Общие вопросы космонавтики II

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.299
Адрес
RU
Главный вопрос после крушения: а был ли ребёнок? :-D
 

zdobin

Активный участник
Сообщения
4.878
Адрес
Украина, Privilegiatum oppidum Ungvar
SarK0Y, я об количестве пусковых.
Barbudos, Вы никакого отношения программе "эпоха" не имеете случайно? Просто ведущий Ваших лет и рассказывает об СССР с Вашим отношением и сильной иронией.
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.299
Адрес
RU
zdobin написал(а):
Barbudos, Вы никакого отношения программе "эпоха" не имеете случайно? Просто ведущий Ваших лет и рассказывает об СССР с Вашим отношением и сильной иронией.
Zdobin, просветите, пожалуйста, о какой именно программе речь идёт.
 

Мега_Дес

Активный участник
Сообщения
454
Адрес
Тюмень-столица деревень
MRJING
Все это известно только потому, что разумные существа это все открыли. Не будь разумной формы жизни, вся история вселенной от и до прошла бы не замеченной. Ни кем и ничем не зафиксированной.
 

Rand0m

Активный участник
Россия потеряет $300 млн из-за аварии «Протона» http://news.rambler.ru/19886137/
Из-за аварии ракеты-носителя «Протон-М», случившейся вчера на Байконуре, спутниковая система ГЛОНАСС останется без запланированного резерва, а улучшение точности навигации придется отложить. Но еще более важно, по словам специалистов, то, что сбой дала ракета, считавшаяся самой надежной. У России большие планы коммерческих запусков с ее использованием.

Ракета-носитель «Протон-М», выводившая на орбиту три навигационных спутника «Глонасс-М», через 17 секунд после старта отклонилась от траектории, упала на землю и взорвалась.

— Создана комиссия, она изучит телеметрическую информацию, поступавшую с ракеты, все параметры и после этого сможет сообщить, что стало причиной этой ситуации, — сообщил «Известиям» Александр Бобренев, пресс-секретарь ГКНПЦ имени Хруничева (эта организация создала «Протон»).

— Мы можем утверждать, что проблема именно в ракетоносителе, в двигательной системе первой ступени, так как 17 секунд полета работала только она. Разгонные блоки или другие системы тут ни при чем, — заявил начальник пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов.

Разгонный блок «Бриз М», повинный в нескольких предыдущих неудачных запусках, уже себя реабилитировал, и последние четыре старта с его участием были полностью успешными, считает начальник управления внешнеэкономической деятельности РКК «Энергия» Александр Деречин. Теперь проблемы начались у самой ракеты, и это куда более серьезно, отмечает он.

С 2001 года из 74 запусков «Протона-М» лишь два закончились аварией по вине данной ракеты — с 2007 года таких случаев не было. Теперь прежде надежная ракета дала сбой, который повлияет на все российские коммерческие пуски.

— Не так страшно, что мы потеряли новые спутники ГЛОНАСС, гораздо хуже, что упал «Протон», который изготовляется с 1966 года. Это серьезный «звоночек» для всей отрасли, мы утрачиваем налаженную практику сборки безотказных ракет, — считает представитель отрасли космической связи, пожелавший остаться неназванным.

До конца года ГКНПЦ имени Хруничева должен был провести еще три коммерческих запуска «Протонов» с Байконура, стоимость такого запуска в среднем составляет около $100 млн Теперь после аварии будет работать правительственная комиссия, и до того, как будут проанализированы причины сбоя, запуски «Протонов» производиться не будут, то есть график коммерческих пусков будет нарушен.

Авария добавляет проблем и ГЛОНАСС. Два из четырех спутников резерва ГЛОНАСС работают на орбите дольше гарантийного срока, еще один выработает его в 2014 году, а четвертый спутник резерва должен заместить вышедший из строя спутник в действующей группировке. Таким образом, авария на Байконуре лишила российскую навигационную систему запаса прочности.

