Руководство РККА делало ставку на превосходство как количественное так и качественное,
количество само по себе есть качество
вот Федоренко на совещании декабря 1940 -
Каковы причины недостатков в боевой подготовке? Основная причина — это подготовка начальствующего состава, начиная с академии. Из академии начальствующий состав приходит в войска с недостаточной подготовкой для практической работы. За 5 лет учебы он бывает на стажировке мало, всего 3 раза по одному месяцу. По существу за время учебы в академии он отрывается от войск. Во-вторых, ввели в академиях систему учить людей по учебным штатам, а не по действительным, и окончивший академию приходит в войска и хуже бойца знает организацию родов войск. Учить в академиях нужно на действительных штатах. (С. К. Тимошенко: Это в академии?). Я. Н. Федоренко: Так точно. Это во всех академиях. Им запрещено было давать действительные штаты. В этом году, с половины лета, это наладили. А до этого вели занятия исключительно на учебных штатах. Сейчас ведут на нормальных штатах.
Второй недостаток — обучают людей общей специальности. Скажем, Киевское танко-техническое училище, там должны готовиться техники по ремонту, по эксплуатации, по электроприборам, а курсант проходит всего понемножку, научится всему, а по существу ничего конкретно не знает. (С. К. Тимошенко: За сколько лет таких грамотеев выпускают?). Я. Н. Федоренко: В академии — пять лет, а в училищах — 2 года. Я считаю, что для обучения танкового инженера вполне достаточно 4 года, для автотракторного дела — 3 года. А у нас есть какой-то закон — командует высшая школа при Совнаркоме (смех в зале). Они командуют. (С. К. Тимошенко: Бюрократу все мешает, бюрократ ищет себе в начальники такого же бюрократа). Я. Н. Федоренко: Они программу утверждают. Люди идут для армии, а программы дают другие. Это ненормально. Надо нам утверждать и учить, кого нам надо.
Как учат училища? Они учат всему понемножку. Практики училище не давало. В этом году впервые дали практику на 2 месяца, а до сих пор был один месяц практики. И получается, что приходят, знают теорию, а практики не знают. Нам надо немедленно это дело перевернуть наоборот.
В этом году инспекция вузов проверяла училища (до подчинения их мне) и требовала, как главное, — переползание, штыковой бой, рукопашный бой, наступление и оборона стрелкового взвода. Получив по этим видам боевой подготовки неудовлетворительно, начали ползать (смех в зале), бросили изучать материальную часть машин и все то, что им положено, как техникам-танкистам.
В результате осенней проверки, по своей специальности получили также неудовлетворительно.
При проверке говорят: «Объясни танк», а начальник училища предлагает: «Проверьте переползание и рукопашный бой, он вам все сделает». (Смех в зале). Получилось, что лето проползали, а потом материальную часть машин и своей основной специальности не знают. [43] Надо учить тому, что придется делать на войне. Не обязательно, чтобы все ползали, когда танкист вынужден будет ползти, он будет ползти, но учить его этому наравне с пехотой не надо.
Надо,
товарищ Народный комиссар, не допускать растаскивания кадров танкистов. Они очень нужны нам, а получается, что мы готовим кадры в академиях и училищах, а у нас всех растаскивают в счет «тысячи».
{56} У нас большинство инженеров разобрали и только 25 процентов осталось в армии, а всех остальных забрали на заводы, в наркоматы и в разные управления и учреждения. (С места: У Вас все в тысячах). Я. Н. Федоренко: Получается, что 3 года берут подряд в счет «тысячи» и никаких инженерных кадров сейчас нет. Один-два инженера на дивизию. Надо поставить вопрос, чтобы наших инженеров вернули.
Вопрос подготовки младшего начсостава. Подготовка младшего начсостава не на должной высоте. Вопрос учебных подразделений. Нет полковых и бригадных школ. Сейчас обучают младший начсостав при первых ротах, где получается двойной комплект экипажей, что создает еще худшие условия, чем в линейной роте. Надо ввести полковые школы, как во всех частях, иначе обучать младший командный состав в механизированных частях и соединениях весьма трудно.
Еще один вопрос о национальностях. В танковых дивизиях и бригадах имеется около 24 национальностей, из них
до 15 национальностей по-русски совсем ничего не говорят и поэтому их трудно научить овладеть танком в отводимое для этого время. Как же их научить, если они не говорят по-русски. Я не против национальностей (Смех в зале). Но надо, чтобы они знали русский язык и были грамотными людьми. Выходит, что он танка не знает, по радио говорить не может и поэтому подготовка младшего состава страдает. Я считаю, что контингент национальностей, призываемых в танковые войска, не говорящих по-русски, надо сократить.
что тут толи смеяться толи плакать