Россия торжественно аннексировала четыре украинские области — Донецкую и Луганскую на востоке страны, а также Запорожскую и Херсонскую на юге — в сентябре 2022 года, хотя ее военные не контролируют полностью ни одну из этих областей. С тех пор российские чиновники изменили управление территориями, находящимися под их контролем, проведя фиктивные выборы в сентябре прошлого года и назначив промосковских чиновников на всех уровнях. Армия технократов наблюдает за полным поглощением этих территорий, приводя их законы, правила, налоговую и банковскую системы в соответствие с российскими нормами и избавляясь от любых следов институциональных связей с Украиной. Номинальный переходный период продлится до января 2026 года, и к этому времени Кремль ожидает, что российская правовая, судебная и политическая системы вступят в полную силу в так называемых «Новых регионах».
Эта административная оккупация менее известна, чем сопровождающие ее насилие и нарушения прав человека. Но война России на Украине выходит далеко за рамки ее безжалостных ракетных ударов и атак беспилотников, ее легионов солдат и ее воинственной риторики. На оккупированной территории Украины бюрократы эффективно добивались согласия местных жителей. Несмотря на то, что некоторые люди сопротивляются, власти навязывают российское образование, культурную идеологическую обработку, а также экономические и правовые системы, чтобы еще теснее привязать эти земли к России. Чем дольше Россия оккупирует эти территории, тем сложнее Украине будет вернуть их.
ПОД РУССКИМ ИГОМ
Вероятно, более половины довоенного населения недавно оккупированных регионов бежало после российского вторжения в 2022 году. Но почти всех тех людей, которые остались, российская система вынудила к определенному уровню сотрудничества. По российским данным, почти 90 процентов оставшихся жителей четырех аннексированных областей (около трех миллионов человек) теперь получили российские паспорта. У них нет выбора: вам нужен российский паспорт, чтобы открыть банковский счет, вести бизнес или получать социальные выплаты.
Оценить отношение и лояльность тех, кто живет в условиях российской оккупации, чрезвычайно сложно. Независимых СМИ или групп гражданского общества нет, а службы безопасности тщательно следят за социальными сетями. Но общество на недавно оккупированных территориях явно разделено. Меньшая часть людей служила в оккупационном режиме или публично занимала пророссийскую позицию, что часто соответствовало их довоенным настроениям. Но российские посетители недавно оккупированных регионов сообщают о тихой враждебности со стороны местных жителей.
[реальность, конечно, сложнее: косые взгляды бывают, но людей с зетками тоже легко встретить - Е.Н.]
Украинские военные поддерживают вооруженное сопротивление за линией фронта во всех четырех областях, причем каждые несколько недель поступают сообщения о взрывах заминированных автомобилей, нацеленных на российских офицеров или местных коллаборационистов. Тем не менее, жестокие, но эффективные механизмы фильтрации русских – процедуры, в ходе которые проверяют биографию каждого человека, его опыт военной службы и политические взгляды – подавили народное сопротивление. Большинство людей просто пытаются выжить и не оказаться «на подвале», как местные жители называют мрачную жестокость российских задержаний. Россия рада уходу потенциальных противников: для тех, у кого есть деньги, по-прежнему есть выход, позволяющий купить билет на регулярные чартерные автобусы с оккупированных территорий в Европу через Россию.
Те, кто останется, должны терпеть бесконечную пророссийскую агитацию и идеологическую обработку. Всякий раз, когда российские войска достигали нового города на Украине, они быстро захватывали телебашню. Они отключили украинские передачи и переключились на кремлевскую пропаганду. Российский журналист Александр Малькевич, подвергшийся санкциям США за попытки вмешательства в политику США в 2018 году, в июне 2022 года появился в оккупированных Россией Херсоне и Запорожье, чтобы открыть новые местные телеканалы и школу для молодых журналистов. Его местная радиостанция на оккупированных территориях транслирует патриотические музыкальные передачи для российских войск.
