Я все-таки тащусь с поляков:
"
-После вторжения Красной Армии маршал Рыдз-Смиглы (Edward Rydz-Śmigły) отдал свой знаменитый приказ: «С большевиками не сражаться». Это было верное решение?
- Я принадлежу к числу тех историков, которые оценивают его негативно, хотя я понимаю его мотивы. Рыдз-Смигла хотел защитить польских солдат, собрать их на так называемом Румынском предмостье, а потом эвакуировать на территорию союзнической Румынии. Маршал планировал, что впоследствии польская армия сможет быть вновь собрана во Франции. Он руководствовался такой идеей. Я же считаю, что сразу после вторжения Красной Армии следовало выдать приказ вступить с ней в бой. Во-первых, если бы такой приказ появился, командующие бы не колебались, что им предпринять. Русские перешли границу, а польские офицеры были совершенно дезориентированы, они не знали, что им делать. Одни вступали в бой, другие сдавались, третьи отступали на запад. Неразбериху усугубляли советские пропагандисты, которые шли вместе с военными и объявляли, что Красная Армия несет Польше помощь.
Во-вторых, отсутствие приказа дать бой имело серьезные политические последствия. Польша не находилась в состоянии войны с СССР, и поэтому Англия и Франция также чувствовали себя свободными от обязательства объявить ему войну. Аналогично повели себя и румыны, а ведь они были связаны с поляками союзом, направленным как раз против Советского Союза. Анализируя все это в наши дни, следует сказать, что это решение (вернее, отсутствие решения) оказалось невыгодным для Польши, но очень выгодным для французской, английской и румынской дипломатии.
...
- Можно ли было вообще избежать советской агрессии 1939 года? Можно ли было предотвратить удар с двух сторон, если бы Польша вела какую-то другую политику?
- Думаю, что нет, потому что политическая ситуация, сложившаяся в Европе в конце 30-х годов была для Польши исключительно сложной.
Польские границы страны оспаривали два наших самых больших соседа, но не одни они: Британия не признавала наше право на восточные земли. Если бы в 1939 году в Москве удалось заключить антинемецкий договор с участием Англии и Франции, возможно, дальнейшей немецкой агрессии (в том числе - в отношении Польши) удалось бы избежать.
Но, как мы знаем, заключить его не удалось, в основном из-за того, что в нем не был заинтересован Сталин. Вину переложили
на Польшу, которая не согласилась на проход Красной Армии через свою территорию. При первой же возможности, 21 августа 1939 года, со ссылкой на упомянутый отказ Польши, переговоры с англичанами и французами были прерваны. Двумя днями позже был подписан пакт Риббентроп-Молотов."
http://www.inosmi.ru/poland/20121005/200411708.html