— Действительно, два из четырех спутников резерва ГЛОНАСС вышли за предел гарантийного срока работы, но если взглянуть на группировку GPS, то там ситуация аналогична, — успокаивает директор аналитического департамента службы управления проектами «НИС ГЛОНАСС» Валерий Гребенюк. — Если потери произойдут, обычные потребители их не заметят. Сейчас и у нас, и в других странах предпочитают дублированные GPS/ГЛОНАСС-системы, что дает достаточную надежность навигации в любой момент.

Качество работы навигационной системы ГЛОНАСС не ухудшится, подтверждают другие эксперты, но в связи с падением трех новых спутников не произойдет запланированного улучшения навигационных характеристик ГЛОНАСС.

— Эти спутники должны были улучшить характеристики всей системы, а теперь этого не произойдет, точнее, это случится позже, — говорит Александр Деречин.

Спутники «Глонасс-М» оказались не застрахованы Роскосмос тратит деньги на страховку только уникальных космических аппаратов.

В запусках по программе «Глонасса» был почти двухлетний перерыв — с осени 2011 г. ; теперь он затянется. Авария ракеты-носителя «Протон-М» на «Байконуре» лишила Роскосмос трех спутников «Глонасс-М». По словам представителя Роскосмоса Анны Ведищевой, сами спутники не были застрахованы, поскольку Роскосмос принял решение страховать только уникальные аппараты, такие как «Фобос-грунт» (неудачно запущенный в 2011 г.), а «Глонасс-М» находятся в серийном производстве. Спутник по программе «Глонасса» тоже страховался — но серии «Глонасс-К» (они должны прийти на смену «Глонасс-М»), когда в 2011 г. запускался опытный экземпляр.

Роскосмосу уже случалось терять сразу три «Глонасс-М» — в том же 2011 году. Роскосмос тогда начал обсуждать в правительстве и парламенте вопрос страхования спутников, но законопроект о страховании рисков при осуществлении космической деятельности до сих пор находится в разработке в финансово-экономическом управлении Роскосмоса — так же, как и проект постановления правительства о субсидиях на страхование космических аппаратов. В том же 2011 году замруководителя Роскосмоса Анатолий Давыдов жаловался «Известиям», что депутаты не поддержали законопроект о космическом страховании и урезали бюджет Роскосмоса на страхование на 2012 г. с 1,97 млрд до 1,2 млрд руб. «Вероятно, именно отсутствие этих документов мешает Роскосмосу тратить необходимые средства на страхование», — полагает топ-менеджер страховой компании, имеющей интересы в страховании космических рисков. Другой страховщик удивляется, что Роскосмос решил страховать научные спутники, у которых непонятная экономическая эффективность, а не часто запускаемые серийные и способные приносить прибыль аппараты.

По данным Давыдова, в 2011 г. в Роскосмосе предпочли застраховать запуски спутников гидрометеорологического назначения, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и аппарат «Стерх» для спасательной системы «Коспас-Сарсат». В 2012 г. планировалось застраховать спутник ДЗЗ «Ресурс-П2», что должно было обойтись в 442,3 млн руб., или в 11% от стоимости космического аппарата, комплекса выведения и пусковых услуг. За те же 11% Роскосмос планировал застраховать научный аппарат «Спектр-УФ» (341,4 млн руб.). Как объясняет зампред правления «Согаза» Николай Галушин, в стране второй год подряд действует программа субсидирования космических запусков, осуществляемых для государственных целей, по этой программе четыре страховщика — «Согаз», «Ингосстрах», «Спутник» и «Мегарусс» — страхуют запуски и испытания на орбите. На 2013 г. по этой программе субсидирования были застрахованы запуски спутников «Бион-М» и «Ресурс-П» (они уже состоялись), а также «Гонец», «Метеор-М» и «Фотон-М» (их еще предстоит запустить).

При стоимости запуска трех «Глонасс-М» при помощи «Протон-М» (как следует из информации сайта zakupki.gov) в 4,4 млрд его страхование обошлось бы примерно в 480 млн руб., или больше трети всего бюджета на эти цели, выделенного Роскосмосу в 2012 г. Сколько на страхование выделено в 2013 г., представитель Роскосмоса не ответил.

