Оружие веков минувших.

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит​


Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.

В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.

Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.

Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Панцирь​

Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.

Колоколовидный панцирь VII – VI веков до н.э. из коллекции Акселя Гуттмана
Колоколовидный панцирь VII – VI веков до н.э. из коллекции Акселя Гуттмана

Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.

Современная реконструкция панциря VII – VI веков до н.э.
Современная реконструкция панциря VII – VI веков до н.э.

Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.

Гоплит облачается в доспехи, чернофигурный скифос VI века до н.э. Археологический музей, Афины
Гоплит облачается в доспехи, чернофигурный скифос VI века до н.э. Археологический музей, Афины

Шлем​

Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.

Греческие шлемы VII – VI веков до н.э. из музея в Олимпии
Греческие шлемы VII – VI веков до н.э. из музея в Олимпии

Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.

Шлем коринфского типа первой половины VI века до н.э. из музея в Олимпии
Шлем коринфского типа первой половины VI века до н.э. из музея в Олимпии

На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.

Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.

Гребень​

Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Щит​

Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.

Гоплитский щит VI века до н.э. из музея в Олимпии. Лицевая поверхность щита украшена бронзовой чеканной накладкой с изображением Фобоса (бога страха)
Гоплитский щит VI века до н.э. из музея в Олимпии. Лицевая поверхность щита украшена бронзовой чеканной накладкой с изображением Фобоса (бога страха)

Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.

Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.

Поножи​

В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.

Поножи VII – VI веков до н.э. из Археологического музея в Патрах
Поножи VII – VI веков до н.э. из Археологического музея в Патрах

Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.

Меч​

Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.

Современная реконструкция греческого меча VII–VI веков до н.э. в ножнах
Современная реконструкция греческого меча VII–VI веков до н.э. в ножнах

Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.

Греческий меч VII–VI веков до н.э. Археологический музей, Патры
Греческий меч VII–VI веков до н.э. Археологический музей, Патры

Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.

Копьё​

Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.

Наконечники копий VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы
Наконечники копий VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы

Источник: https://warspot.ru/8982-ekipirovka-antichnyh-voinov-drevnegrecheskiy-goplit
https://alternathistory.com/ekipirovka-antichnyh-voinov-drevnegrecheskij-goplit/
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.740
Адрес
Москва

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит​


Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.

В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.

Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.

Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Панцирь​

Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.

Колоколовидный панцирь VII – VI веков до н.э. из коллекции Акселя Гуттмана
Колоколовидный панцирь VII – VI веков до н.э. из коллекции Акселя Гуттмана

Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.

Современная реконструкция панциря VII – VI веков до н.э.
Современная реконструкция панциря VII – VI веков до н.э.

Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.

Гоплит облачается в доспехи, чернофигурный скифос VI века до н.э. Археологический музей, Афины
Гоплит облачается в доспехи, чернофигурный скифос VI века до н.э. Археологический музей, Афины

Шлем​

Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.

Греческие шлемы VII – VI веков до н.э. из музея в Олимпии
Греческие шлемы VII – VI веков до н.э. из музея в Олимпии

Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.

Шлем коринфского типа первой половины VI века до н.э. из музея в Олимпии
Шлем коринфского типа первой половины VI века до н.э. из музея в Олимпии

На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.

Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.

Гребень​

Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Щит​

Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.

Гоплитский щит VI века до н.э. из музея в Олимпии. Лицевая поверхность щита украшена бронзовой чеканной накладкой с изображением Фобоса (бога страха)
Гоплитский щит VI века до н.э. из музея в Олимпии. Лицевая поверхность щита украшена бронзовой чеканной накладкой с изображением Фобоса (бога страха)

Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.

Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.

Поножи​

В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.

Поножи VII – VI веков до н.э. из Археологического музея в Патрах
Поножи VII – VI веков до н.э. из Археологического музея в Патрах

Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.

Меч​

Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.

Современная реконструкция греческого меча VII–VI веков до н.э. в ножнах
Современная реконструкция греческого меча VII–VI веков до н.э. в ножнах

Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.

Греческий меч VII–VI веков до н.э. Археологический музей, Патры
Греческий меч VII–VI веков до н.э. Археологический музей, Патры

Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.

Копьё​

Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.

Наконечники копий VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы
Наконечники копий VI века до н.э. Археологический музей, Дельфы

Источник: https://warspot.ru/8982-ekipirovka-antichnyh-voinov-drevnegrecheskiy-goplit
https://alternathistory.com/ekipirovka-antichnyh-voinov-drevnegrecheskij-goplit/
Вот интересно. Рыцаря в не всегда полном доспехе снарядить - так баронство в пару-тройку деревень пахать должно, а толпу в несколько тысяч голожо..., эээ, голозадых греков с панцирями, в поножах да шлем им с гребнем - какая-то дыра размером с европейское графство как нехрен делать...
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Вот интересно. Рыцаря в не всегда полном доспехе снарядить - так баронство в пару-тройку деревень пахать должно, а толпу в несколько тысяч голожо..., эээ, голозадых греков с панцирями, в поножах да шлем им с гребнем - какая-то дыра размером с европейское графство как нехрен делать...
Упадок технологий. К уровню технологий Древнего Рима Европа подошла только веке в 16-м.

 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь

Оружие степных индейцев​

Оружие степных индейцев

Ещё один знаменитый индеец всех времён и народов Виннету (Пьер-Луи, барон Ле Бри) со своей «серебряной двустволкой»… Кстати, индейцы любили двуствольные охотничьи ружья и охотно приобретали их у белых торговцев!


«...Всякий воин более всего боится, чтобы злосчастная звезда не привела его к смерти не разрисованным по-военному.»
«У американских индейцев», Дж. Кэтлин​

Индейцы с томагавками и без них.
Мы продолжаем наш цикл, посвящённый культуре индейских племён Северной Америки. В прошлый раз мы рассказали об индейцах племени кроу, отчаянно враждовавших с сиу-дакота. Но чем все эти степные индейцы сражались, помимо добытых у белых ружей и револьверов? Об этом сегодня и пойдёт наш рассказ…

2_-nacionalnyj-istoricheskij-park-ne-perse_club.jpg

Каменная булава индейцев не-персе. Национальный исторический парк не-персе

Образ индейца, неважно какого – степного или лесного, связан в нашем сознании с луком и томагавком. Об этом постарались и Фенимор Купер, и Джеймс Виллард Шульц, и много кто ещё. И – да, действительно, хотя степные индейцы использовали разнообразное вооружение, цели на расстоянии главным образом поражались из лука. Считается, что предки степных индейцев в древности применяли также палку-копьеметалку и духовую трубку, но поскольку степная культура сформировалась значительно позднее, а именно когда индейцы прерий уже встретились с европейцами и научились ездить верхом, архаические виды оружия исчезли, как более невостребованные. А вот лук и стрелы своё значение продолжали сохранять.

2_-apache-bow-quiver-front-full.jpg

Лук Апачей с колчаном для стрел

Интересно, что индейцы не отказались от этого оружия, даже познакомившись с ружьями бледнолицых. Причина проста – ружья стоили дорого, к тому же индейцы не могли их ни чинить, ни самостоятельно производить порох. А вот лук мог сделать любой индеец, среди которых, как и во всяком деле, были подлинные мастера этого дела. Выгоден был лук и тем, что при массовой охоте на бизонов по отметкам на стрелах было легко определить, кому какой бизон принадлежит. К тому же выстрел из лука бесшумен, что важно и на охоте, и на войне. А ещё стрелы можно было запускать навесом и поражать врагов, спрятавшихся за укрытием. Ружьям такое было недоступно. Ну и последнее – лук и стрелы помогали использовать приём, очень эффектно и многократно показанный нам в кино: «огненные стрелы», которыми индейцы забрасывают жилища своих бледнолицых врагов.

