Образование, ЕГЭ, школа.
Недавно прошёл последний экзамен... Разрешите сказать несколько слов о ЕГЭ и вообще о нынешнем образовании. Всё ниже написанное ИМХО и относится в основном к естественно-научным предметам.
Итак, ЕГЭ. Сама идея - хорошая. Даже очень. Ещё бы: можно после сдачи уже рассчитывать свои возможности и подавать туда, где большая вероятность пройти. Правда когда подаёшь в разные ВУЗы, то там в некоторый день подлинник нужен. Но это мелочи. Я, например, хочу идти в ВГТУ. Туда можно на три специальности, находящихся на разных факультетах. В других ВУЗах эти правила другие.
Однако, мы, к сожалению, живём не в идеальной стране. Мягко говоря. Так что, исполнение страдает.
В этом году статус ЕГЭ официально становится вселенским, ой простите всероссийским
. По этому поводу наверно и собрались подопечные Фурсенко решать что делать(за 4 месяца до экзаменов). То бишь, указывать ВУЗам, на какие специальности какие экзамены.
Что нужно тем, кого красота художественного слова не волнует? 1. Профильный. Т.е. математика. На математический - сама матика ну и при желании ВУЗа физика. На остальные - математика и предмет,относящийся к специальности. Теперь, что же делать с русским? А очень просто - установить предел баллов в 60 (55, 65), ниже которого в ВУЗы брать не следует. Пусть идут читать-писать учатся. Но за каким его ставить наравне? Т.е. на сугубо естественно-научную (ЕН) специальность может пройти человек, заработавший больше баллов на русском, а на математике меньше, чем "конкурент". Но это слишком умно для них. Решили - раз на ЕГЭ дали добро, значит это круто. Значит его надо пихать где только можно. Вот и поставили к каждой специальности аж по четыре экзамена. Ну нахрена? Ощущение такое, лишь бы вопхнуть. Лишь бы побольше людей сдавали. Лично меня убило то, что поставили информатику. Я этот предмет наукой никогда не считал - просто свод правил какой-то. Но это ладно. Дело в том, что она далеко не везде хорошо преподаётся. Да и комп обязательно дома должен быть, иначе хорошо подготовиться не получится.
"Стандартный набор" на ЕН специальности стал выглядеть у них так:
Математика
Русский язык
Физика
Информатика
Причём все предметы в равных правах, независимо кем ты хочешь быть - астрономом, математиком, физиком, программистом, агроинженером, геодезистом, радиотехником, энергетиком, металлургом,самолёты строить,оружие создавать, приборы делать.
Всю это за 4 месяца до сдачи. Лично мне по некторым причинам времени оставалось намного меньше.
И самое главное - чем больше сдавать предметов, тем меньше шансов у тех, кто пишет их сам. Т.к. в принципе поступающий может подготовиться к ЕГЭ по математике так же, как ЕГЭ напишет средний учитель. А когда придётся распылять силы на четыре экзамена...
Но мне повезло. Ректоры московских ВУЗов выбили право убирать один по желанию. Так что от информатики я освободился. Однако говорят, что в следующем году будет этого не будет.
Теперь уже о содержании. Эх, сколько у меня вопросов к ФИПИ. Начну с того, что часто прослеживается западный ветерок. Иногда кажется, что некоторые задания они просто копируют. А ведь так нельзя! Мы живём в другой стране. Но с эти вы можете не согласиться, т.к. в подтверждение к данному мнению у меня маловато конкретики, т.к. с забугорной системой образования я не знаком(мнение не моё). Просто как-то не адаптировано это для нашей школы. Я слышал, что в америке любят делать акцент так сказать на практическое применение задач (ну как-то так). Вот например решаю Б3. Вопрос - сколько надо купить рулонов обой (или банок с краской). Получаю ответ: допустим, 2,1. Сколько я в школе учился, я так и привык писать ответ - 2,1. Я же математику решаю, а не в магазин иду. Дык нет, оказывается мне надо писать 3.
Между слов скажу о литературе на тему ЕГЭ. Она нифига не контролируется. Любой гавнюк может накалякать книжку, в которой будут позапрошлогодние правила бланков, а про задания вообще молчу(сам блин такую купил). Ещё решал физику с другой книжки, где было написано "Одобрено ФИПИ". Книжонка помогла, но и проблем доставила - ошибок дофига. Ошибки попадались и книжках самих составителей заданий к ЕГЭ. И не раз.
