Оружие веков минувших.

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
47.470
Адрес
г. Пермь
Рубка палашом и шпагой. Фирма "Назаров и Калибр". 2018 год.

 

Yurich13

Активный участник
Сообщения
3.263
Адрес
г. Курск, Россия
Я не знаю, что это за шушпаншверт, пишут что типа "редкая сабля-ногорез"
3869117_original.jpg
 

Бабуин382

Активный участник
Сообщения
2.081
Адрес
г.Новосибирск
Два вопроса:
1. Почему клинок меча при ударе изгибается?
2. Как на такие удары реагирует шейный отдел позвоночника?
3. "Испытатель" сражается с гномом? Нет, понятно, что ему так удобнее...
 

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
1. Почему клинок меча при ударе изгибается?
1) Потому, что так тащемта и должно быть. Меч нормальной ширины-толщины и без дола даже.
2) По-разному. У одной моей знакомой на шапели есть четырёхсантиметровая зазубрина. От алебарды. Полученная на бугурте. Говорит - заметила только после боя. А кому-то с другой стороны ведь шеи ломали. В строю основная масса ударов неизбежно приходится сверху, так шею сломать сложнее. Кроме того, ускорение здесь сильно меньше, чем при столкновении шлема с пулей, так что риск гораздо меньше всё же.
3) Если брать положение шлема и испытателя так, словно они стоят в строю друг напротив друга, то бить он сможет только спереди или сверху.
 

Бабуин382

Активный участник
Сообщения
2.081
Адрес
г.Новосибирск
3) Если брать положение шлема и испытателя так, словно они стоят в строю друг напротив друга, то бить он сможет только спереди или сверху.
Что сверху понятно. Но не вниз же на уровень своей груди? А так удар мечом по силе будет примерно равен удару алебардой.
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
26.635
Адрес
Липецк

Meskiukas

Заблокирован
Сообщения
1.710
Адрес
Клайпеда
Испытатель криворукий и глуповатый. Коли по шлему рубить, то концом клинка и под углом, чтобы зацепило получше. А если не проломит, то сорвёт.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
47.470
Адрес
г. Пермь
Как фехтовали мечами Бронзового века: что показала реконструкция
16 ноября 2021

1.jpg

Канал "Историческое оружиеведение" уже освещал такую интереснейшую тему, как реконструкция техники боя Бронзового века, которая проводится специалистами в рамках практического оружиеведения (ссылка будет в конце этой статьи).

Сегодня мы предлагаем нашим подписчикам обзор уникального эксперимента, проведенного с целью выяснения того, как фехтовали (какие приемы использовали) мечами Бронзового века. Для проведения эксперимента были изготовлены точные копии мечей (с соблюдением технологии Бронзового века), а также реплики копий и щитов (из дерева, кожи и бронзы) указанного периода.

2.jpg
Копии мечей Бронзового века, изготовленные для эксперимента.

Эксперимент проводился в рамках проекта "Сражения Бронзового века" и состоял из нескольких этапов.

На первом этапе реконструкторы провели контрольное испытание оружия, в ходе которого каждым образцом выполнялся один удар (по мечам, копьям и щитам) или парирование, а полученные повреждения фиксировались. Всего было проведено 148 тестов.

На втором этапе реконструкторы провели практические испытания - фехтовальные поединки, в которых участвовали специалисты в области исторического фехтования (в основе лежала техника меча и баклера (маленького щита) из средневековых трактатов). Полученные повреждения оружия также тщательно фиксировались. Были проведены пять "поединков".

3.jpg
Практический эксперимент.

На третьем этапе были проанализированы повреждения, имеющиеся на 110 мечах среднего и позднего Бронзового века, взятых в английских и итальянских музеях. Были отобраны только целые мечи с отчетливо заметными повреждениями и выявлено 23 разных типа повреждений, которые были отнесены к полученным в древности.

На четвертом этапе обнаруженные на аутентичных мечах повреждения были сопоставлены с повреждениями, полученными на копиях мечей в ходе контрольных и практических испытаний, и выявлены те, которые могли появиться из-за контакта с оружием, а также определены тип оружия и фехтовальный прием, которые могли привести к данному повреждению. Сравнение позволило идентифицировать 14 типов повреждений как полученные в бою (из 23), из них 6 типов удалось связать с конкретными приемами фехтования.

