ли они могли ее выполнить...
В Сирии вон в 1982 группировку РТВ уничтожили, так и сшибали потом всех как куропаток - и истребители, и бомбардирвщики...
drug написал(а):
Написал кучу текста, но решил его не публиковать. А то уж больно грустно становится...
Ну Вы прямо совсем заинтриговали
Можно, хотя бы в самом общем виде, Ваши мысли по этому поводу? Если не военная тайна конечно
Лично я, после того как прочитал, что Ту-126 РЛ-информацию отправлял на наземные КП ПВО, а не на борт перехватчиков, уже ничему не удивляюсь, что связано с отечественной авиацией ДРЛО
Ну да, известно конечно, что у А-50 вес аппаратуры больший, чем у "Авакса", что их мало, что практическая отработка взаимодействия с перехватчиками хромает...Наконец, что в них туалета нету
Луч-2
Добавлено спустя 46 минут 46 секунд:
Нашел на форуме еще одно свидетельство летчика об автоматизированном перехвате:
http://www.forumavia.ru/forum/5/2/33607 ... 2_15.shtml
Военлет писал:
"Лазурь, штука дорогая и в большой заварушке неприменима, по многим соображениям. Действительно там был нехилый наземный прицеп. Может быть, пригодна была Лазурь для одиночного ПВОшного перехвата и то вряд ли, особая скрытность достигалась.
Применялась она еще и на миг-21.
Все истребители поколения 70-80-х проходили тренировки с этой АРЛ "Лазурь". Штука дикая и до ужаса бестолковая, команды подавала порой очень противоречивые. Не знаю, кому как, а я ненавидел перехваты по АРЛ, можно было выполняя команды проскочить мимо цели видя ее уже визуально".
drug написал(а):
Где-то на форуме читал, что Миг-31 визуально обнаруживал КР.
И как поражаются КР - только ракетами или пушками тоже? Пушкой дешевле по идее, но, может быть, опаснее для летчика?
Москвителев Н. (командующий авиацией ПВО (1977–1987), генерал-полковник авиации), Гиндранков В. (доктор военных наук, профессор), Колпаков Г. (кандидат технических наук, старший научный сотрудник). МиГ-31-33 – лучший в своем классе. Испытания и боевое применение известного авиационного комплекса перехвата // Военно-промышленный курьер. 2012.
"В 1978 году по инициативе маршала авиации Е. Я. Савицкого и под его руководством проведено опытно-исследовательское учение (ОИУ) «Копье-78» на базе полигона Ашулук. Цель – определение боевых возможностей (без выполнения боевых стрельб) основных на то время истребителей-перехватчиков авиации ПВО третьего поколения МиГ-25ПД и МиГ-23П, модернизированных в части БРЛС в направлении обеспечения селекции движущихся целей на фоне земли при атаке в ЗПС, и истребителя МиГ-31, находящегося на этапе завершения ГСИ в 8-м ГНИКИ ВВС.
Для МиГ-31 запускались две мишени на больших и предельно малых высотах. Обе успешно перехвачены.
...С принятием комплекса на вооружение в этом же году принято решение о выпуске первой партии серийных самолетов и поставке их в войска для освоения и проведения войсковых испытаний.
Возможность оценки АКП МиГ-31-33 по уничтожению «реальной» СКР типа АЛКМ впервые представилась в 1984 году на опытно-исследовательском учении «Горизонт-84», когда для комплекса была запущена СКР в условиях, позволивших осуществить наведение истребителя наземными средствами, бортовое наведение и дальше – штатное применение оружия, в результате которого цель была уничтожена первой ракетой.
...в 1985 году командование Войск ПВО принимает решение о проведении опытных стрельб по мишеням – аналогам СКР морского базирования, запускаемым с подвод-?ных лодок, находящихся в надводном положении. Перехват и уничтожение мишеней предполагалось осуществлять из положения «дежурство в воздухе» парам, а их запуск – из нейтральных вод Баренцева моря в сторону северного побережья. Рубеж уничтожения определен в прибрежных водах в районе линии мыс Канин Нос – Харловка.
Боевая работа прошла успешно: из трех запущенных мишеней две сбиты, а третья вышла из ближней ЗВП. Объективный контроль осуществлялся с подводной лодки, запускавшей мишени, бортовыми средствами контроля истребителей, выполнявших стрельбы, а также бортовыми средствами взаимодействующих истребителей.
...В этом же году аналогичные перехватные стрельбы проводились на Камчатке (аэродром Елизово) экипажами и отрядами самолетов МиГ-31 (запуск мишеней с подлодок, аналогичные средства контроля, «зеркальная» подстилающая поверхность). Сбиты все три запущенные мишени."
Визуально или с помощью теплопеленгатора МиГ-31 вряд ли можно обнаружить КР на малой высоте... По расчетам на форуме
http://www.rusarmy.com/forum/topic260-600.html цифра прямо смешная получалась.
Хотя вот летчики, летавшие в Марах на МиГ-21 утверждают, что у них даже такое специальное упражнение было:
http://forums.airforce.ru/sovremennost/ ... go-boya-3/
Правда там условная КР на высоте 300 м летела