3_-crow-artifacts.jpg

Оружие Кроу – палица из рогов бизона

В отличие от «длинного английского лука», индейский лук был небольшим. Его длина составляла один метр или немного больше. Делали их из древесины ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника. В повести Вилларда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» описано, как такой лук укрепляли сухожилиями, проложенными по его плечам, и это делало его более упругим. Знали индейцы и луки из деревянной основы, обложенной роговыми накладками, и также укреплённые сухожилиями. В качестве накладок использовались полосы, отщеплённые от лосиных рогов, распрямлённые рога горного барана или полоски китового уса, который степные индейцы выменивали у племён с Тихоокеанского побережья. Самые прочные и мощные луки делали целиком из рога, но подходящие для этого рога требовалось ещё поискать. Клей, которым индейцы склеивали детали луков, они варили из бизоньих или оленьих копыт. Луки иногда обматывали сыромятной кожей или надевали на них, как чулок, шкурку гремучей змеи. Украшения луков были самые разнообразные: и мех горностая, и иглы дикобраза, и красная ткань…

4_-original-war-club-documented-as-iroquoisa.jpg

Прикладная дубинка. Оружие ирокезских племён

Тетиву делали из сухожилий, взятых с позвоночника бизона. Длина стрелы обычно равнялась длине руки владельца — от подмышки и до кончиков его пальцев. Наконечники были из камня, кости и листового железа. Обычно они были простой треугольной формы, но были и ромбовидные.

5_-sioux-tomahawk-said-to-be-at-little-big-horn-1860_-blad.jpg

Томагавк Сиу-Дакота, 1860 г.

Оперение – всегда из трех подрезанных перьев, чаще всего – перьев орла. Древки стрел, как и оперение, обычно раскрашивались, и благодаря этому владелец стрелы легко определялся. Но были и стрелы, имевшие общую, племенную раскраску. Например, у Чейеннов вдоль древка шли три волнистые линии от оперения до наконечника. Колчан со стрелами обычно носили за спиной так, чтобы стрелы можно было вынимать из-за правого плеча. При этом их укладывали наконечниками вверх.

6_-brooklyn-museum-arts-of-the-americas-scalping-knife-and-sheathc.jpg

Нож для снятия скальпов. Бруклинский музей искусств

Мощность индейских луков, которыми пользовались племена прерий, была весьма велика. Юрий Котенко в своей книге «Индейцы Великих равнин», например, сообщает, что лук Чейеннов при длине 114 см имел натяжение 51 см, дальность выстрела из него составляла 150 м, а сила, нужная для натяжения, равнялась 30,5 кг. Лук Апачей при длине 104 см, имел натяжение 56 см, дальность выстрела 110 м, а силу для натяжения 12,7 кг. Впрочем, все эти данные приблизительные. Зато известно другое: очевидцы не раз писали о том, что во время охоты на бизонов индеец мог убить огромного бизона двумя-тремя стрелами. Были индейцы, умудрявшиеся свалить его и одной стрелой… Интересно, что были у индейцев и луки-гибриды с копейным наконечником на одном из плеч. Копья-луки использовались в бою, а также в военных танцах.

7_-samodelnyj.jpg

Самодельный индейский нож с рукояткой из оленьего рога

А вот прямое длинное копьё хотя и применялось, но постепенно сдавало свои позиции. Интересно, что индейцы часто снабжали их вместо наконечников европейскими штыками, которые, понятно, были намного дешевле ружей. Использовались и так называемые «кривые копья», похожие именно на крюк. Таким оружием можно было, догнав всадника, сдёрнуть его за шею со спины лошади, однако чаще всего их использовали в качестве ритуальных атрибутов и поэтому очень богато отделывали.

Чрезвычайной популярностью пользовались всевозможные дубинки. «Фирменным» оружием Сиу, например, была так называемая гибкая палица. Это был камень, оплетённый лозой или обёрнутый в кожу и прикреплённый к деревянной рукоятке так, чтобы он мог висеть свободно. Естественно, сделать подобное оружие было очень легко, а вот удар им мог размозжить череп волку, да и человеку мало бы не показалось.

9_-ravninnye-kri-1850.jpg

Нож и ножны равнинных Кри, 1850 г.

Нередко рукоятки такого оружия богато отделывались, прежде всего скальповыми прядями волос. Использовались прикладные палицы (идея их была заимствована у европейцев), имевшие форму ружья с прикладом. В том месте, где у ружья полагалось быть замку, индейцы вставляли металлическое острие, а то и три ножа. Деревянную часть обтягивали красным сукном, обивали медными обойными гвоздями – одним словом, это было и очень страшное, но и красивое оружие!

10_-lakota-beaded-hide-knife-sheath.jpg

Нож индейцев Дакота с рукояткой из трубчатой кости бизона

Про топорики-томагавки здесь уже был материал, поэтому повторяться в данном случае вряд ли стоит. Главное, что томагавк вошёл не только в военную жизнь индейцев, но и в духовную. Даже свои священные трубки из катлинита – красного камня из Миннесоты, они очень часто делали в форме томагавка, а сами томагавки сплошь и рядом имели на обухе чашечку для табака.

1678457548_11_-lakota-beaded.jpg

Нож Дакота с простой деревянной рукояткой

Важной частью вооружения индейцев прерий (да и индейцев вообще) были ножи. До встречи с европейцами они у них были двух видов: кремневые, похожие на ножи многих других народов, и «жёлтые», сделанные из самородной меди. Было даже племя «Йеллоунаф» («жёлтые ножи»), представители которого занимались их изготовлением из залежей самородной медной руды высокого качества, имевшейся на территории их проживания.

12_-nozh-i-nozhny-kri-period-1875-g.jpg

Нож и ножны степных Кри, 1875 г. Рукоятка из рога

Но меновая торговля с европейцами помогла всем индейцам от мала до велика обзавестись металлическими ножами. Причём обычно у европейцев приобретались клинки. Рукоятки индейцы приделывали к ним сами, а уж о красивых, изготовленных из кожи ножнах, расшитых узорами из игл дикобраза, нечего и говорить – это настоящие произведения искусства. Интересно, что в отличие от европейцев, индейцы свои ножи затачивали только лишь с одной стороны, а не с двух. Но на их остроте это никак не отражалось!

Что же касается оружия белых, то к 1830 году кремневые ружья могли получить практически все племена прерий. Цена была не слишком-то и высока, скажем так: ружье, 100 пуль, два запасных кремня и мешочек с порохом стоили всего-навсего 20 бобровых шкурок. Капсюльные ружья были дороже: ружье, четыре коробки капсюлей, мешочек с пулями и ещё один с порохом – 45 бобровых шкур! Для ружей, опять-таки, шили чехлы из кожи и богато их расшивали, а также украшали бахромой.

13_-tlingit-alaska-dagger-and-sheath.jpg

Нож индейцев Тлинкитов. Они, правда, к степным индейцам не относятся, но вот ножи у них очень красивые!