1. Удар лезвием клинка меча о ребро пера наконечника копья - 64 повреждения на 36 мечах.
4.jpg

1. Повреждение на клинке копии (а) и подлинника (b).
2. Удар лезвием клинка меча по круглому древку или втулке наконечника копья - 693 повреждения на 91 мече.
5.jpg

2. Повреждения на клинке копии (а) и подлинника (b).
3. Смещение клинка на клинке - 111 повреждений на 39 мечах (получается при попытке контроля своим клинком клинка противника).
6.jpg

3. Повреждения на клинке копии (а) т подлинника (b).
4. Смятое острие клинка, которое получалось при попытке укола в деревянный или бронзовый щит (кожаный пробивался без повреждений) - на 35 мечах.
5. Неравномерная зазубрина (получалась при ударе лезвием клинка по краю щита) - 182 повреждения на 63 мечах.
6. Прямоугольная выемка (получалась при парировании лезвия клинка сильной частью клинка противника) - 25 повреждений на 17 образцах.
6. Повреждение на клинке копии (а) и подлинника (b).
7.jpg

Кроме того, на плоскостях клинков 4 аутентичных мечей были выявлены косые полосы, которые могли быть получены из-за парирования лезвия клинка противника плоскостью клинка. Прием выполнялся для предохранения лезвия клинка от повреждения. Был проведен дополнительный эксперимент, который подтвердил, что данное повреждение могло быть получено при таком парировании.

В целом специалисты предположили, что бойцы Бронзового века избегали таких контактов клинков о клинки, которые могли бы привести к их серьезным повреждениям, отдавая предпочтение приемам соединения и контроля клинка противника, при которых риск серьезного повреждения был сведен к минимуму.

Вместе с тем, сам факт наличия такого достаточно сложного фехтовального приема (хорошо описанного в фехтовальных трактатах Средневековья) и его довольно частое использование (111 повреждений на 39 мечах) говорит о том, что и в Бронзовом веке фехтование было именно системой боя на мечах.

Тема особенностей фехтования на бронзовом оружии будет продолжена.
https://dzen.ru/media/armshistory/k...ala-rekonstrukciia-601ba0e0571f7906b269ad9e?&
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.679
Адрес
Москва
Как фехтовали мечами Бронзового века: что показала реконструкция
16 ноября 2021

Посмотреть вложение 26182

Канал "Историческое оружиеведение" уже освещал такую интереснейшую тему, как реконструкция техники боя Бронзового века, которая проводится специалистами в рамках практического оружиеведения (ссылка будет в конце этой статьи).

Сегодня мы предлагаем нашим подписчикам обзор уникального эксперимента, проведенного с целью выяснения того, как фехтовали (какие приемы использовали) мечами Бронзового века. Для проведения эксперимента были изготовлены точные копии мечей (с соблюдением технологии Бронзового века), а также реплики копий и щитов (из дерева, кожи и бронзы) указанного периода.

Посмотреть вложение 26183
Копии мечей Бронзового века, изготовленные для эксперимента.

Эксперимент проводился в рамках проекта "Сражения Бронзового века" и состоял из нескольких этапов.

На первом этапе реконструкторы провели контрольное испытание оружия, в ходе которого каждым образцом выполнялся один удар (по мечам, копьям и щитам) или парирование, а полученные повреждения фиксировались. Всего было проведено 148 тестов.

На втором этапе реконструкторы провели практические испытания - фехтовальные поединки, в которых участвовали специалисты в области исторического фехтования (в основе лежала техника меча и баклера (маленького щита) из средневековых трактатов). Полученные повреждения оружия также тщательно фиксировались. Были проведены пять "поединков".

Посмотреть вложение 26184
Практический эксперимент.

На третьем этапе были проанализированы повреждения, имеющиеся на 110 мечах среднего и позднего Бронзового века, взятых в английских и итальянских музеях. Были отобраны только целые мечи с отчетливо заметными повреждениями и выявлено 23 разных типа повреждений, которые были отнесены к полученным в древности.

На четвертом этапе обнаруженные на аутентичных мечах повреждения были сопоставлены с повреждениями, полученными на копиях мечей в ходе контрольных и практических испытаний, и выявлены те, которые могли появиться из-за контакта с оружием, а также определены тип оружия и фехтовальный прием, которые могли привести к данному повреждению. Сравнение позволило идентифицировать 14 типов повреждений как полученные в бою (из 23), из них 6 типов удалось связать с конкретными приемами фехтования.

