ОБУ: кто это, что он делает и где он нужен

Slovak

Активный участник
Сообщения
12.365
Адрес
Литва
alrick написал(а):
Диск заменит - но если из за диска сгорела плата - то хрена два вам возместят.
Так у Вас в стране распространена практика и на общепит и на табачные компании в суд подовать (хотя те честно предупреждают о последствиях) и выигрывать с крупными компенсациями.

Так подайте в суд на производителя диска, докажите, что его брак принес Вам не только матерьяльные расходы, но и тяжелые душевные муки
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MRJING
а вы ссылку то читали?
If successful, GILA will provide support for new human air traffic controllers and aid in the deconfliction of congested in-theatre airspace with the generation of airspace control orders.
В случае успеха, GILA будет обеспечивать поддержку для новых центров управления под руководством человека и помогать в разрешении конфликтных ситуаций в перегруженному воздушном пространстве с созданием приказов по управлению воздушным движением.
Т.е. речь идет о системе автоматизации деятельности авиадиспетчера, а не о замене человека. Вам не надоело выглядеть так, как вы выглядите последнее время? Вы понимаете, что вы себя загоняете в тупик? ОСТАНОВИТЕСЬ!!!
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
drug
Почитали бы вы мои посты.
"Eventually [GILA] will outperform the novice human planner by 125% while giving the inexperienced user an embedded, accelerated training capability," says Lockheed. GILA was developed under a $22 million, 48-month phase one contract award.
Или он таки там остаётся, а программа ему только помогает. Кстати согласно уже сброшенной новости(см.пруф выше), на 2008 год программа уже ускоряла не опытного оператора на 125%
Таки прочитайте новость снова и внимательно. Они уже создали в ходе 48 месячного контракта помошника. И сейчас приступили к новому контракту 12 месячному. И это в новости от 2008 года. 12 месяцев прошли уж.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MRJING написал(а):
Таки прочитайте новость снова и внимательно. Они уже создали в ходе 48 месячного контракта помошника. И сейчас приступили к новому контракту 12 месячному. И это в новости от 2008 года. 12 месяцев прошли уж.
Вы адекватный вообще, нет? Вам про замену авиадиспетчера задал я вопрос. Вы толчете какой-то мусор. И по ссылке вашей речь идет о системе автоматизации, а вы про то, что это давно было. Какая разница когда это было??! Это не имеет отношение к вопросу о замене авиадиспетчера вообще!
Еще раз повторяю вопрос - почему не заменили авиадиспетчеров, если с ваших слов, роботы могут их заменить? И не надо про автоматизацию - выполнять рутинную работу компьютеры давно умеют. Речь о полноценной замене человека.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
drug
Я ответил на вопрос уже,читайте выше по пунктам и всё такое. Попытки выхода из конструктивного диалога буду просто игнорировать.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
MRJING написал(а):
drug
Я ответил на вопрос уже,читайте выше по пунктам и всё такое. Попытки выхода из конструктивного диалога буду просто игнорировать.
Вы абсолютно слова не сказали по теме, только пустая болтовня с вашей стороны. Логично, что вы будете все игнорировать. По существу сказать-то нечего, так как вопрос о замене человека в нештатных ситуациях машиной рассматривается только с отдаленной перспективой. Имеющиеся элементы ИИ являются всего лишь частью маркетинг-планов соответствующих производителей. И разумно и логично ответить на закономерный вопрос, почему якобы ОБУ можно заменить на компьютер, а авиадиспетчера нельзя вы просто не в состоянии.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
http://vpk.name/news/53155_samoletshpio ... eniya.html

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ: РОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛАХ А.В. Карташев, СССР СА Костров

Опираясь на опыт Первой мировой войны, известный теоретик воздушной войны – итальянский генерал Джулио Дуэ в своём концептуальном труде «Господство в воздухе» относительно эффективности действий авиации писал, что «странствующие рыцари воздуха должны уступить место воздушной кавалерии» [1]. Значительную роль в этом должно было сыграть управление силами воздушных армий. Согласно подобным положениям, в межвоенный период стала развиваться авиационная связь в ВВС РККА. Для непосредственного руководства экипажами в ходе выполнения боевых задач с наземных пунктов управления в частях истребительной авиации (ИА) создавалась система «связи в полёте» [2].