Не брезговали, а напротив, очень активно использовали индейцы и револьверы. Во-первых, револьвер полагался по штату индейцу-разведчику. Во-вторых, понятно, что, познакомившись через своих собратьев с этим оружием, и другие индейцы – их соплеменники – старались от них не отстать и тоже обзаводились этим оружием, которое держали в богато расшитой кобуре.

14_-bone-blade-with-caribou-antler-knife.jpg

Индейский нож, целиком выточенный из кости оленя карибу

Интересно, что некоторые индейцы имели даже европейские сабли (опять-таки в расшитых на свой манер кожаных ножнах!) и… испанские кольчуги. Так что вооружение некоторых из них было весьма и весьма пёстрым!

15_-crowtacked-knife-sheath-with-bowie-knife.jpg

Нож индейцев Кроу (в прошлом материале его не было, восполняем этот пробел). Причём нож этот типичный боуи, но принадлежал индейцам этого племени!

P.S. У нас в определённой степени существует неверное представление об индейцах, касается ли оно их оружия или жизни вообще. Считается, что они несчастные, угнетаемые люди. Но вот, например, племя Шaĸoпи Mдeyaĸaнтoн имеет в собственности два казино Mutis Lake Sagino Nottel и LittleSich. Оба имеют годовой доход более 1 миллиарда долларов. Таким образом, на каждого из 500 членов племени ежегодно приходится около 1,08 млн долларов. Добавьте к этому факт, что они не платят налогов (согласно законодательству США)! Помимо двух казино, это племя также владеет полем для гольфа, на котором проводятся национальные чемпионаты, а ещё концертный зал и отель на 600 номеров. На сегодня племя Шакопи является самым большим работодателем в общине Cĸoт в штате Mиннecoтa. Многие из членов племени имеют второй дом вне резервации. Правда, не все индейские племена так богаты, поэтому Шакопи сделали с 1996 г. пожертвования для других индейских племён в размере 243 млн долларов!

P.S.S. Для иллюстрирования статьи использованы фотографии Национального музея индейцев в Вашингтоне.
https://topwar.ru/212587-oruzhie-stepnyh-indejcev.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь

Токийский национальный музей: доспехи самураев от самого начала​

Токийский национальный музей: доспехи самураев от самого начала

Токийский национальный музей

Среди цветов сакура – среди людей самураи.
Средневековая японская пословица

Клинком закаленным
Меча с когтями железными,
Не зная пощады,
Тело разрубают наискось
Кромсают… Какая скорбь.

Сайгё (Сато Норикиё) (1118–1190)​

Военные музеи мира.
Национальный музей в Токио трудно отнести к военным музеям как таковым. Однако в его экспозиции очень много внимания уделено именно военной истории древней и средневековой Японии. А это, по сути, было время сплошных войн, так что памятников военной истории в этом музее собрано очень много, поэтому, посетив его – хотя бы и виртуально – мы сможем получить полное представление о том, как развивалось военное дело в Японии на протяжении более чем тысячелетия.

Итак – сегодня мы посещаем Токийский национальный музей.

И начинаем нашу экскурсию с самого раннего времени японской государственности – периода Ямато (III в. н. э. – 710 год). В это время в Японии имел место самый настоящий бум курганных погребений, так что время с III века до нашей эры по VII век иногда даже называют эпохой Кофун – по названию курганов кофун, имевших форму… замочной скважины! Вокруг них древние японцы расставляли множество керамических фигур – ханива («глиняный круг» по-японски), изображавших и дома, и лодки, и женщин, и… воинов. Такой вот у них был своеобразный погребальный инвентарь, не считая того, что закладывалось в саму могилу!

1_-6-vek.jpg

Фигурка кофун, изображающая воина в доспехах

1zh.jpg

Посмотрите, как на ней проработаны все детали. Все видно – и заклепки на пластинках, и узлы завязок панциря!

1je_-dogu.jpg

А вот это догу («одеяние, закрывающееся с головой» по-японски), однако всем должно быть понятно, что это не воин, нет, а… пришелец в скафандре, посетивший Японию в то далекое время и оставивший по себе вот такую память. А. Казанцев в романе «Фаэты» эти «догу» хорошо описал, и откуда они взялись…

2-4-vek-mechi.jpg

Железные мечи IV в.

3_-5-6.jpg

Железные мечи V–VI вв.

3z_strely.jpg

Медные наконечники стрел

Японцы, отметим, очень рано познакомились с железом и научились делать из него и оружие, и доспехи. Уже в IV веке комплект вооружения воина-латника включал шлем – сёкаку-цуки-кабуто – «бодающий баран», металлическую кирасу танку-до и наплечники ката-ёрой.

4_-tanko.jpg

На этом фото как раз все эти детали полного доспеха танко и представлены. Мы уже видели этот доспех в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Но там он был один, без сопутствующих деталей. А здесь полный набор, слева направо: шлем, кираса, наплечники

6_tanko.jpg

Кираса крупным планом

7_-stremena.jpg

Стремена

Огромную роль в завоевании Японии пришельцами с материка – а предки японцев пришли на ее территорию с Алтая, так как японский язык относится к алтайской языковой группе, довелось сыграть лошади. Аборигены Японии – айны или эмиси (от айнского слова «меч» – «эмус») были хорошими воинами, но лошадей не знали, тогда как пришельцы использовали конных лучников очень широко.

8_udila.jpg

Конские удила, VI в.

8a_-luka-sedla_-c0030912.jpg

Лука седла

9_-koban.jpg

Японские золотые «монеты» XVII в. – кобаны

10_-5-vek.jpg

Шлем к раннему доспеху конного лучника о-ёрой, V в.

Со временем у японцев стало так: одни воины охраняли императора в столице – это были эдзи («охранные мужи»), а другие воевали на границе – сакимори («охранители рубежей»). Воинов было принято называть буси – «боец, дружиннки». Свои отряды из вооруженных слуг начали набирать и владельцы крупных поместий. И вот их-то и стали называть самураи (от слова «сабурау» – «служить господину»).

Постепенно «армии» земельной аристократии стали настолько велики, что могли уже потягаться с императорскими войсками, и в стране наступила эпоха анархии. Она закончилась в 1192 году победой клана Минатомо Ёритомо, учредившего в стране первый сёгунат, то есть диктатуру самураев и ставшего первым её сёгуном.

Уже к Х веку сформировалась конструкция первого самурайского доспеха о-ёрой, только вот до нашего времени эти доспехи, увы, не дошли. Но зато дошли мечи XIII века, являвшиеся исключительно оружием всадника. Причем оружием вспомогательным. Главным оружием самурая тогда был большой 1,80–2 метра в длину лук ассиметричной формы, то есть удобный прежде всего именно для стрельбы с коня!

12_-13-vek-mech.jpg

Меч всадника тати эпохи Камакура, XIII в.

Такой меч подвешивался к поясу на шнурах или цепочках. Рукоятка обтянута кожей акулы и украшена мелкими фигурками птиц. Данный меч имеет подвески, сплетенные из медной проволоки – хёго-кусари. Такие мечи носились лезвием клинка вниз, чем и отличались от более поздней катаны, которая подвесок не имела, и носили её лезвием вверх. Поскольку меч был очень длинным, им владели, удерживая его двумя руками.

Известны были и так называемые «полевые мечи» – но-дати, столь длинные, что сам самурай извлечь из ножен такой меч не мог, и ему должен был помогать его слуга или младший самурай, придерживая сзади ножны руками.