1. Удар лезвием клинка меча о ребро пера наконечника копья - 64 повреждения на 36 мечах.
Посмотреть вложение 26185

1. Повреждение на клинке копии (а) и подлинника (b).
2. Удар лезвием клинка меча по круглому древку или втулке наконечника копья - 693 повреждения на 91 мече.
Посмотреть вложение 26186

2. Повреждения на клинке копии (а) и подлинника (b).
3. Смещение клинка на клинке - 111 повреждений на 39 мечах (получается при попытке контроля своим клинком клинка противника).
Посмотреть вложение 26187

3. Повреждения на клинке копии (а) т подлинника (b).
4. Смятое острие клинка, которое получалось при попытке укола в деревянный или бронзовый щит (кожаный пробивался без повреждений) - на 35 мечах.
5. Неравномерная зазубрина (получалась при ударе лезвием клинка по краю щита) - 182 повреждения на 63 мечах.
6. Прямоугольная выемка (получалась при парировании лезвия клинка сильной частью клинка противника) - 25 повреждений на 17 образцах.
6. Повреждение на клинке копии (а) и подлинника (b).
Посмотреть вложение 26190

Кроме того, на плоскостях клинков 4 аутентичных мечей были выявлены косые полосы, которые могли быть получены из-за парирования лезвия клинка противника плоскостью клинка. Прием выполнялся для предохранения лезвия клинка от повреждения. Был проведен дополнительный эксперимент, который подтвердил, что данное повреждение могло быть получено при таком парировании.

В целом специалисты предположили, что бойцы Бронзового века избегали таких контактов клинков о клинки, которые могли бы привести к их серьезным повреждениям, отдавая предпочтение приемам соединения и контроля клинка противника, при которых риск серьезного повреждения был сведен к минимуму.

Вместе с тем, сам факт наличия такого достаточно сложного фехтовального приема (хорошо описанного в фехтовальных трактатах Средневековья) и его довольно частое использование (111 повреждений на 39 мечах) говорит о том, что и в Бронзовом веке фехтование было именно системой боя на мечах.

Тема особенностей фехтования на бронзовом оружии будет продолжена.
https://dzen.ru/media/armshistory/k...ala-rekonstrukciia-601ba0e0571f7906b269ad9e?&
Сдается мне - ошибка выжившего. Уцелели мечи, которыми мало сражались (типа ритуальных поединков или "командирских" единоборств), а мечи из реальных битв с реальными повреждениями тупо пошли на переплавку.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
47.470
Адрес
г. Пермь
"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)
21 апреля 2020


scale_1200

Обучение фехтованию в начале ХХ века в французской кавалерии.

Предисловие.

Одна из самых смешных тем в сегодняшних дискуссиях любителей фехтования, это тема о том, кто победит в схватке: современный спортсмен или "тогдашний" боевой фехтовальщик. Как правило, дискуссия заканчивается предложением проверить "теоретические рассуждения" практикой, и, если спорщики действительно умеют фехтовать, то происходят иной раз весьма любопытные поединки. Однако, как выясняется, эта тема волновала не только нынешних знатоков искусства владения длинным клинком, но и их предков в начале ХХ века. И теоретические дискуссии также разрешались практикой - мастера должны были доказывать свои умозаключения с оружием в руках. Один такой поединок был описан в книге о фехтовании известного в первой половине ХХ века маэстро фехтования Л. Бертрана (сына не менее известного преподавателя фехтования Ф. Бертрана, соратника одного из столпов итальянской школы фехования Дж. Магрини), опубликованной в 1927 году: клинки скрестили сам сеньор Джузеппе Магрини с английским офицером, имя которого, к сожалению, не сохранилось.

Необходимое введение.

Следует отметить, что к концу XIX века итальянская школа фехтования саблей считалась лучшей в Европе, а итальянские фехтовальщики побеждали на всех спортивных и околоспортивных соревнованиях, которые устраивались в тот период. Естественно, эта школа пришла и в европейские армии, где, несмотря на то, что сабля была уже практически вытеснена с поля боя, сохранялся еще характерный стиль фехтования, созданный на основе боевого опыта конца XVIII - начала XIX веков. Новый стиль итальянцев, существенно отличавшийся от армейского, был принят вполне благожелательно. Как писал, например, А.К. Греков в предисловии к книге Л. Барбазетти "Фехтование на саблях", изданной в 1909 году, "Эта система (итальянская - ИО), давшая доказательства своего превосходства на многих международных состязаниях, не только завоевала себе очень быстро прочное положение в фехтовальных залах за границей, но и принята в армиях очень многих государств западной Европы, совершенно вытеснив прежнюю систему". Он же заметил, что эта система преподается уже почти 10 лет в Офицерском фехтовально-гимнастическом зале Санкт-Петербурга и что "императорские призы за бой на эспадронах почти исключительно достаются последователям этой системы". Однако в Англии эта система встретила сопротивление со стороны сторонников старой школы. Ее результатом и стал любопытный поединок, ярко описанный Л. Бертраном, точно подметившим характерные отличия двух фехтовальных школ: итальянской (спортивной) и английской (армейской).

scale_1200

Итальянский выпад в исполнении сеньора Магрини (слева). Фото начала ХХ века.