Однако несмотря на это, ещё в первые месяцы Великой Отечественной войны наведение истребителей на самолёты противника зачастую осуществлялось с постов наведения, входящих в полки воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), с помощью стрел целеуказания и маломощных радиостанций. Эффективность такого управления была низкой: стрелы были малозаметны, а радиостанции обеспечивали устойчивую связь только в непосредственной близости от аэродромов. К тому же средствами связи были оборудованы далеко не все истребители.

С 1942 г. главную роль в осуществлении наведения стали играть офицеры-авианаводчики – лётчики, выделяемые от полков на посты наведения. В основу их работы была положена устойчивая двухсторонняя радиосвязь с экипажами в воздухе. Наведение осуществлялось также по радиостанции и с командных пунктов (КП) истребительных авиационных полков (ИАП). Правда, область наведения ограничивалась пределами визуальной видимости. В этот период для работы в качестве авианаводчика достаточно было иметь навыки лётчика.

Кардинальному изменению методики наведения истребителей на воздушные цели способствовало поступление в распоряжение соединений, а затем и частей ИА радиолокационных станций (РЛС) типа «Редут» и «Пегматит». Данные от РЛС передавались на КП полка, где наносились на планшет, с помощью которого командир полка или начальник штаба, принимая решение, передавали команды по радио своим истребителям. Для непрерывного управления боевыми действиями и поддержания постоянной боевой готовности ИАП на КП полка устанавливалось круглосуточное боевое дежурство боевого расчёта, в состав которого вошёл и дежурный штурман [3]. Так зарождалась в советских ВВС новая авиационная специальность – «штурман наведения».

Следует отметить, что в других странах, включая врагов и союзников, это развитие шло с опережением. В люфтваффе к 1943 г. система управления истребителями в воздухе была уже достаточно хорошо отлаженной. Вдоль побережья Ла-Манша размещались РЛС «Фрейя», предназначавшиеся для обнаружения сил авиации противника в воздухе. С этих передовых радиолокационных постов шло оповещение истребительных авиационных крыльев, на аэродромах которых были развернуты посты наведения. Посты наведения также имели свои радиолокационные средства. Информация о положении воздушных целей в пространстве по данным от РЛС вручную наносилась на планшет, имевший картографическую основу и координатную сетку. Непосредственное управление экипажами истребителей в воздухе по этому планшету осуществляли штурманы наведения, сообщая на борт по радио координаты обнаруженных целей и необходимый курс полёта в район встречи [4].

Подобным образом при поддержке советских специалистов была организована работа штурманов-наводчиков пунктов управления ИА в Северной Корее в период 1950—1953 гг. Наряду с наведением истребителей по планшету здесь широко применялся индикаторный метод – по экрану индикатора кругового обзора РЛС [5].

В этот период в войсках ПВО страны в ходе учений различного уровня стали отрабатываться принципы наведения на воздушные цели истребителей-перехватчиков с пушечным вооружением с помощью более совершенных радиолокационных станций обнаружения П-3 и П-3а, которыми стали оснащаться войска ВНОС [6].

Наряду со знанием лётного дела и методики наведения от штурмана-наводчика требовалось знание тактико-технических данных средств управления, умение вести работу в условиях помех средствам радиосвязи и РЛС.

Должности штурманов наведения становятся штатными. Для ввода в строй начинающих специалистов и их дальнейшего профессионального роста в 1953 г. в части ИА поступает Программа подготовки боевых расчётов командных пунктов частей и соединений истребительной авиации ВВС, изданная Главным штабом ВВС Советской Армии.