Мало кто из местных жителей может переварить эту вопиющую российскую пропаганду, поэтому они ищут альтернативы. Большинство людей пролистывают бесконечные каналы Telegram в поисках новостей. Этим приложением для обмена сообщениями пользуются все на оккупированных территориях, включая пророссийских чиновников и членов украинского сопротивления. Это ключевое поле битвы в пропагандистских войнах, а также механизм выживания для людей, застрявших под властью России. На местных каналах Telegram пользователи могут получать предупреждения о предстоящих ракетных атаках, узнавать, когда открыты банки, обсуждать, как улучшить подключение к Интернету или найти лучшее место, чтобы сделать маникюр. Сейчас Россия управляет всеми телекоммуникационными и интернет-сетями в аннексированных областях, поэтому многие украинские новостные сайты заблокированы. Люди используют виртуальные частные сети, чтобы обойти российские барьеры и получить доступ к украинским источникам, но со временем некоторые местные жители говорят, что их это больше не беспокоит. Некоторые жалуются, что украинские новости оторваны от реалий жизни в условиях оккупации.
В школах на оккупированных Россией территориях детям не избежать пропаганды. Их заставляют каждую неделю петь гимн России. Школы полностью перешли на русскую программу обучения, а украинский язык стал необязательным вторым языком. Старших школьников учат по новому российскому учебнику истории, в котором рассказывается, что Украиной управляют неонацисты и что так называемая специальная военная операция России в Украине была оправданным ответом на агрессию Запада. Некоторым родителям удается оставить своих детей учиться в украинских онлайн-школах, но это рискованно — согласно отчету Amnesty International, родители боятся, что их детей заберут, если обнаружат, что они учатся в украинских школах на удаленке.
Некоторые учителя отказались использовать новую российскую программу из-за задержаний и угроз. Но многие продолжают работать при новом режиме — по сообщениям, тысячи украинских учителей прошли обязательные курсы переподготовки в Крыму и в России. Их мотивы различаются. Некоторые могут быть ирредентистами, которые хотят быть частью более крупного российского государства. Другим, возможно, всегда не нравился переход к украиноязычному образованию, произошедший в последние годы, и они приветствовали возврат к русскоязычному обучению. Некоторые учителя, вероятно, считали, что смогут смягчить худшие аспекты российского образования, работая внутри системы, чтобы защитить своих учеников. Другие рассматривали российскую оккупацию как возможность повышения заработной платы и продвижения по службе. Многие люди остались в этих районах, потому что у них были пожилые родственники, которые не хотели переезжать, или потому, что они не могли жить в изгнании.
В условиях оккупации повседневные решения могут изменить жизнь. Выбор работать в школе, контролируемой Россией, или в любой другой местной организации, оставляет жителей открытыми для возможного судебного преследования за коллаборационизм. С момента принятия нового закона в марте 2022 года украинские власти уже возбудили не менее 6000 дел против предполагаемых пособников. Возможные наказания варьируются от запрета на будущую работу в государственных органах до серьезных тюремных сроков и конфискации имущества. Закон противоречив: он определяет сотрудничество настолько широко, что многие владельцы бизнеса или сотрудники местных органов власти рискуют подвергнуться судебному преследованию, как только Украина вернет себе их города и населенные пункты. По мере продвижения украинских войск более высокопоставленные деятели часто сбегали, поэтому перед судом оказывались в основном администраторы низового уровня или учителя. Многие из них — женщины, которые часто занимают такие посты в органах местного самоуправления и образования. Хотя большинство украинцев согласны с тем, что любой, кто занимает руководящую должность в российской оккупационной администрации, заслуживает всей силы закона, юристы и правозащитники обеспокоены тем, что закон слишком широко трактуется и играет на руку России.
[попросту говоря, российская сторона на подконтрольных территориях организует переподготовку учителей, украинская сторона организует репрессии - Е.Н.]
Когда российские войска были выведены из Херсона в ноябре 2022 года, тысячи украинцев, в том числе многие учителя, также уехали вместе с ними, подстегиваемые предупреждениями российской пропаганды о том, что они будут привлечены к ответственности как коллаборационисты.