"Вы намного лучше, чем я".

"Магрини появился первым, легко запрыгнув на платформу под гром восторженных аплодисментов от публики, в которой были представлены все слои общества. Он был великолепен в черных атласных штанах до колен и шелковых чулках, салютуя направо и налево легкой и хрупкой серебристой саблей. В отличие от этой демонстрации портновского искусства, г-н Х поднялся на платформу, одетый в тяжелый канвас, защиту голеней и сетчатую маску, сжимая тяжелую, затупленную кавалерийскую саблю, больше похожий на глубоководного водолаза, чем на фехтовальщика. После команды "Начали!" Магрини быстро ощутил вкус своего превосходства. Двух или трех ослепительных финтов было достаточно для защиты от всего, после чего легким прикосновением лезвия к груди он "пустил первую кровь". Одновременно, г-н Х, который сделал лишь одну попытку парировать, оставил защиту и нанес сильный удар в голову. Плоскость его клинка крутанулась над маской Магрини, который получил мощный удар по спине. Возникла неловкая пауза, пока судья поединка не вернул всех к реальности командой "К бою!" Лицо Магрини, искаженное от боли, не показало недоумения. Что это за противник, который лишен инстинкта самосохранения? Полагая, что его первое впечатление от английского фехтования слишком плохое и слишком болезненное, чтобы быть правдой, Магрини вновь пошел в атаку. После пары запутывающих финтов он выполнил круговой рез легким прикосновением клинка. Г-н Х в очередной раз запутался, ударил, не целясь, и второй раз его клинок вытянулся по спине итальянца. После этого Магрини снял маску, протянул руку и, несмотря на явно сильную боль, сказал "Спасибо, сэр. Вы намного лучше, чем я".

scale_1200

Фехтование в защитном снаряжении в американской армии в начале ХХ века. Так мог выглядеть г-н Х.

Необходимые пояснения.

Как уже упоминалось выше, в описании поединка отлично показаны основные отличия двух школ - итальянской (спортивной), дававшей ее адептам возможность победить на соревнованиях по фехтованию, и английской (армейской), дававшей своим адептам возможность сохранить свою жизнь в бою. И их два.

1) Легкая фехтовальная сабля сеньора Магрини (до 600 г) позволяла быстро и эффективно финтовать (обманывать), запутывая противника и заставляя его открываться для истинного удара, но тяжелая сабля его противника (от 800 г) наносила гораздо более тяжелые (а следовательно и эффективные) удары.

2) Армейское фехтование не рекомендовало много финтовать, поскольку противник мог выполнить удар на опережение, что и продемонстрировал г-н Х увлекшемуся финтами сеньору Магрини в первый раз и рекомендовало в случае потери контроля за движением оружия противника атаковать, что и продемонстрировал г-н Х во второй раз.

В результате сеньор Магрини победил в спортивном состязании, но проиграл в бою.

scale_1200

Итальянская сабля Радаэлли и британская легкокавалерийская сабля обр. 1796 г. Вес первой 540 г., вес второй 900 г.
https://dzen.ru/media/armshistory/s...inok-nachala-hh-veka-5e9eb50ee8af1c5b9d6ac6ad
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.679
Адрес
Москва
"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)
21 апреля 2020


scale_1200

Обучение фехтованию в начале ХХ века в французской кавалерии.

Предисловие.

Одна из самых смешных тем в сегодняшних дискуссиях любителей фехтования, это тема о том, кто победит в схватке: современный спортсмен или "тогдашний" боевой фехтовальщик. Как правило, дискуссия заканчивается предложением проверить "теоретические рассуждения" практикой, и, если спорщики действительно умеют фехтовать, то происходят иной раз весьма любопытные поединки. Однако, как выясняется, эта тема волновала не только нынешних знатоков искусства владения длинным клинком, но и их предков в начале ХХ века. И теоретические дискуссии также разрешались практикой - мастера должны были доказывать свои умозаключения с оружием в руках. Один такой поединок был описан в книге о фехтовании известного в первой половине ХХ века маэстро фехтования Л. Бертрана (сына не менее известного преподавателя фехтования Ф. Бертрана, соратника одного из столпов итальянской школы фехования Дж. Магрини), опубликованной в 1927 году: клинки скрестили сам сеньор Джузеппе Магрини с английским офицером, имя которого, к сожалению, не сохранилось.