12a_e0043986.jpg

Гарда – цуба этого меча (в центре). По обе стороны от него детали крепления клинка к рукояти: слева направо – фути, сэппа, цуба, сэппа, фути

14_-17-vek.jpg

Доспех до-мару с наплечниками о-соде

Такие доспехи пришли на смену тяжелым и непрактичным доспехам о-ёрой. Они также делались из пластинок, покрытых знаменитым японским лаком, и связывались шелковыми либо кожаными шнурами. Но завязывались они на спине, а не на боку, как о-ёрой и более легкий до-мару. Такие доспехи носили самураи в XIV–XVI вв. в периоды Нанбокутё и Муромати.

14p.jpg

А так этот доспех выглядел сзади

14r.jpg

Его о-соде – наплечники

14u.jpg

Латное ожерелье – нодова

1674649619_15.jpg

Ещё один доспех харамаки-ёрой с большими наплечниками о-соде, относящийся к эпохе Нанбокутё (1336–1392)

Имеет оригинальное плетение шнурами в стиле цумадори-одоси («половина угла»). И эти доспехи так же, как о-ёрой и до-мару, собирались из железных пластинок со множеством отверстий, в которые просовывались прочные шелковые шнуры.

15a_-e0022642.jpg

Его наплечник

Отметим, что не надо считать японские доспехи верхом совершенства. При всей своей красочности они такими не были. Так же, как и доспехи европейцев, надевать их можно было только лишь с помощью постороннего человека, то есть помогать самураю должна была жена или слуга. Далее, шнуровка в дождь, снег или туман намокала. От этого доспех становился намного тяжелее.

Но самое неприятное – если самурай в мокрых доспехах вдруг оказывался на морозе. Шнуры тогда намертво смерзались, и доспехи при попытке их снять попросту ломались. Но даже жарким летом следовало внимательно следить за тем, чтобы они не растягивались и периодически отдавать мастеру их переплетать и подтягивать шнуровку.

15r_-15-vek.jpg

Типичный шлем эпох Нанбокутё и Муромати – судзи-кабуто. Характерной для этого времени была защита шеи – сикоро, наподобие зонтика. На судзи-кабуто головки заклепок, соединяющих его пластины, не видны!

15je.jpg

Этот же шлем с надетыми на него «рогами» кувагата. Такие большие рога носили как раз в эпоху Нанбокутё, так что определить возраст доспеха или шлема «по рогам» достаточно просто! Хотя случалось их передавали от отца к сыну и далее…

15ju_-nanbokute.jpg

Еще один доспех эпохи Нанбокутё…

15ja_-c0051154.jpg

И о-соде от этого доспеха

16_-c0055615.jpg

Доспех тосей-гусоку, принадлежавший Сакакибара Ясумаси. Такие доспехи появились у японцев после прибытия к ним европейцев и распространения огнестрельного оружия. И кираса, и шлем – европейского производства. Местного – «юбка» кусадзури, наруси – котэ, набедренники хайдатэ, поножи сунэатэ и маска сомэн

16a_-16-vek.jpg

Шлем-кабассет. Европейский. Только японцы почему-то надевали их задом наперед! Хорошо видно его крепление из шнуров кабуто-но-о. Крепили их на маске за «гвоздики» отаёри-но-куги. Плетение выполнено синими шнурами – кон-одоси

1674650170_19.jpg

С доспехами тосей-гусоку чаще носили меч катана и кинжал («малый меч») вакидзаси. Крепились на поясе лезвием клинка вверх, при помощи шнура сагэо, вставлявшегося в скобу на ножнах курикати. Носили их парой. Пара называлась дайсё – «большой и малый»

20_-e0017823.jpg

Набедренники тосей-гусоку – хайдатэ. Кольчуга (кусари), нашитая на тканую основу – иейи, с пластинками икада. Ткань шелковая, называлась донсу

1674650251_21.jpg

Защитный рукав котэ: кольчуга с железными пластинками, нашитая на ткань, и латные рукавицы с наручами тэкко

21r.jpg

А вот так они выглядят изнутри…

22_-16-vek.jpg

Поножи сунэатэ оборачивались шнурами снаружи

23_-17-vek.jpg

Маска мэмпо, XVII в.

Понятно, что это всего лишь ничтожная часть собрания музея. И далеко не все из его экспонатов нам удалось показать.

Но вполне возможно, что изучение самурайского военного снаряжения будет нами продолжено по экспозициям из других музеев мира, где тоже всевозможных японских артефактов совсем не мало! До встречи там, дорогие друзья!
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/209532-tokijskij-nacionalnyj-muzej-dospehi-samuraev-ot-samogo-nachala.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь

Метрополитен-музей в Нью-Йорке: всякая оружейная всячина в количестве просто невероятном​

Метрополитен-музей в Нью-Йорке: всякая оружейная всячина в количестве просто невероятном

Кавалькада рыцарей-жандармов в главном зале отдела оружия и доспехов музея Метрополитен неизменно привлекает внимание каждого, кто туда заходит!

«…но чтобы помнил Господа, Бога твоего,
ибо Он дает тебе силу приобретать богатство».

Второзаконие, 18:8​

Военные музеи мира. Итак, сегодня мы направляем наши стопы в музей, собраниями которого мы здесь на сайте ВО пользовались уже много-много раз. Но даже малой их части не увидели. Потому как только на его сайте находится более 14 тысяч экспонатов, фотографии которых находятся в общественном пользовании (относятся к категории «паблик домайн»). Просто смотреть их все тяжело, а уж копаться в них прямо-таки «смерти подобно». Но зато в этом музее имеется практически все. И может быть, он и страдает от некоторой эклектики, но зато исчерпывающим образом освещает тот же генезис рыцарского вооружения. Но сегодня у нас иная цель его посещения.

Мы посмотрим… «все, что попадется под руку», и главное внимание обратим на то, а откуда в этом музее взялся тот или иной экспонат. А то в прошлый раз, когда мы посещали музей в Филадельфии, у некоторых наших читателей возникли вопросы, а откуда за океаном появились царские доспехи, и не выкрали ли их коварные американцы из Германии после 1945 года.

Вот сегодня мы двух зайцев сразу и убьем: и с самими артефактами встретимся (а они того стоят!), и заодно узнаем об их происхождении. А для начала познакомимся с историей коллекций оружия и доспехов этого музея.

Оказывается, отдел оружия и доспехов был создан в музее в 1912 году, во многом благодаря усилиям его куратора-основателя – доктора Башфорда Дина (1867–1928). Однако еще до этого времени попечители музея сделали ценные приобретения оружия и доспехов, и в первую очередь купили коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную во Франции Морисом де Таллиран-Перигором, герцогом де Дино (1843–1917), в 1904 году.

В 1913 году музей получил в дар выдающуюся коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную в течение пятидесяти лет американцем Уильямом Х. Риггсом (1827–1924), большую часть жизни проживающим в Европе и занимающимся поисками исторических памятников и художественного оружия.

В период между Первой и Второй мировыми войнами целый ряд родовых, династических и частных коллекций был частично или полностью распродан, что привело к значительным пополнению фондов музея. В 1919 году большая часть художественных коллекций, сформированных Дж. Пьерпонтом Морганом (1837–1913), была также передана музею.

Сюда входил и великолепный парадный шлем, сделанный Филиппо Негроли из Милана в 1543 году. Ценный подарок, состоявший из более чем 350 европейских малых мечей, охотничьих мечей и кинжалов, был сделан в 1926 году парижским коллекционером Жаном Жаком Рубелем (1851–1933), причем не просто так, а… в память о жене и матери, уроженках Нью-Йорка.