За другие виды страхования при запуске трех спутников «Глонасс-М» Роскосмос смог заплатить. Как подтвердил «Ведомостям» представитель страховой компании «Русский страховой центр» (РСЦ), риск ответственности перед третьими лицами при этом запуске был застрахован в семи компаниях и лидер страховой программы — РСЦ с лимитом ответственности в 5,4 млрд руб.

У «Согаза», «Ингосстраха», ВСК, «Капитал страхования», «Уралсиба» и СК «Рослес» лимит — по 100 млн руб.

Представитель «Ингосстраха» Владимир Клейменов сообщил «Прайму», что ответственность при запуске застрахована по всему миру, за исключением штатных районов падения ракеты-носителя. «В настоящее время уточняется, в каком точно месте упала ракета-носитель, так как территория космодрома является штатным районом падения», — сказал он. Ракета упала на территории космодрома, говорит источник в Роскосмосе. Таким образом, экологический ущерб от самого падения ракеты, вероятно, также не покрывается страховкой, а его сумму предстоит установить комиссии Роскосмоса. Застраховано и оборудование стартовой площадки, но она, по словам человека из Роскосмоса, повреждена не была.

«Сегодня ставка страхования аппарата находится в диапазоне 13-17% от его стоимости, — сообщает Галушин. — И каждая аварийная ситуация, неудачный запуск удорожают страхование». А страхование ответственности в разы дешевле, потому что имеет ограниченное покрытие, связанное с убытками, вызванными отклонением мест падения отработанных ступеней ракеты-носителя от определенной территории, продолжает он, но и в этом случае отработанная ступень ракеты-носителя со сгоревшим топливом не представляет угрозы для людей, животных и природной среды, а риск в большей степени связан с повреждением имущества на земле. Иная ситуация возникает в случае падения ракеты-носителя с несгоревшим топливом, заключает Галушин.

По словам Ивана Моисеева из Института космической политики, для самой навигационной системы «Глонасс» потеря трех спутников не станет критическим ударом: есть резервный способ их выведения ракетой «Союз» и если запуски «Протонов» будут задержаны на полгода и более, то планируемый на конец года запуск «Союза» перенесут на более ранний срок.

Галушин также считает, что не стоит делать трагедии из падения трех спутников: «Некоторые колебания цены [страхования запусков] возможны, но более важными будут оценка причин произошедшего и связанная с нею коррекция цены будущих страховок». Возможна и реакция на произошедшее в виде сокращения удержания риска у отдельных игроков, продолжает он. Нынешнее событие не отразилось убытками на международном рынке с точки зрения страхования самой ракеты и космических аппаратов. Просто элемент статистики, заключает Галушин. http://news.rambler.ru/19887117/

Рогозин: Космическая отрасль в ее нынешнем виде перестанет существовать
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин пообещал, что развитие ракетно-космической отрасли в ее нынешнем виде прекращается, и что она будет реформирована.

«В том виде, в котором существует ракетно-космическая отрасль, мы дальше двигаться не будем», — заявил вице-премьер, комментируя падение ракеты-носителя «Протон-М».

Рогозин уточнил, что специальная комиссия, которую он возглавил по распоряжению президента РФ, должна подготовить проект распоряжения главы государства по реформированию ракетно-космической промышленности.

По словам вице-премьера, будет создана организация с условным названием «Объединенная ракетно-космическая корпорация». Она получит государственные акции соответствующих предприятий.

Первое заседание комиссии по реформе космической отрасли должно состояться уже 5 июля.

Кроме того, Рогозину предстоит по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева создать правительственную комиссию для расследования аварии, и представить ему пакет предложений для их предотвращения в будущем. Виновных в потере ракеты ожидают «жесткие выводы», пообещал вице-премьер.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя спутниками «ГЛОНАСС» упала утром 2 июля менее чем через минуту после старта.

О необходимости реформирования ракетно-космической промышленности разговоры шли еще в августе прошлого года — тоже после аварийного запуска ракеты-носителя «Протон-М». Тогда по поручению Медведева Роскосмос разработал план реформы отрасли. План предполагал создание космической госкорпорации, однако в ноябре это проект был отклонен в ноябре правительством.