Однако расчёты командных пунктов ИАП по-прежнему комплектуются в основном офицерами – бывшими лётчиками, «списанными» с лётной работы. Были случаи, когда на должности штурманов наведения назначались офицеры из числа авиационных техников. О вводе в строй одного из таких специалистов писал в журнале «Вестник ПВО» в 1968 г. А.С. Ушаков. При этом данный процесс осуществлялся в условия обычной строевой части [7]. Опытом обучения штурманов наведения в полковых условиях делились также авторы публикаций на страницах журналов «Вестник воздушного флота» и «Вестник ПВО» [8].

На рубеже 1950—1960 гг. командные пункты стали оснащаться автоматизированными системами управления (АСУ) «Воздух-1М» [9]. Эксплуатация этой аппаратуры потребовала от штурманов наведения дополнительного объема знаний и навыков.

Специальная подготовка штурманов наведения (офицеров наведения или штурманов-наводчиков, впоследствии – офицеров боевого управления) из числа офицеров других специальностей была возложена на учебные центры. В авиации ПВО это был Учебный центр слепой и ночной подготовки и боевого применения истребительной авиации ПВО (пос. Саваслейка), в ВВС – это 1-е Центральные лётно-тактические курсы в г. Липецке (с 1960 г. – Центр боевого применения и переучивания лётного состава) [10].

Слушателями этих курсов становились лётчики и штурманы, которые по каким-либо причинам не могли проходить службу на лётных должностях, а также офицеры войск ВНОС, позже – радиотехнических войск (РТВ). Теоретическая подготовка осуществлялась в течение 2-3 месяцев, после чего обучаемые выполняли практические наведения и сдавали зачёты.

Кроме того, подготовкой офицеров запаса по данной специальности занимались военные кафедры при гражданских вузах. Так, например, с 1955 по 1962 гг. в Уральском государственном индустриальном институте велась подготовка офицеров запаса по профилю «штурман наведения» [11]. Штурманский профиль подготовки офицеров запаса с 1957 г. существовал и в Новочеркасском политехническом институте, где до настоящего времени ведётся подготовка офицеров запаса по специальности «боевое управление полётами авиации с наземных пунктов управления, не имеющих системы наведения» [12].

Постоянно возраставшие требования к уровню подготовки расчётов пунктов управления ИА предопределили необходимость возникновения новой специальности подготовки курсантов в авиационных училищах ВВС и ПВО. В 1968 г. подготовка офицеров боевого управления для ВВС была организована в Ейском ВВАУЛ (в п.г.т. Багерово), где был сформирован отдел по подготовке штурманов наведения (ОПШ). Срок подготовки офицеров был определён – 4 года. Первый выпуск состоялся уже в том же 1968 году. Он был немногочисленный по своему составу. Все выпускники начинали обучение в училище по лётному профилю, но были «списаны» по состоянию здоровья или лётной неуспеваемости. В последующие годы выпуски штурманов осуществлялись в больших объёмах. Это происходило за счёт направления из других лётных училищ ВВС (Качинского, Черниговского, Харьковского, Борисоглебского и др.), практически по разнарядке, курсантов окончивших 2-й курс и изъявивших желание продолжать обучение в Ейском ВВАУЛ по профилю ОПШ. В большинстве своем это были курсанты, также списанные по состоянию здоровья или другим причинам. Лишь одно классное отделение было набрано изначально по профилю штурмана боевого управления (ШБУ).

В 1972 г. ОПШ в пос. Багерово был передан в состав Ворошиловградского авиационного училища штурманов. Со временем отдел подготовки штурманов был переименован в отдел подготовки офицеров боевого управления авиацией (ОПОБУА) [13].