Необходимое введение.

Следует отметить, что к концу XIX века итальянская школа фехтования саблей считалась лучшей в Европе, а итальянские фехтовальщики побеждали на всех спортивных и околоспортивных соревнованиях, которые устраивались в тот период. Естественно, эта школа пришла и в европейские армии, где, несмотря на то, что сабля была уже практически вытеснена с поля боя, сохранялся еще характерный стиль фехтования, созданный на основе боевого опыта конца XVIII - начала XIX веков. Новый стиль итальянцев, существенно отличавшийся от армейского, был принят вполне благожелательно. Как писал, например, А.К. Греков в предисловии к книге Л. Барбазетти "Фехтование на саблях", изданной в 1909 году, "Эта система (итальянская - ИО), давшая доказательства своего превосходства на многих международных состязаниях, не только завоевала себе очень быстро прочное положение в фехтовальных залах за границей, но и принята в армиях очень многих государств западной Европы, совершенно вытеснив прежнюю систему". Он же заметил, что эта система преподается уже почти 10 лет в Офицерском фехтовально-гимнастическом зале Санкт-Петербурга и что "императорские призы за бой на эспадронах почти исключительно достаются последователям этой системы". Однако в Англии эта система встретила сопротивление со стороны сторонников старой школы. Ее результатом и стал любопытный поединок, ярко описанный Л. Бертраном, точно подметившим характерные отличия двух фехтовальных школ: итальянской (спортивной) и английской (армейской).

scale_1200

Итальянский выпад в исполнении сеньора Магрини (слева). Фото начала ХХ века.

"Вы намного лучше, чем я".

"Магрини появился первым, легко запрыгнув на платформу под гром восторженных аплодисментов от публики, в которой были представлены все слои общества. Он был великолепен в черных атласных штанах до колен и шелковых чулках, салютуя направо и налево легкой и хрупкой серебристой саблей. В отличие от этой демонстрации портновского искусства, г-н Х поднялся на платформу, одетый в тяжелый канвас, защиту голеней и сетчатую маску, сжимая тяжелую, затупленную кавалерийскую саблю, больше похожий на глубоководного водолаза, чем на фехтовальщика. После команды "Начали!" Магрини быстро ощутил вкус своего превосходства. Двух или трех ослепительных финтов было достаточно для защиты от всего, после чего легким прикосновением лезвия к груди он "пустил первую кровь". Одновременно, г-н Х, который сделал лишь одну попытку парировать, оставил защиту и нанес сильный удар в голову. Плоскость его клинка крутанулась над маской Магрини, который получил мощный удар по спине. Возникла неловкая пауза, пока судья поединка не вернул всех к реальности командой "К бою!" Лицо Магрини, искаженное от боли, не показало недоумения. Что это за противник, который лишен инстинкта самосохранения? Полагая, что его первое впечатление от английского фехтования слишком плохое и слишком болезненное, чтобы быть правдой, Магрини вновь пошел в атаку. После пары запутывающих финтов он выполнил круговой рез легким прикосновением клинка. Г-н Х в очередной раз запутался, ударил, не целясь, и второй раз его клинок вытянулся по спине итальянца. После этого Магрини снял маску, протянул руку и, несмотря на явно сильную боль, сказал "Спасибо, сэр. Вы намного лучше, чем я".

scale_1200

Фехтование в защитном снаряжении в американской армии в начале ХХ века. Так мог выглядеть г-н Х.

Необходимые пояснения.

Как уже упоминалось выше, в описании поединка отлично показаны основные отличия двух школ - итальянской (спортивной), дававшей ее адептам возможность победить на соревнованиях по фехтованию, и английской (армейской), дававшей своим адептам возможность сохранить свою жизнь в бою. И их два.

1) Легкая фехтовальная сабля сеньора Магрини (до 600 г) позволяла быстро и эффективно финтовать (обманывать), запутывая противника и заставляя его открываться для истинного удара, но тяжелая сабля его противника (от 800 г) наносила гораздо более тяжелые (а следовательно и эффективные) удары.