В последующие годы объемы и значение коллекций продолжали неуклонно расти, в частности, с приобретением предметов из поместья Бэшфорда Дина и уникальных коллекций Кларенса Маккея (1874–1938) и Уильяма Рэндольфа Херстома (1863–1863).

Совсем недавно коллекция Метрополитена стала еще больше, благодаря подаркам коллекционеров в честь 150-летия музея, и в первую очередь – щедрому подарку от Рональда С. Лаудера, передавшему в музей свое собрание европейского оружия и доспехов. То есть – как это ни покажется странным нашим людям, привыкшим, что у нас все музейные реликвии государственные, там – все они были частным владением, переданным музею в дар…

Коллекционеры-то были и у нас в России. Но вывелись подчистую после 1917 года. Отсюда и непонятки наших читателей, отчего это там эдак, а не так, как у нас. А там не было тотальной экспроприации целого класса, только и всего. Но это все так: «размышления у парадного подъезда».

А сейчас мы «зайдем внутрь» и посмотрим или просто полюбуемся на «всякую оружейную всячину»… Итак…

Начнем с самого древнего… Шлемов греческих и с острова Крит, относящихся к концу VII в. до н. э. На фотографии вы видите один такой шлем, критский, являющийся лучшим образцом среди большого количества доспехов, обнаруженных в южной части центрального Крита, где они и были изготовлены.

2_-grecheskij-shlem.jpg

Вот этот шлем. По обеим его сторонам изображена пара крылатых юношей, сжимающих переплетенных змей. Под ними две пантеры с одной общей головой. На шлеме надпись «Неополис». Дарение Норберта Шиммеля, 1989 год

1674579459_3.jpg

Очень интересный артефакт: японский доспех танко из полос железа V–VI вв. Вид спереди. Вес 3 884 г. Дарение Бэшфорда Дина, 1914 г.

3a_-5-6-vv_-tanko-3884-gift-of-bashford-dean-1914.jpg

Этот же доспех – вид сзади

4_-spandenhelm.jpg

Всем хорошо знакомый спанденхельм, тоже VI–VII вв. Скорее всего, Византия.

Железные пластины на бронзовом каркасе. Места, где были обнаружены такие шлемы, разбросаны по всему миру, от Швеции до Германии и от Балкан до Ливии. Шлем из Метрополитен-музея был найден в реке Сона недалеко от Треву, во Франции. Качество шлемов и их разнообразные места находок позволяют предположить, что они были сделаны в качестве дипломатических подарков иностранным правителям и, возможно, присланы из Византии или остроготского королевства в Италии. Все шлемы изначально имели металлические нащечники, кольчужную защиту шеи и часто встроенную носовую часть. Как и на этом шлеме, украшение обычно состоит из выбитых узоров и птиц среди волнистой виноградной лозы, выдавленной на надбровной полосе. Некоторые примеры включают изображение креста и другие христианские символы. Вес шлема 907 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.

5_-12-vek-gift-of-stephen-v_-grancsay-1942-62_4.jpg

Рыцарская шпора XII в. Вес 62,4 г. Опять же, подарок Стивена В. Гранксея, 1942 г.

6_-hosi-kabuto-16-v_-the-howard-mansfield-collection-gift-of-howard-mansfield-1936.jpg

Хоси-кабуто, шлем из Японии, XVI в. Коллекция Говарда Мэнсфилда, дар Говарда Мэнсфилда, 1936 г.

7_-ves-624g_the-collection-of-giovanni-p_-morosini-presented-by-his-daughter-giulia-1932.jpg

Наконечник японской стрелы. Вес 62,4 г. Коллекция Джованни П. Морозини, подаренная музею его дочерью Джулией, 1932 г.

8_dospeh-1440-g_ju.jpg

Музею очень повезло в том, что ему достался вот этот доспех начала –середины XV века. Это итальянские латы ок. 1400–1450 гг., собранные и отреставрированные в 1920-е годы с использованием отдельных элементов, обнаруженных в руинах венецианской крепости Халкида на греческом острове Эвбея, захваченного турками в 1470 году.

Цель состояла в том, чтобы представить полный доспех, который носили около 1400 года, то есть периода, от которого не сохранилось полных доспехов. Отличительной чертой его является ранняя форма панциря (бригандина) с двумя большими нагрудными половинками и латунными каймами по краям выступающих пластин. Шлем, бацинет с забралом, типа бундхугель. Бархатное покрытие панциря датируется началом XX века. Высота доспеха – 168,9 см, вес – 18,6 кг. Мемориальная коллекция Башфорда Дина, подарок Хелен Фанесток Хаббард, в память о ее отце, Харрисе С. Фанестоке, 1929 г.

8a_-armor.jpg

И он же – сзади

9_-1440_-miilan-4196-g_-gift-of-stephen-v_-grancsay-1942.jpg

Очень простой шлем (мы такой видели в коллекции Филадельфийского музея) 1440 г. Милан. Вес 4 196 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.

10_-1550_g-1209-kgpurchase-ronald-s_-lauder-alejandro-santo-domingo-and-mr_-and-mrs_-mark-fisch-gifts-2018.jpg

А вот это совсем недавний дар: орудие 1550 г. Вес 1 209 кг. Куплен Рональдом С. Лаудером и Алехандро Санто-Доминго. И дарение мистера и миссис Марк Фиш, 2018 г.

11_lvinyj-shlem.jpg

Саллет в форме головы льва, ок. 1475–1480 гг. Этот шлем является самым ранним из сохранившихся доспехов эпохи Возрождения (в античном стиле). Голова льва представляет собой внешнюю оболочку из тисненой и позолоченной меди, которая надевается поверх простого стального шлема. Он представляет собой голову Немейского льва, чью шкуру носил как головной убор и плащ мифологический герой Геракл. Он часто изображался в искусстве эпохи Возрождения как символ неукротимой силы, мужества и упорства. Вес 3 574 г. дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1923 г.

12_-1585-g_-bashford-dean-memorial-collection-bequest-of-bashford-dean-1928.jpg

Турнирный доспех 1585 г. Мемориальная коллекция имения Башфорда Дина, по завещанию Башфорда Дина, 1928 г.

13_-schit.jpg

Парадный щит с изображением святого Георгия, поражающего дракона. Ок. 1560–1570 гг. Милан. Диаметр 59,1 см. Вес 3 810 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.

14_-genrih-francija.jpg

Доспехи Генриха II, короля Франции (1547–1559). Вид спереди

14a_-dp256972.jpg

Эти же доспехи. Вид сзади

Работа мастеров дизайна Жана Кузена Старшего по прозвищу «Француз» и Батиста Пеллерина, тоже… «француза», ок. 1555 года. Это один из самых сложных и полных французских парадных доспехов, сохранивший большую часть своей первоначальной окраски. Поверхности покрыты плотными завитками из листьев, населенных человеческими фигурами и разнообразными сказочными существами, происходящими из итальянского гротеска.

В центре груди изображен римский воин, которому две коленопреклоненные женщины подносят мечи. На наплечниках фигуры Аполлона, преследующего нимфу Дафну (спереди) и Аполлона с убитым чудовищем Пифоном (сзади). Полумесяц, один из геральдических знаков Генриха II (помнится, у нас на ВО был читатель, всерьез убеждавший, что это знак мусульманской веры данного человека!), изображен в нескольких местах.