На мой взгляд, весь этот ввод ЕГЭ преждевременен. Им там ещё работать и работать. Ведь надо "сводить" его со школьным курсом. Выпускник должен уметь без проблем решить всё(далее я про матику), кроме С3, С4, С5, первый раз решая вариант ЕГЭ. Но во многих случаях нужно "натаскивание"(читай - подготовка). А на что натаскиваться - фиг знает. Они опубликуют варианты в демо-версии, в своей книжке. Причём очень похожие. А на экзамене как забабахают некоторым (или многим) "счастливчикам" номера, которых в демо и их книжке и близко не видел. Нет, я не говорю, что ученик не должен быть готов и к ним. Просто заблуждают народ они. Я прошу немного - ну выпустите вариантов десять-пятнадцать, прорешав которые, можно не бояся решать всё начиная с А1 и до С2(С3). С4,С5 должны быть изначально супер-трудными и редкими. Некоторые скажут - если задания в подг. книжках не подходят, то смотри типы заданий в кодификаторе (список, где указан номер задания и на какую тему там решать. напр.:"В4 - Умение решать уравнения с помощью замены переменной") и решай похожие с другой литературы. Однако, во-первых, в кодификаторе есть довольно размытые описания (что-то вроде "Умение использовать несколько приёмов при решении уравнений"). Во-вторых, задания бывает просто не соответствуют кодификатором, что есть бардак. Мне попалось 2 таких задания (это точно). Кто знает, сколько там ещё не соответствует...
Ещё насчёт двоек. Читаю новости: "Также известно, что тест по математике провалили всего 7% школьников.". Выглядит мягко говоря смешно. Дело в том, сколько будет двоек, решают в Москве. Например, надо великой и необъятной стране N,z процентов двоек, они устанавливат минимальный бал S. Надо больше/меньше - делают минимальный балл другим. У меня одноклассник русский на 2 сдал. Сдавал бы он его в прошлом году, получил бы 3.
Русский... Часть А мне нравится (правописание и прочее). Часть Б ненавижу (никогда не учил правил, всякие там согласования и примыкания не отличаю и считаю мне эт ****** не надо). О части С, это где сочинение, судят неоднозначно. Никакие шаблоны не помогут. К тому же сочинение пишешь по приведённому там тексту. Определяешь там всякие проблемы, позицию автора и т.д. В некоторых случаях надо быть больше социологом. Или психологом. Вообще зависит от того по какому тексту писать. Иногда можно влёт сочинить, а бывает хоть весь день сиди, всё равно ничего на ум не идёт.
По другим мало чего могу сказать. Историей разве что интересовался - смотрел там вопросы. Моё мнение - как-то всё мелочно. То бишь одни, так сказать "нюансы спрашивают". Человек может хорошо
знать историю в общем виде, но помнить каждую мелочь - это по мне слишком. Кстати, помню Медведев наезжал на Фурсенко - цитировал воросы с ЕГЭ по истории. Что-то вроде "Русские звери аль нет?" и четыре варианта ответов. В морду бы составителям.
Далее - о коррупции. Схема, которая приведена ниже известна уже многим я думаю, но всё равно...
Итак, мне надо сдать ЕГЭ на много баллов (ну чисто гипотетически). Для этого надо две вещи: найти того кто будет писать и договориться с директором/завучем. Схема проста: директор/завуч забирает у тебя задания, уходит, по-быстрому их копирует и отдаёт тебе обратно. Копию относит "помощнику". Через какое-то время у него забирают решение и относят мне. И я спокойно переписываю. "Помощники" либо сидят в закрытом классе этой школы, либо им выдают на улицу в окно какое-нибудь. Как это прекратить? Никак я думаю не получится. Но если человек дуб дубом, то его и из ВУЗа потом быстро выпихнут. Если не выпихнут - то вообще причём здесь ЕГЭ? Это проблема ВУЗа.
Только тсссссс... Я вам всего этого не говорил
В итоге необходимо:
1. Изменить экзамены для поступления.
2. Доработать содержание.
3. Контролировать и выпускать литературу, необходимую для подготовки.
Это самые главные задачи.
Ещё пару слов о школе вообще. Вам знакомо слово модернизация?
Модное словечко. Есть ещё там много модных словечек, которые можно присобачить куда угодно и представить это совсем в другом свете. К примеру, у меня брат учится в младших классах. Программа - "Школа 2100", навязанная районным отделом образования. Им там выпендриться, а меня когда меня брат просит объяснить что требуется в задании, я ничего ему сказать не могу. Задания составлены явно не для нормальных людей. Думаю, достаточно ввести такое повсеместно и хана нашему образованию.
Кстати, во время подготовки к экзаменам пользовался в основном советскими учебниками. Там как-то всё намного понятнее.