Подготовка штурманских кадров для авиации ПВО была возложена на филиал Армавирского ВВАУЛ, который был создан в 1965 г. на базе Ставропольского радиотехнического училища ПВО. Целенаправленных наборов курсантов на специальность штурмана боевого управления в филиале ещё не производилось, качественных учебных планов и программ по специальности штурмана боевого управления не существовало. Первые учебные группы составили курсанты армавирского училища, признанные негодными к лётной работе по разным причинам. В 1969 г. впервые было выпущено 11 штурманов боевого управления [14]. Они получили дипломы по специальности «применение средств управления авиацией» с квалификацией «военный штурман-инженер боевого управления».

В 1969 г. на базе филиала Армавирского ВВАУЛ было сформировано Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов (ВВАУЛШ) ПВО, в стенах которого в 1970 г. состоялся второй выпуск офицеров по профилю ШБУ.

Теоретическое обучение курсантов ШБУ в 1969—1970 учебном году в новом училище началось по программам и планам, разработанным ещё в филиале Армавирского ВВАУЛ и утверждённым в 1969 году. Профильная дисциплина «Теория и методика наведения» изучалась курсантами на кафедре штурманской подготовки. По ней выпускники сдавали государственный экзамен. Другой профильной дисциплиной для выпускников ШБУ 1970 г. была «Тактика и боевое управление авиацией ПВО», преподававшаяся на кафедре тактики. В 1973 г. была создана кафедра боевого управления, и предмет «Боевое управление авиацией ПВО» выделился в самостоятельную дисциплину [16].

С конца 1970 года ставропольское училище перешло на обучение курсантов по программам, переработанным применительно к новым учебным планам. Учебный план подготовки штурманов боевого управления предусматривал 5842 часа, из них 5142 часа на теоретическое обучение, 700 часов на стажировку.

В дальнейшем учебные планы и программы неоднократно дорабатывались, содержание образовательного процесса постоянно совершенствовалось. В 1972 г. в связи с требованием об усилении практической направленности в подготовке выпускников военных училищ на первом и втором курсах вводились стажировки. Сокращалось общее время на теоретическую подготовку и увеличивалось время на практическое обучение. До 1974 г. шла доработка этих программ – устранялись недостатки организации учебного процесса, возникали новые идеи по его содержанию и построению. В 1977 г. возникла необходимость дальнейшего их совершенствования в связи с обновлением авиационной техники и техники боевого управления в войсках. Кроме того, по ряду дисциплин были приняты типовые программы.

Так как изменения учебного процесса требовали немедленного внедрения, обучение приходилось начинать по ещё не утвержденным планам и программам, переходя затем сразу на другие. Это усложняло организацию теоретической подготовки курсантов, обеспечение их литературой. Курсы лекций и учебные пособия непрерывно дорабатывались и перерабатывались. Ситуация в основном стабилизировалась к 1979 г., когда были утверждены новые учебные планы и программы подготовки курсантов [17].

Авторским коллективом из числа преподавательского состава кафедры боевого управления были написаны и изданы Министерством обороны три абсолютно новых (с учётом первого опыта подготовки кадров по данной специальности) учебника для курсантов училища и офицеров из строевых частей по теории и методике глазомерного наведения, теории и методике приборного наведения с помощью аппаратуры «Вектор» и «Сенеж», а затем – АСУ «Рубеж» [18].

Ввиду недостатка в войсках подготовленных штурманов-инженеров боевого управления в январе 1972 г. в Ставропольском училище было создано отделение заочного обучения и экстернат по данному профилю. До 1979 г. отделение произвело три выпуска, предоставив возможность получить высшее образование десяткам офицеров из войск, частей и подразделений училища. Отделение заочного обучения и экстернат, выполнив возложенные на них задачи, были закрыты в 1979 г. Кроме того, в эти годы кафедра боевого управления привлекалась для ускоренного переучивания офицеров боевого управления из войск на новую технику [19].