2) Армейское фехтование не рекомендовало много финтовать, поскольку противник мог выполнить удар на опережение, что и продемонстрировал г-н Х увлекшемуся финтами сеньору Магрини в первый раз и рекомендовало в случае потери контроля за движением оружия противника атаковать, что и продемонстрировал г-н Х во второй раз.

В результате сеньор Магрини победил в спортивном состязании, но проиграл в бою.

scale_1200

Итальянская сабля Радаэлли и британская легкокавалерийская сабля обр. 1796 г. Вес первой 540 г., вес второй 900 г.
https://dzen.ru/media/armshistory/s...inok-nachala-hh-veka-5e9eb50ee8af1c5b9d6ac6ad
 

Brice

Активный участник
Сообщения
2.403
Адрес
Чебоксары
"Слишком плохое и болезненное": спортивное фехтование против боевого (поединок начала ХХ века)
21 апреля 2020


scale_1200

Обучение фехтованию в начале ХХ века в французской кавалерии.

Предисловие.

Одна из самых смешных тем в сегодняшних дискуссиях любителей фехтования, это тема о том, кто победит в схватке: современный спортсмен или "тогдашний" боевой фехтовальщик. Как правило, дискуссия заканчивается предложением проверить "теоретические рассуждения" практикой, и, если спорщики действительно умеют фехтовать, то происходят иной раз весьма любопытные поединки. Однако, как выясняется, эта тема волновала не только нынешних знатоков искусства владения длинным клинком, но и их предков в начале ХХ века. И теоретические дискуссии также разрешались практикой - мастера должны были доказывать свои умозаключения с оружием в руках. Один такой поединок был описан в книге о фехтовании известного в первой половине ХХ века маэстро фехтования Л. Бертрана (сына не менее известного преподавателя фехтования Ф. Бертрана, соратника одного из столпов итальянской школы фехования Дж. Магрини), опубликованной в 1927 году: клинки скрестили сам сеньор Джузеппе Магрини с английским офицером, имя которого, к сожалению, не сохранилось.

Необходимое введение.

Следует отметить, что к концу XIX века итальянская школа фехтования саблей считалась лучшей в Европе, а итальянские фехтовальщики побеждали на всех спортивных и околоспортивных соревнованиях, которые устраивались в тот период. Естественно, эта школа пришла и в европейские армии, где, несмотря на то, что сабля была уже практически вытеснена с поля боя, сохранялся еще характерный стиль фехтования, созданный на основе боевого опыта конца XVIII - начала XIX веков. Новый стиль итальянцев, существенно отличавшийся от армейского, был принят вполне благожелательно. Как писал, например, А.К. Греков в предисловии к книге Л. Барбазетти "Фехтование на саблях", изданной в 1909 году, "Эта система (итальянская - ИО), давшая доказательства своего превосходства на многих международных состязаниях, не только завоевала себе очень быстро прочное положение в фехтовальных залах за границей, но и принята в армиях очень многих государств западной Европы, совершенно вытеснив прежнюю систему". Он же заметил, что эта система преподается уже почти 10 лет в Офицерском фехтовально-гимнастическом зале Санкт-Петербурга и что "императорские призы за бой на эспадронах почти исключительно достаются последователям этой системы". Однако в Англии эта система встретила сопротивление со стороны сторонников старой школы. Ее результатом и стал любопытный поединок, ярко описанный Л. Бертраном, точно подметившим характерные отличия двух фехтовальных школ: итальянской (спортивной) и английской (армейской).

scale_1200

Итальянский выпад в исполнении сеньора Магрини (слева). Фото начала ХХ века.

"Вы намного лучше, чем я".