Сохранилось двадцать оригинальных эскизов этой брони. Один принадлежит Жану Кузену Старшему; остальные – Этьену Делону или Батисту Пеллерену. Все трое – выдающиеся парижские художниками середины XVI века. Материал: сталь, золото, серебро, кожа, ткань. Высота – 187,96 см; вес – 24,20 кг. Дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1939 год.

15_shlem.jpg

Шлем этого доспеха

Интересно, что в своей книге 1583 года «Анатомия злоупотреблений» английский моралист Филлип Стаббс подверг критике растущую тенденцию к ношению оружия в качестве стильного аксессуара, осудив выскочек-франтов, которые щеголяли «мечами, кинжалами и рапирами, украшенными дорогими гравировками». Главное беспокойство Стаббса заключалось в том, что мужчины всех классов поддались прихотям моды и начали ежедневно носить оружие как украшение, уступая место тщеславию и гордости и одновременно стирая при этом границы своего социального положения.

Традиция украшать оружие и доспехи в соответствии с последними тенденциями и стилями не была новой во времена Стаббса, но так же стара, как существование военных предметов в культурах по всему миру. Она процветала и стала особенно заметной в Европе начиная с XV века, и именно это Стаббсу очень и очень не понравилось.

16_-uzory.jpg

Фигуры на шлеме

Он считал, что производить впечатление на окружающих и передавать некий смысл с помощью персонализированных изображений и орнамента на доспехах позорно. И как раз доспех короля Генриха в этом плане очень показателен. Ведь на нем можно увидеть букву «H», то есть эмблему его любовницы Дианы де Пуатье, вплетенную в густую паутину из усиков и гротесков, да еще и с маленькими фигурками, взятыми из классической греческой мифологии.

То есть оружейники, кузнецы, производители мечей и оружия должны были заботиться о форме и функциональности своих изделий, но также быть в курсе последних тенденций, как в орнаментах, так и в технологиях.

Ружья, доспехи и мечи, как модные символы статуса, говорили не только о готовности и способности владельца сражаться, но и демонстрировали его осведомленность о космополитических направлениях в художественной моде и инновациях в декорировании доспехов. Поэтому, кстати, начиная с XVI века орнаментальные офорты и гравюры с рисунками узоров на доспехах – стали важным вспомогательным инструментом в производстве модного и сложного оружия. И… приносят помощь сегодняшним ученым, помогая его атрибутировать и датировать.

17_kirasa.jpg

Кираса доспеха короля Генриха II

Полевые доспехи короля Англии Генриха VIII (1509–1547). Итальянской работы, Милан или Брешиа. Ок. 1544 г. Этот впечатляющий доспех был изготовлен для Генриха VIII в конце его жизни, когда он имел лишний вес и страдал от подагры.

Вероятно, носил КНР король во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, в которой он лично командовал войсками, несмотря на все свои недуги. Первоначально оснащался съемным усиливающим нагрудником, к которому крепился упор для копья, и усилением для левого наплечника. Пара наручей остается в Королевской коллекции в Виндзорском замке.

В посмертной описи королевского имущества, составленной в 1547 году, доспехи описываются как «италионские». Возможно, их поставил миланский торговец, известный в Англии как Фрэнсис Альберт, который получил от Генриха лицензию на ввоз предметов роскоши, в том числе доспехов, в Англию для продажи.

Впоследствии доспехи были переданы Уильяму Герберту (ок. 1507–1570 гг.), первому графу Пембруку, оруженосцу Генриха и исполнителю его воли. Они были записаны в Уилтон-Хаусе, резиденции семьи Пембрук, с 1558 года и до продажи в 1920-х годах.

Доспех является ранним образцом доспехов «аниме» то есть доспеха, в котором нагрудник и наплечники состоят из горизонтальных, перекрывающих друг друга пластин, соединенных подвижными заклепками и внутренними кожаными ремнями.

Украшение доспехов состоит из листвы, фигурок путти, бегущих собак, канделябров эпохи Возрождения и гротескного орнамента, то есть типично итальянское. Размеры: высота 184,2 см; ширина 83,8 см; вес 22,91 кг. Дарение Фонда Харриса Брисбена Дика, 1932 год.

19_-_-alla-tedesca.jpg

Кираса доспеха легкой кавалерии alla Tedesca (на немецкий лад). Милан. Ок. 1510 г.

Это редкий образец итальянских доспехов, украшенных рифлеными поверхностями на немецкий манер. Его гравированный и богато позолоченный декор восходит к христианской символике и Библии. Полоска в верхней части нагрудника изображает Богородицу с младенцем в центре, святого Павла справа и святого Георгия слева. Латинская надпись ниже гласит: CRISTVS RES VENIT IN PACE ET DEVS HOMO FACTVS ES (Христос Царь пришел с миром, и Бог стал человеком). Другая надпись в верхней части задней пластины гласит: IESVS AVTEM TRANSIENS PERMEDIVM ILORVM IBAT (Но Иисус, пройдя посреди них, пошел своим путем [От Луки 4:30]). Троица – Отец, Сын и Святой Дух – изображена на лицевой стороне горжета 1510. Вес 8 987 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.
Так что, как это наглядно можно было увидеть, все показанные здесь артефакты – это дарения. Всего их, конечно, больше 14 000, и среди них можно найти и покупки. Но самые ценные экспонаты музея Метрополитен – это дарения!

P. S.​


Для оформления материала использованы фотографии (общественное достояние) из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
АВТОР: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/209468-metropolit...achina-v-kolichestvo-prosto-neverojatnom.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Рапиры, господа мои! Боевые рапиры типа «паппенхеймер». Даю пару фото и две ссылки на лонгриды. Но оно того стоит. :) Ибо -- красота. Которая страшная сила. :-D

Сначала собственно граф Готфрид Генрих цу Паппенхайм (1594-1632)

5363101_800.jpg


2394726_900.jpg

Паппенхаймер начала 17 века. Длина 1330 мм, вес 1700 грамм.

2401057_900.jpg

129-сантиметровый паппенхаймер, середины 17 века. Вес 1700 грамм.

А теперь ссылки на описания и фотографии этих прелестных экзЕмпляров кузнечного искусства:
1. https://mihalchuk-1974.livejournal.com/610785.html
2.
https://andrewbek-1974.livejournal.com/1778531.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Археологи нашли уникальный кинжал периода Золотой Орды

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об оружии, найденном археологами в ходе раскопок. И сегодня поговорим об очень интересной находке - кинжале, найденном при раскопках на т.н. Болгарском городище, одном из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды.
Город этот, основанный булгарами в Х веке, разрушался несколько раз: в 1220 году его жгли русские князья - во время войны с Волжской Булгарией, в 1236 году его сжег Бату - во время завоевания Волжской Булгарии, в 1361 году его сжег Булат-Тимур - в ходе междоусобицы в Золотой Орде, в 1399 году город был сожжен уже русскими князьями, а в 1431 году окончательно разрушен - русским князем Федором Палецким.
Раскопки на городище ведутся давно и нередко радуют любителей археологии и истории интересными находками. Вот и в этот раз получилось любопытно.
Но - обо всем по порядку.

Где нашли​

Кинжал нашли при раскопках усадьбы, которая датируется концом XIII - 40-ми годами XIV веков, однако не в слое, соответствующем этому периоду (он надежно датируется монетами), а в слое, которым остатки этой усадьбы были засыпаны в конце XIV - первой половине XV веков.