В середине 1970-х гг. на кафедре был создан учебный тренажный комплекс, объединивший два учебных командных пункта – КП ИАП (с выносными индикаторами от РЛС и аппаратурой приборного наведения «Каскад») и КП зенитно-ракетной бригады (с аппаратурой автоматизации «Вектор»). Кроме того, учебно-тренажный комплекс был оснащён аппаратурой для управления экипажами при заходе на посадку [20].

В 1980 г. на смену комплексу средств автоматизации «Вектор» пришла аппаратура «Рубеж». Первыми молодыми офицерами, изучившими её в стенах училища, стали выпускники 1983 г. В конце 1980-х гг. был развёрнут новый, модернизированный комплекс. Чуть позже (к 1990 г.) поступила и была сопряжена с АСУ аппаратура, позволявшая обеспечивать подыгрыш воздушной обстановки с компьютера.

Кроме обычных практических занятий на учебных командных пунктах стало традицией проводить ежегодно профессионально-прикладные соревнования среди курсантов третьего и четвёртого курсов на лучший расчёт пункта управления. Эти соревнования проводились перед выездом на войсковую стажировку и являлись одной из действенных форм подготовки к ней [21].

На базе кафедры боевого управления Ставропольского ВВАУЛШ главный штурман Войск ПВО регулярно проводил учебно-методические сборы штурманов боевого управления, к которым привлекались преподаватели и штурманы-инструкторы.

После поступления новой техники боевого управления советского производства в армии дружественных стран появилась необходимость переучивания штурманов наведения в ГДР, ПНР, ЧССР и республике Куба. Эту задачу успешно выполнили офицеры кафедры боевого управления [22].

В 1980-е гг. шло дальнейшее совершенствование учебных планов и программ. В 1982 г. они были изменены в основном в связи с началом изучения нового комплекса средств автоматизации. Необходимость изменений организации и содержания учебного процесса в 1985 г. была вызвана в основном требованиями приказа министра обороны СССР 1984 г. № 070 «Об изучении вычислительной техники в вузах Министерства обороны [23].

К концу 1980-х годов в училищах ВВС и ПВО был накоплен положительный опыт подготовки специалистов по управлению воздушным движением – штурманов боевого управления: выработана и усовершенствована методика обучения, создана учебно-материальная база, разработаны учебники и учебно-методические материалы, подготовлен преподавательский состав.

Проверку уровня своей подготовки офицеры (штурманы) боевого управления прошли в 80-90-е годы в Афганистане и на Северном Кавказе в качестве офицеров органов боевого управления различных уровней, начиная с передовых авиационных наводчиков. Многие из них за успешное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм были удостоены высоких правительственных наград, в том числе и посмертно.

Многие выпускники, пройдя этап профессионального становления на КП полков и пунктах наведения, продолжили службу в органах управления соединений, объединений, в центральном аппарате ВВС и Вооружённых Сил, вузах Министерства обороны. Ряд офицеров получили генеральские звания [24].

Таким образом, в результате непрерывного развития и совершенствования средств и способов вооружённой борьбы в воздухе в годы Великой Отечественной войны зародилась новая военная специальность – штурман наведения, а с конца 1960-х гг. в системе военного образования МО СССР был налажен процесс профессиональной подготовки этой категории авиационных специалистов. За два десятилетия училища, готовившие офицеров боевого управления, прошли путь, образно говоря, от эксперимента до полноценного внедрения его результатов в практику военного образования. За годы существования Ставропольского ВВАУЛШ (с 1969 по 1993 гг.) в его стенах было подготовлено более 3100 офицеров по профилю ШБУ. Примерно столько же до распада Советского Союза было подготовлено и Ворошиловградским ВВАУШ.

Примечания:



1. Дуэ, Дж. Господство в воздухе. Вероятные формы будущей войны [Текст] / Дж. Дуэ // пер. с итал.; Дуэ, Дж. Военная доктрина генерала Дуэ [Текст] / Дж. Дуэ // пер. с фр. / Арсен М.П. Вотье. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 603, [5] с.: ил. – (Классическая военная мысль).