"Магрини появился первым, легко запрыгнув на платформу под гром восторженных аплодисментов от публики, в которой были представлены все слои общества. Он был великолепен в черных атласных штанах до колен и шелковых чулках, салютуя направо и налево легкой и хрупкой серебристой саблей. В отличие от этой демонстрации портновского искусства, г-н Х поднялся на платформу, одетый в тяжелый канвас, защиту голеней и сетчатую маску, сжимая тяжелую, затупленную кавалерийскую саблю, больше похожий на глубоководного водолаза, чем на фехтовальщика. После команды "Начали!" Магрини быстро ощутил вкус своего превосходства. Двух или трех ослепительных финтов было достаточно для защиты от всего, после чего легким прикосновением лезвия к груди он "пустил первую кровь". Одновременно, г-н Х, который сделал лишь одну попытку парировать, оставил защиту и нанес сильный удар в голову. Плоскость его клинка крутанулась над маской Магрини, который получил мощный удар по спине. Возникла неловкая пауза, пока судья поединка не вернул всех к реальности командой "К бою!" Лицо Магрини, искаженное от боли, не показало недоумения. Что это за противник, который лишен инстинкта самосохранения? Полагая, что его первое впечатление от английского фехтования слишком плохое и слишком болезненное, чтобы быть правдой, Магрини вновь пошел в атаку. После пары запутывающих финтов он выполнил круговой рез легким прикосновением клинка. Г-н Х в очередной раз запутался, ударил, не целясь, и второй раз его клинок вытянулся по спине итальянца. После этого Магрини снял маску, протянул руку и, несмотря на явно сильную боль, сказал "Спасибо, сэр. Вы намного лучше, чем я".

scale_1200

Фехтование в защитном снаряжении в американской армии в начале ХХ века. Так мог выглядеть г-н Х.

Необходимые пояснения.

Как уже упоминалось выше, в описании поединка отлично показаны основные отличия двух школ - итальянской (спортивной), дававшей ее адептам возможность победить на соревнованиях по фехтованию, и английской (армейской), дававшей своим адептам возможность сохранить свою жизнь в бою. И их два.

1) Легкая фехтовальная сабля сеньора Магрини (до 600 г) позволяла быстро и эффективно финтовать (обманывать), запутывая противника и заставляя его открываться для истинного удара, но тяжелая сабля его противника (от 800 г) наносила гораздо более тяжелые (а следовательно и эффективные) удары.

2) Армейское фехтование не рекомендовало много финтовать, поскольку противник мог выполнить удар на опережение, что и продемонстрировал г-н Х увлекшемуся финтами сеньору Магрини в первый раз и рекомендовало в случае потери контроля за движением оружия противника атаковать, что и продемонстрировал г-н Х во второй раз.

В результате сеньор Магрини победил в спортивном состязании, но проиграл в бою.

scale_1200

Итальянская сабля Радаэлли и британская легкокавалерийская сабля обр. 1796 г. Вес первой 540 г., вес второй 900 г.
https://dzen.ru/media/armshistory/s...inok-nachala-hh-veka-5e9eb50ee8af1c5b9d6ac6ad
Анекдот вспомнил. Старый. Про обсыпь его мелом.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
47.470
Адрес
г. Пермь

Польский корд: конструкция, стоимость, бытование​


Польский корд: конструкция, стоимость, бытование


Мы привыкли ассоциировать поляков с саблей, однако у самих поляков (не современных, а тех времен), отношение к этому оружию было, можно сказать, неоднозначным. Так, у Вацлава Потоцкого (1621 - 1696) есть любопытные строчки:
"Пока носили мы мечи, палаши и корды,
Не знали мы Орды (татар - ИО).
А когда с карабелками пришли чечуги (карабелы и чечуги - типы сабель, популярные в Польше - ИО),
Перестали пахать на Украине и Подоле плуги".
Польские корды (так в Польше называли европейские фальшионы) изучены мало, поэтому, найдя статью (на английском языке) польских специалистов Тадеуша Грабарчука и Ольгерда Лавриновича "Фальшион и его технологии в Польше (14 - 16 вв.)", я решил подготовить сокращенный и адаптированный перевод для русскоязычных любителей польского и европейского клинкового оружия.
Корд из Белицы.

Корд из Белицы.