Найденный кинжал.

Найденный кинжал.

Что нашли​

Археологи нашли кинжал с двулезвийным клинком ромбовидного сечения, симметрично сужающимся к острию от гарды.
Общая длина кинжала составляла 34 см, длина клинка 23,5 см, ширина у перекрестья 3,5 см, длина рукояти 10,5 см, длина хвостовика 8,5 см, ширина 1,5 см, толщина 0,8 - 0,9 см.
Плоскости клинка имели по два дола, сужающихся к центру, по центру плоскости клинка проходила грань.
Гарда имеет форму наклонных от рукояти плечиков, и, судя по остаткам органики, имела деревянные накладки. Сохранившаяся ширина перекрестия – 4 см.
На хвостовик рукояти с двух сторон накладывались тонкие медные пластины длиной 7,5 см, концы которых вырезаны полукругом и загнуты наружу на 0,5 см. На пластины накладывались деревянные детали, накладки, которые сохранились в виде древесного тлена. Получившаяся рукоять в сечении имела размеры 2,2×1,5 см и длину 6,5 см.
Она переходила в навершие, оформленное в виде "Т"-образной петли. На головку также с двух сторон были наложены деревянные щечки, также сохранившиеся в виде древесного тлена.
Вся конструкция рукояти скреплялась сквозными бронзовыми трубочками, длиной 1,8 см и диаметром 0,2 см. На гарде и навершии их по две, на черене четыре.

Баселард конца XIV века (слева) и XV века (справа).

Баселард конца XIV века (слева) и XV века (справа).

В чем уникальность​

Уникальность находки в том, что он может быть смело отнесен к т.н. баселардам, кинжалам, хорошо известным любителям средневекового холодного оружия.
Кинжалы эти, получившие название от швейцарского Базеля, были самым распространенным типом кинжала Западной и Центральной Европы в XIV - XV веке: его носили, можно сказать, все, от рыцарей до крестьян. Впервые фиксируется этот тип кинжала в конце XIII века.
Вывод археологов прост:
"Таким образом, данный баселард из Болгара является уникальной находкой на обширной территории Золотой Орды. Отсутствие аналогичных кинжалов и техники изготовления подобных клинков и крепления с помощью сквозных бронзовых трубочек и, наоборот, наличие полных аналогий в Западной и Центральной Европе исключают изготовление данного кинжала на месте. Он является импортом, и его появление в средневековом городе Болгаре, скорее всего, связано с европейскими торговцами, носившими его как оружие самозащиты".

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"​

А я бы допустил более яркую версию - потерял этот кинжал какой-нибудь русский воин - из тех, кто разрушал Булгар под знаменами Федора Палецкого.
Занят был воин более важными делами на усадьбе, вот и пролюбил оружие. Бывает...
Источник: Валиев Р. Уникальная находка кинжала из Болгара // Археология евразийских степей. №6, 2020.
https://dzen.ru/a/ZC0ztKbUX0vr8o_D
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Красивые, но бесполезные: тесаки времен Великой Французской революции

Верхняя часть рукояти пехотного тесака Конституционной гвардии (Garde Constitutionnelle du Roi), Франция, ок. 1792 года. Производитель Кулье (Coullier).

Верхняя часть рукояти пехотного тесака Конституционной гвардии (Garde Constitutionnelle du Roi), Франция, ок. 1792 года. Производитель Кулье (Coullier).

Тесаки стали популярными в европейских армиях в XVIII веке: ими, как правило, вооружались подразделения, которым длинноклинковое оружие скорее мешало, чем помогало: егеря, саперы и т.п. Позже среднеклинковое оружие получили и пехотинцы. Просуществовали они вплоть до того момента, пока не были в большинстве своем вытеснены штыком, хотя опять же в некоторых подразделениях благополучно дожили (и пережили) Первую мировую войну (как, например, знаменитый русский артиллерийский бебут, он же кинжал кривой солдатский обр. 1907 года. При этом суровые армейские условия привели к тому, что не лишенные красоты охотничьи тесаки (хиршфангеры) превратились в весьма брутального вида оружие с широкими, толстыми, прямыми или изогнутыми клинками и столь же грубыми рукоятями, которые к тому же часто просто отливались из целого куска металла. Достаточно отметить, что вес этого "среднеклинкового" оружия был вполне сопоставим с весом боевых кавалерийских сабель, дотягивая до 900 и более грамм.
Однако, в группе этих орудий (оружием их назвать сложно) есть тесаки, представляющие собой если уж не произведение искусства, то, по крайней мере попытку его создать: тесаки, созданные в годы французской революции. И не мудрено, над их созданием трудились художники, а не военные. Что, впрочем, сразу заметно по тому, насколько неудобны эти "произведения искусства" для все тех же суровых будней военной службы.
1. Тесак воспитанников школы Марса (Eqole de Mars) обр. 1794 года.

Тесак воспитанников школы Марса (Eqole de Mars) обр. 1794 года. Общий вид.

Тесак воспитанников школы Марса (Eqole de Mars) обр. 1794 года. Общий вид.

Революционная военная школа была создана в 1794 году решением Национального собрания. В ней должно было заниматься 4.000 юношей одновременно. Ученики делились на "тысячи" ("миллерии") и сотни ("центурии") и, в соответствии с видом оружия, на саперов, гренадеров, стрелков, артиллеристов и т.д. Влияние Древнего Рима этим не ограничилось: ученики получили не стандартную военную форму, а "античный костюм" в том его виде, в котором он представлялся французским художникам конца XVIII века. Элементом этой формы стал и соответствующий "античный меч", который был создан трудами художника Жака-Луи Давида. Тесаки для разных "подразделений" отличались цветом ножен. О боевых качествах этого "оружия" можно судить не только по гарде, но и по толстому ромбовидному в сечении клинку. Следует отметить, что при длине 64,4 см весил это меч 1020 г. (для сравнения, знаменитый французский кирасирский палаш, который был без малого в два раза длиннее, весил всего на 300 г. больше).

2. Тесак офицеров и рядовых королевской артиллерии обр. 1767 года.

Тесак офицеров и рядовых королевской артиллерии обр. 1767 года.

Тесак офицеров и рядовых королевской артиллерии обр. 1767 года.

Этот тесак получил рукоять в виде головы орла, отсылающей к все тому же Древнему Риму, которая крепилась тремя заклепками к клинку, сделанному в форме "языка карпа", формы, появившейся на бронзовых мечах Европы в 9 - 8 веках до н.э. Современное влияние отразилось только в трех коротких и широких долах. Голова орла появилась и на других образцах тесаков для артиллерии этого периода, например, на тесаке морской артиллерии и артиллерии колоний, который имел мощный клинок с широким долом и полуторной заточкой, испытавший, вероятно, влияние испанского длинноклинкового оружия.

Тесак морской артиллерии и артиллерии колоний. Общий вид.

Тесак морской артиллерии и артиллерии колоний. Общий вид.

3. Тесак саперный солдатский ок. 1780 года.

Тесак саперный солдатский ок. 1780 года. Общий вид.

Тесак саперный солдатский ок. 1780 года. Общий вид.

Этот тесак получил рукоять в форме головы льва и все тот же клинок в форме языка карпа с тремя долами, как у тесака королевских артиллеристов. При этом был он немного короче и немного легче тесака учащихся военной школы: 61,5 см и 905 г.
4. Тесак саперный солдатский 1790 года.