2. Медведев, В. И. Совершенствование связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.И. Медведев // Дис. ... канд. ист. наук: 20.02.22. – Монино, 2004. – 182 c.

3. Масленников, Ю.И. Авиация ПВО и развитие её тактики [Текст] / Ю.И. Масленников // учебное пособие. – Тверь: ВКА ПВО, 1992. – С. 64, 72, 88.

4. Йонен, В. Ночные эскадрильи люфтваффе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avia.lib.ru/bibl/1017/02.html.

5. Военная литература [Военная история] – Война в Корее, 1950—1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: militera.lib.ru/h/korea_50_53/09.html.

6. Бакинский округ противовоздушной обороны: исторический очерк, 1920—1974 гг. [Текст]. – Баку: Азерб. гос. изд-во, 1974. – С. 199-204.

7. Ушаков, А.С. Штурман наведения входит в строй [Текст] / А.С. Ушаков // Вестник ПВО. – 1968. – № 9. – С. 21-23.

8. Перехват одиночного самолёта. (Из опыта проведения занятия) [Текст] // Вестник воздушного флота, 1958, № 11. – С 26-29; Попов, В.С. Обучение штурманов и офицеров наведения [Текст] В.С. Попов // Вестник ПВО... – 1962. – № 6. – С. 34-37.

9. Черниговские авиаторы [Текст] / Байнетов Д.Ф. – автор-составитель. – Чернигов: РИК «Деснянська правда», 2006. – С. 99.

10. Карташев, А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России [Текст] / А.В. Карташев // монография. – Ставрополь: СВВАИУ; Сервисшкола, 2007. – С. 229-238.

11. Кафедра защиты информации Института военно-технического образования и безопасности Уральского государственного технического университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ivtobzv.ustu.ru/Stranizi/ hISTORI_1.htm

12. ЮРГТУ (НПИ): Информация о факультетах: Военный институт ФВО ЮРГТУ (НПИ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.npi-tu.ru.

13. «Сделаем» историю ОПОБУА... Обращение к выпускникам, преподавателям... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wap.bagerovo.borda.ru

14. Архив Армавирского учебного авиационного центра, исторический формуляр, разд. 1, л. 19; разд. 3, л. 34.

15. Архив Ставропольского ВВАИУ, исторический формуляр, разд. 3, лл. 48-55.

16. Архив Ставропольского ВВАИУ, исторический формуляр, разд. 3, л. 48; материалы государственной экзаменационной комиссии, 1970 г. в 2-х т.; материалы государственной экзаменационной комиссии, 1973 г. в 2-х т.

17. 10 лет Ставропольскому ВВАУЛШ ПВО [Текст] // краткий исторический очерк. – Ставрополь: изд. уч-ща, 1979. – С. 37-39.

18. На службе Отечеству [Текст] // исторический очерк 20-летия Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов имени маршала авиации Судца В.А. – Ставрополь : изд. училища, 1990. – С. 75-76.

19. Архив Ставропольского ВВАИУ, исторический формуляр, разд. 1, лл. 4-10; разд. 3, лл. 50-59.

20. 10 лет Ставропольскому ВВАУЛШ ПВО. Указ. соч. – С. 70.

21. На службе Отечеству. Указ соч. – С. 77.

22. Ставропольское авиационное: Годы, события, люди [Текст] // исторический очерк / под ред. Д.Н. Медяного. – Ставрополь: СВВАИУ, 2008. – С. 114.

23. Архив Ставропольского ВВАИУ, исторический формуляр, разд. 3, л. 59; материалы государственной экзаменационной комиссии, 1986 г. в 2-х т.; Учебные планы подготовки курсантов Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов им. маршала авиации Судца В.А. – Ставрополь: СВВАУЛШ, 1985. – С. 14-18.

24. Медяный, Д.Н. Указ соч. – С. 134-136.
 
Сверху