Бытование​

Термином "корд" обычно обозначают увеличенный в размерах нож, с прямым или слегка изогнутым лезвием и асимметричной рукоятью, имеющей приклепанные по бокам накладки (в порядке почти шутки: чем не шашка? - ИО)
Самым ранним упоминанием корда в польских источниках является запись от 1297 года: "короткий меч, обычно называемый кордом" (Gladium velcultellum quod vulgariter dicitur kord) (и еще одна почти шутка: любителям шашки следует поднапрячься: первая фиксация шашки на Кавказе относится к второй половине 17 века - ИО).
В Позднем Средневековье (1250 - 1500) это оружие проникло буквально во все слои польского общества.
Так, судя по документу конца 1396 года (приведен ниже), корд входил в комплект рыцарского снаряжения, этим же оружием вооружались и слуги рыцарей.
Вооружались кордом и наемные кавалеристы: согласно записи 1454 года, Николай Хшонстовский, солдат на службе Прусской конфедерации, получил компенсацию в размере 5 гульденов за потерю 2 арбалетов, меча и фальшиона.
Среди "пользователей" кордом были и священослужители: в 1488 году во Львове Альберт Куликовский просил суд присудить ему корд стоимостью 1 флорин, оставшийся после смерти Михала, церковного клирика.
Активно пользовались этим оружием студенты и преподаватели: так, в 1523 году магистр Анджей Познаньский судился с Петром Львовским, бакалавром искусств из-за лука со стрелами (30 грошей) и корда (30 грошей).
А в 1511 году корд вошел в комплект оружия, который использовался на судебном поединке: в Кракове Миколаю Турскому пришлось драться с Миколаем Смоликовским, и в специально изданном расписании, определявшем условия боя, указывалось и оружие противников - копье, меч и корд, названный тесаком (thesak to iest kord).
Естественно, были корды и у крестьян: в 1441 году шляхтич Ян, сын Анджея из Рупнюва, напал на крестьянина Яна из Лосиной Гурны, нанес тому 13 ран и отобрал пояс, корд и топор общей стоимостью в 1 марку.
В целом можно сказать о том, что корды были оружием для ежедневного ношения в мирное время - на случай неожиданных неприятностей, и дополнительным оружием в военное время.
Корд из Варты.

Корд из Варты.

Производители и цены​

Выделяют две производственные группы, которые делали корды: первую представляли производители мечей, вторую - производители ножей. И производственные конфликты между этими двумя группами не были редкостью - первые, делавшие более качественные и, соответственно, более дорогие, изделия, обвиняли вторых в низкопробной продукции и, соответственно, демпинге. Как предполагается, первые обслуживали интересы знати, вторые - всех остальных.
И, судя по источникам, к 16 веку победили первые - в сохранившихся документах фигурируют уже только почтенные производители мечей.
Первый документ, в котором зафиксирована цена корда датируется концом 1396 года: некоего Мицко Сарновского окружной суд в Ленчице обязал вернуть одолженное седло, арбалет и культеллум (одно из названий корда в те времена) Станимиру из Канёва, мэру Велюни, в течение двух недель. Но, если означенный Мицко хотел оставить все это у себя, то он должен был заплатить за них: 40 грошей за арбалет, 36 грошей за седло и 7 грошей за корд (грош - серебряная монета весом 3,1 г).
В 1432 году Мацеж, производитель ножей из Серадза, продал корд за 8 грошей. В среднем цена на корд в 15 веке колебалась между 8 и 10 грошами, хотя были, конечно, и исключения в 17,5 грошей (но вместе с ремнем) и даже в 96 грошей (но - в суде потерпевший требовал возмещения ущерба). Следует отметить, что корд с простой крестовиной мог стоить уже 11 грошей (и снова привет любителям шашки - ИО).
Рукоять корда из Варты.

Рукоять корда из Варты.

Технология​

Исследование двух кордов, из Белицы и Варты (оба датируются 15 веком) показало, что они сделаны по разным технологиям.
Корд из Белицы (общая длина 38 см, но часть клинка утеряна) выкован из цельного куска среднеуглеродистой стали, но к клинку было приварено лезвие из стали с высоким содержанием углерода (анализ лезвия показал наличие 0,85% углерода, анализ обуха дал 0,57% углерода).
Корд из Варты (ширина клинка 70 мм, толщина клинка в обухе 18 мм) выкован из цельной металлической заготовки, имевшей, вероятно, форму стержня.
Однако, в отличие от корда из Белицы, корд из Варты был, можно сказать, богато украшен: на его клинке имелась инкрустация медной проволокой в виде креста (36х27 мм) и медное же навершие.
На корде сохранились и следы деревянных накладок: анализ показал, что они были сделаны (вероятно) из березы и украшены медными деталями (были обнаружены следы медного сплава).
https://dzen.ru/a/YxGKaPxq9lkNUpUC
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
47.470
Адрес
г. Пермь

Кузница Велунда
У нас было две сыродутных печи, семьдесят пять килограмм древесного угля, 5 пакетиков буры или тетрабората натрия, мешок, наполовину наполненный железной рудой, самая аутентичная на свете лопата, и целое море разнокалиберных инструментов, а так же пинта безумия, литр отваги, ящик энтузиазма, крынка чистого слабоумия, и 100000 подписчиков на канале. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо в поездке на Городецкое Гульбище в Хотьково, но если уж начал ковать историчный меч, то к делу надо подходить серьёзно.

 
Сверху