Рассматривались также варианты создания большого закрытого акционерного общества «Космопром» или частичной передачи управления над космическими предприятиями от Госимущества напрямую космическому агентству. http://news.rambler.ru/19882113/
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
zdobin написал(а):
Вопрос - зачем столько пусковых? Ракеты-носители залпом что ли запускают?
В смысле? Их не так уж много. 9 типов стартовых комплексов (15 ПУ) плюс 4 ПУ для испытаний МБР. Из 15 ПУ для РН. Из 15 стартов 6 не используются с 80-на чала 90-х годов
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Мега_Дес
Все это известно только потому, что разумные существа это все открыли. Не будь разумной формы жизни, вся история вселенной от и до прошла бы не замеченной. Ни кем и ничем не зафиксированной.
А,что нам неизвестно то не существует ,что ли? :-D
 

Михаил С.

Активный участник
Сообщения
2.053
Адрес
Россия, Пятигорск
Где-то краем уха слышал, что пилотируемые "Союзы" имеют систему спасения экипажа, что-то типа катапульты.
Вопрос: в аналогичной ситуации она способна помочь? или гибель экипажа неизбежна?
 

Связист

Активный участник
Сообщения
6.248
Адрес
Россия. Кубань.
Михаил С. написал(а):
Вопрос: в аналогичной ситуации она способна помочь? или гибель экипажа неизбежна?
soyuz_02.jpg
Устройство на вершине ракеты. В нужный момент оно уносит корабль от ракеты носителя. Оно кстати спасало экипаж, если не ошибаюсь с болгарским космонавтом в составе. Спасло бы с большой долей вероятности, поскольку нештатная ситуация развивалась медленно со взрывом уже на земле. Фото отсюда http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=131590 Про саму систему http://galspace.spb.ru/orbita/16.htm

Добавлено спустя 22 минуты 32 секунды:

Про болгара я видимо наврал.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Михаил С. написал(а):
Где-то краем уха слышал, что пилотируемые "Союзы" имеют систему спасения экипажа, что-то типа катапульты.

Вопрос: в аналогичной ситуации она способна помочь? или гибель экипажа неизбежна?
До момента сброса обтекателя и системы САС - однозначно.

Связист написал(а):
Оно кстати спасало экипаж, если не ошибаюсь с болгарским космонавтом в составе. Спасло бы с большой долей вероятности, поскольку нештатная ситуация развивалась медленно со взрывом уже на земле.
Ошибаетесь. С болгарским космонавтом ситуация была на орбите (Союз-33, апрель 1979 года). На старте САС спасла экипаж корабля Т-10А 26 сентября 1983 года
 

Связист

Активный участник
Сообщения
6.248
Адрес
Россия. Кубань.
vlad2654 написал(а):
Ошибаетесь. С болгарским космонавтом ситуация была на орбите (Союз-33, апрель 1979 года).
Да , действительно. http://www.slusili-baikonuru.ru/read.php?3,116 про самарские события 83 г.

Добавлено спустя 4 минуты 36 секунд:

TroFF написал(а):
Появились первые тестовые снимки КА "Ресурс-П" запущенного 25 июня

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=20195
Высокое разрешение в чёрно белом цвете :-bad^
 

TroFF

Модератор
Сообщения
3.500
Адрес
Россия
Связист Это первые тестовые снимки, потом будут и цветные, снимать может в панхроматическом и спектральных диапазонах.
 

Связист

Активный участник
Сообщения
6.248
Адрес
Россия. Кубань.
TroFF написал(а):
Это первые тестовые снимки, потом будут и цветные, снимать может в панхроматическом и спектральных диапазонах.
На КА «Ресурс-П» установлена оптико-электронная аппаратура, которая позволит получать высокодетальные снимки с разрешением 1 м с высоты 475 км в панхроматическом диапазоне, в узких спектральных диапазонах с разрешением не хуже 3-4 метров.
разрешение 1 метр чёрнобелое
 

TroFF

Модератор
Сообщения
3.500
Адрес
Россия
Связист Конечно похуже, чем западные спутники для гугл мапса :-D
Для сравнения:

WorldView-2
0,46 и 1,84

Ресурс-П
1 и 3-4
 
Сверху