[Уехало более ста тысяч человек. Треть населения Херсона с окрестностями, и как бы не половина с учетом того, что кусок области по-прежнему наш. Тут бы подумать, что это за такая оккупация, что с оккупантом убегают десятки процентов людей на территориях. Но это будет некрасиво для родной пропаганды, хехе - Е.Н.]
Россия делает ставку на то, что в долгосрочной перспективе украинские дети в этих регионах социализируются как русские патриоты. Украинских школьников отправляют в роскошные ознакомительные туры по России, организуют посещение туристических объектов и летних школ. В программах российского телевидения регулярно показывают, как детей из Донбасса или южной Украины принимают на фестивалях внутри России. Это неприятная пропаганда, но эти визиты, по крайней мере, кажутся в основном добровольными. Есть и гораздо более мрачные случаи, когда тысячи детей из Украины были незаконно депортированы в Крым или Россию во время боевых действий. Некоторые были незаконно усыновлены российскими семьями. Многие украинские семьи изо всех сил пытаются найти своих детей и вернуть их.
[А вот это просто прямая ложь, причем даже насквозь пропагандистский доклад Йельского университета на эту тему вынужден сквозь зубы признавать, что "депортация" была добровольным выездом. В Йеле были вынуждены замазывать этот факт эмоциональной риторикой и всяческим хайли-лайкли. Но обратите внимание, там хайли-лайкли, тут уже как об установленном факте, в итоге аудитории подают страшную сказку в расчете - чаще всего правильном - что никто не будет записывать ходы.
См. разбор исходников этой истории здесь по ссылке - Е.Н.]
МНОЖЕСТВО ЩУПАЛЕЦ ОККУПАЦИИ
В завоеванных украинских городах, таких как Мелитополь или Мариуполь, Россия постепенно стирает все визуальные напоминания об Украине. В первые недели войны российские войска сбили украинские трезубцы и разрушили памятники, посвященные голоду, вызванному Советским Союзом, известному как "Голодомор", который унес жизни миллионов украинцев в 1930-х годах. Они закрасили везде украинские цвета — синий и желтый — российскими красными и синими. Россия стремится полностью обратить вспять кампании украинизации и «декоммунизации», которые прокатились по региону после 2014 года. Закон, принятый в мае 2015 года, предписывал убрать все советские и коммунистические символы и статуи и заменить десятки тысяч названий городов и улиц советской эпохи. В ходе кампании украинские власти снесли более 1000 статуй Ленина по всей стране. Теперь русские возвращают их обратно.
Улицы одержимо переименовываются. В Мариуполе площадь Свободы вновь стала площадью Ленина. Бульвар Меотида, опустошенная улица в центре греческой общины города, вернулась к своему прежнему неуклюжему названию советских времен — улице 50-летия Октябрьской революции. Университетская улица в Мелитополе была переименована в улицу Дарьи Дугиной, названную в честь крайне правой российской активистки и эксперта, погибшей в результате взрыва заминированного автомобиля в Москве в августе 2022 года. Названия улиц также отражают наследие идеологических баталий двадцатого века. В Мелитополе улица Дмитрия Донцова, названная в честь украинского политического мыслителя 1930-х годов с фашистскими взглядами, теперь носит имя Павла Судоплатова, печально известного сталинского секретного агента, который помог убить Льва Троцкого
[вот это очень смешно, фашиста обидели - Е.Н.].
Война перекинулась и на культуру, где Россия проводит полномасштабную программу русификации, которая играет на существовавшей ранее напряженности по поводу языка и политики. Главный театр в Мариуполе был разрушен в результате одного из самых позорных злодеяний войны, когда в результате предполагаемого российского авиаудара в марте 2022 года погибли сотни мирных жителей.
[Amnesty International сообщила, что установлена гибель десяти человек, ДНР сообщила о 14 погибших - прим. Е.Н.]
Театр перестраивается, но его труппа сейчас разделена. Одна группа переехала в Западную Украину, где ставит современные политические пьесы на украинском языке. Те, кто остался в Мариуполе, исполняют в местном молодежном центре непритязательные чеховские комедии на русском языке
["Непритязательные чеховские комедии", как это мило. В реальности, читай, часть труппы предпочла быть театральной труппой, а часть переквалифицировалась в политических агитаторов - прим. Е.Н.].