Тесак саперный солдатский обр. 1790 года.

Тесак саперный солдатский обр. 1790 года.

Когда идеалы французской революции докатились и до тесаков, рукояти, отражавшие идеологию Древнего Рима, было решено переделать для отражения идеологии свободной Галлии. Сделать это оказалось очень просто: рукоять в виде головы римского орла заменили на голову поющего галльского петуха, получив не менее выдающееся (с точки зрения внешнего вида) оружие. Но, учитывая, что оружие должно было все-таки использоваться в полевых условиях, его не только снабдили пилой по обуху, но и довольно оригинально превратили бородку петуха в упор для мизинца. Однако оружие поражало не только рукоятью, но и впечатляющими размерами и весом: при длине 81 см этот тесак весил 1239 г.
Впрочем, эти монстры явно оказались тяжеловаты для французских саперов, а потому в 1804 году была утверждена модель явно легче, с гораздо более элегантным клинком.

Тесак саперный солдатский 1804 года. Общий вид.

Тесак саперный солдатский 1804 года. Общий вид.

Но для гвардейских саперов сохранили тесак старого образца с тем же "поющим петухом" с немного другой формой гарды и с все тем же впечатляющим клинком.

Тесак саперный гвардейский солдатский 1804 года.

Тесак саперный гвардейский солдатский 1804 года.

https://dzen.ru/a/XvRKvJbyF11E5nNH
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Саперные мачете: тесаки с испанским колоритом

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о редких образцах холодного оружия. И сегодня поговорим о саперных и пехотных тесаках, которые стояли на вооружении разных частей испанской армии и военизированных формирований во второй половине 19 века.

Небольшое введение​

Моду выдавать своим солдатам весьма экстравагантно выглядевшее среднеклинковое оружие привнесли в, так сказать, мир армейских пехотных тесаков французы: брожения времен Великой Французской революции отразились не только на их мировоззрении, но и на их холодном оружии (ссылка на статьи о французских тесаках времен ВФР будет в конце этой статьи).
Естественно, эти французские "изделия" стали объектом, как минимум, подражания, или, как максимум, копирования: целый ряд армий (включая российскую) приняли на вооружение тесак, похожий по форме на французский тесак обр. 1831 года. Не стали исключением и испанцы, принявшие в 1834 году копию этого французского тесака.
Однако, в 1843 году испанские идальго вспомнили о национальной гордости и приняли на вооружение самобытный тесак с национальным колоритом, который и назвали соответственно - мачете обр. 1843 года (modelo 1843 machetes).

Рисунок мачете обр. 1843 года.

Рисунок мачете обр. 1843 года.

Откуда у хлопца испанская грусть?​

Национальный испанский колорит выразился в первую очередь в форме клинка: благородные идальго отказались от французского прямого двулезвийного клинка в пользу довольно широкого однолезвийного и с острием клип-пойнт.

Мачете обр. 1843 года для артиллеристов и саперов.

Мачете обр. 1843 года для артиллеристов и саперов.

В остальном это был типичный тесак тех лет: латунный эфес мечевого типа (симметричный) с навершием на котором была изображена пылающая граната - самая распространенная эмблема артиллерийских частей в Европе тех лет, кожаные ножны с металлическими устьем и наконечником.
Как можно было догадаться по этой эмблеме, тесак предназначался для вооружения артиллеристов, но, подумав, испанские военные начальники стали выдавать эти мачете и саперам.

Рукоять и начало клинка мачете обр. 1843 года.

Рукоять и начало клинка мачете обр. 1843 года.

Технические характеристики

Длина общая 565 мм
Длина клинка 415 мм
Ширина клинка 60 мм
Вес с ножнами 1.450 г

Лиха беда - начало​

Впрочем, только артиллерийским мачете испанские военные начальники решили не ограничиваться.
Сначала, одновременно с артиллерийским образцом на вооружение был принят мачете для гастадоров - солдат пехотных подразделений, выполнявших функции инженерных разведчиков.
Их мачете имело другую форму рукояти, основным отличием которой было навершие в форме головы льва.
Впрочем, только гастадорами дело не ограничилось, и эти мачете стали выдаваться членам некоторых общественных организаций, например, дорожной службе.

Мачете обр. 1843 года для гастадоров.

Мачете обр. 1843 года для гастадоров.

Рукоять и начало клинка с клеймом производителя (Фабрика Толедо, 1871 год).

Рукоять и начало клинка с клеймом производителя ("Фабрика Толедо, 1871 год).

Идея выдать служащим холодное оружие, символизирующее их статус понравилась (надо сказать, она была популярна не только среди испанцев: в России, например, в конце 19 века решили выдавать шпаги даже студентам университетов), и в 1859 году утверждается образец мачете для Национальной гвардии.
Навершие сделали в форме рыцарского шлема, черен был украшен буквами GC (Guardia Civil), а концы крестовины выполнили в форме лежащих львов.

Мачете обр. 1859 года для Национальной гвардии.

Мачете обр. 1859 года для Национальной гвардии.

Рукоять и начало клейма.

Рукоять и начало клинка.

Чем сердце успокоилось​

Как известно, оружие это почти сразу после принятия на вооружение было признано неэффективным - ни с боевой, ни с саперной точек зрения. Единственная функция, которую мог выполнять тесак этой конструкции по-настоящему эффективно, это сиять на боку у своего владельца, демонстрируя его статус.
Именно в таком качестве эти мачете прижились у артиллеристов, саперов и гастадоров: даже после того, как на вооружение испанской армии в 1881 году был принят универсальный штык-тесак с клинком ятаганной формы, на задворках Испанской империи солдаты продолжали с гордостью носить пусть и неэффективное, но очень эффектное оружие, даже после ее заката.
А вот национальные гвардейцы отказались от тяжелого и неудобного тесака всего лишь через 5 лет - в 1864 году выпуск мачете обр. 1859 года был прекращен. Что ж, какая империя, такая и Национальная гвардия...

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"​

Что-то не похожи эти ножи типа "умри от зависти Рембо" на благородные изделия испанских оружейников...
https://dzen.ru/a/ZEttcQHJgSzHFoCN
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.740
Адрес
Москва
Так эти тесаки, поди, были не сколько боевым оружием, сколько походным инвентарем - мясо. там. разделать, дровишек нарубить, позицию для родной пушки расчистить-подкопать и т.п.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.011
Адрес
г. Пермь
Так эти тесаки, поди, были не сколько боевым оружием, сколько походным инвентарем - мясо. там. разделать, дровишек нарубить, позицию для родной пушки расчистить-подкопать и т.п.
Из текста статьи про испанские тесаки:
«Как известно, оружие это почти сразу после принятия на вооружение было признано неэффективным - ни с боевой, ни с саперной точек зрения. Единственная функция, которую мог выполнять тесак этой конструкции по-настоящему эффективно, это сиять на боку у своего владельца, демонстрируя его статус.» ©
То есть, для применения по прямому назначению тесаки не годились от слова совсем. И были введены под влиянием моды.
 

Kali

Заблокирован
Сообщения
6.740
Адрес
Таганрог
Упадок технологий.
Скорее наоборот. Стоимость и трудоёмкость добычи, выплавки и обработки железных сплавов оказалась сильно выше таковых для бронзы. Плюс переход от рабовладения к феодализму сильно усложнил и удорожил возможности концентрации рабочей силы для добычи и производства.
 
Сверху