Мариупольский театр
Россия расширяет сеть кинотеатров в регионе – не для показа открытой пропаганды, а для того, чтобы привлечь людей обратно в повседневную российскую популярную культуру. Кинозрители Мариуполя в новогодние выходные собрались, чтобы посмотреть последнюю российскую комедию «Холоп 2» . Пропагандистских фильмов о войне, таких как кассовая катастрофа в России 2023 года «Свидетель», нигде не видно. Людям нужно развлечение, а не идеологическая обработка, но даже это развлечение может способствовать тому, что местные жители станут ближе к России.
[Выделено мной. Это просто волшебно: если не накачивать людей яростью каждый день, они еще, того гляди, не захотят за Украину помирать - Е.Н.]
Помимо культуры, экономическая политика является самым мощным средством России по вовлечению общества и осуществлению долгосрочных демографических изменений в оккупированных частях Украины. Российская система социального обеспечения и государственные зарплаты зачастую более щедры, чем на Украине, и направлены на то, чтобы привлечь на свою сторону более бедные слои населения и пенсионеров. В декабре президент России Владимир Путин объявил, что Россия будет тратить более одного триллиона рублей (около 11 миллиардов долларов) в год в четырех аннексированных регионах. Сюда входят миллиарды долларов на огромную программу реконструкции в надежде создать «Новороссию» на северном берегу Азовского моря, напоминая идею Екатерины Великой о Новороссии восемнадцатого века. Глянцевые брошюры изображают будущее Мариуполя как эрзац-России у моря, где все воспоминания об Украине сровнены с землей и заменены российскими жилыми домами, парками и бульварами. Город был разрушен во время боевых действий в 2022 году, и власти переселили некоторых местных жителей. Однако многие жалуются, что лучшие новые дома зарезервированы для российских приезжих. Похоже, Москва хочет побудить русских иммигрантов заменить тех украинских жителей, которые были лишены собственности и вынуждены покинуть страну. Не впервые в этом конфликте действия России нарушают международное право, которое прямо запрещает такое перемещение населения на оккупированные территории и обратно.
Многие украинцы, бежавшие из страны, уже потеряли свою собственность и бизнес. С лета 2022 года оккупационные власти руководят массовой экспроприацией украинских активов, что является еще одним вопиющим нарушением международного права об оккупации. Владельцы должны были явиться в течение трех дней с пачкой документов, чтобы заявить о своем праве собственности, если их бизнес был включен в опубликованный местными властями список предположительно заброшенных активов и компаний. В противном случае его передавали местным друзьям или российским предпринимателям. С момента начала вторжения в феврале 2022 года российские власти принудительно зарегистрировали тысячи украинских предприятий, в том числе крупные металлургические заводы и местные пекарни, в ЕГРЮЛ, что стало одним из крупнейших захватов собственности за последнее время. Российские компании взяли под свой контроль большие участки лучших сельскохозяйственных угодий Запорожья и незаконно вывозили тысячи тонн украинского урожая за границу. Мариупольский порт снова открыт: суда привозят строительные материалы для российских проектов и уходят, полные присвоенного украинского зерна.
ПРИВЯЗАНЫ К РОССИИ
Перспективы оккупированных территорий мрачны
[угу, оккупанты коварно показывают кино и гнусно дороги строят - Е.Н.]. Украине не хватает политической и дипломатической стратегии, чтобы бросить вызов российской оккупации в долгосрочной перспективе. Украинские политики надеялись, что быстрое и успешное военное контрнаступление в прошлом году освободит эти территории и отбросит российские войска. Этого не произошло. Поскольку линия фронта застыла на месте, шансы Украины восстановить полный контроль над оккупированными территориями силой оружия в 2024 году кажутся невеликими. Любое перемирие или замораживание конфликта проведет линию через юг и восток Украины, оставив миллионы украинцев под властью России. По мере того, как война продолжается, у России есть время для дальнейшей консолидации своей политической, экономической и административной оккупации, что делает возможную реинтеграцию этих территорий обратно в Украину все более трудной.