Размер имеет значение: о невозможности создания многоцелевой АПЛ эконом-класса на замену "Ясеню"
О чрезмерных габаритах и, как следствие, стоимости АПКР пр. 885 "Ясень" говорят уже давно. Крайнее, но как думается – не последнее, высказывание на эту тему было сделано в морской части недавнего доклада Центра АСТ, в которой обосновывается необходимость сокращения затрат на военно-морское строительство. С этой целью, по мнению неназванного автора, возможен:
"
Отказ от дальнейшей серийной постройки атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885М (шифр "Ясень-М")
как чрезмерно дорогих, ограничение этой программы достройкой заложенных трёх или четырёх лодок [надо полагать, с учётом или без только что заложенного "Архангельска" - А.Ш.]
. Разработка нового проекта "дешёвой" относительно небольшой (
водоизмещением [надводным, подводным? - А.Ш.]
не более 4000-5000 т)
атомной многоцелевой подводной лодки нового поколения с началом её постройки после 2020 г." (
ссылка 1).
ПЛА "Гепард" пр. 971 (8140 т надв.) и "Обнинск" пр. 671РТМК (4900 т), Западная Лица, 2006 (фото от Mihazol, forums.airbase.ru)
Вот что думает по поводу "дешёвой лодки" проектант "Ясеня" гендиректор СПМБМ "Малахит" В. Дорофеев
: "стоимость корабля определяется теми требованиями, которые предъявляет заказчик. Если Минобороны исключит требование по оснащению этого корабля каким-либо типом оружия или
по снижению физических полей, то, естественно, он будет дешевле в постройке и эксплуатации. Но кому нужен корабль, не способный решать задачи, которые государство ставит перед нашим Военно-Морским флотом?
Цена – это затраты на достижение заданных боевых и эксплуатационных качеств АПЛ при использовании технологий определённого уровня. То есть существует тесная взаимосвязь цены с качеством АПЛ и используемыми технологиями. Цена тем выше, чем более высокий уровень боевых или эксплуатационных (живучесть, обитаемость, ядерная безопасность и т. п.) качеств требуется от АПЛ. Более совершенные технологии, как правило, тоже ведут к повышению цены...
Лично мне не понятно, за счёт чего можно создать "дешёвую" АПЛ
при сохранении достигнутого уровня боевых качеств. А если снижать боевые свойства АПЛ, то нужна ли будет такая лодка ВМФ? Сможет ли она решать свои задачи в условиях противоборства и противодействия противника? Возможно, кому-то хочется сказки – вот и рисуют несбыточные перспективы. Но технику не обманешь. И это не стиль "Малахита"..." (конец цитаты,
ссылка 2).
Однако, то, что представляется очевидным профессионалу, который видит проблему изнутри, с высоты своего опыта, знаний и информации,относящейся к государственной тайне, может показаться неубедительным человеку, не связанному с прикладным проектированием атомных подводных лодок. Поэтому попробуем проиллюстрировать точку зрения руководителя "Малахита" фактами из истории развития отечественных многоцелевых АПЛ.
От "Кита" до "Ясеня"
Первая советская АПЛ К-3 пр. 627 (шифр "Кит") была спроектирована на основе большой ДЭПЛ (ПЛБ) пр. 611 (
ссылка 3), от которой унаследовала большое, почти торпедное, удлинение (L/B) –
13,6 (у пр. 611 – около
12; у советской торпеды 53-65К –
14,9; у "стандартной" торпеды НАТО –
11,7). По ширине, а следовательно и по диаметру прочного корпуса (величине, которую предпочитают не афишировать) "Кит" мало отличался от своего условного прототипа (7,9 против 7,5 м).
При переходе ко второму поколению многоцелевых АПЛ (пр. 671) диаметр ПК заметно увеличился (примерно с 6,5 до 8,7 м), что было связано прежде всего с установкой в носовой оконечности более мощной и крупногабаритной антенны ГАК с расположенными поверх неё торпедными аппаратами. Однако, применение одновальной ГЭУ позволило уменьшить длину лодки (за счёт размещения ГТЗА и автономных турбогенераторов в одном отсеке), в результате чего её водоизмещение возросло всего на 13% (с 3100 до 3500 т надв.). Благодаря малому удлинению (около 9) и гидродинамически совершенным обводам, АПЛ пр. 671 приобрела характерную "дирижабельную" форму корпуса.
На последующих проектах семейства 671 (РТ и РТМ) диаметр прочного корпуса оставался неизменным, но включение в состав вооружения крупнокалиберных 650-мм ТА (дополнительно к 533-мм) с соответствующим боезапасом (сверхмощными дальноходными торпедами 65-73 и противолодочными подводными ракетами комплекса "Вьюга"),. а также изменения в составе ГЭУ и дополнительные меры по увеличению скрытности (на 671РТМ) потребовали увеличения длины как торпедного отсека, так и корпуса в целом – сначала на 9 м (РТ), потом ещё на 4 м (РТМ).
Настоящий прорыв в области снижения акустической заметности произошёл при переходе к третьему поколению. Он был достигнут за счёт радикального увеличения диаметра прочного корпуса (приблизительно с 8,7 до 11,4 м), что позволило применить революционную систему двухкаскадной амортизации без сокращения жизненного пространства
.На "Щуках-Б" помимо привычной установки всех механизмов на амортизированных фундаментах, сами эти фундаменты (вместе с механизмами и боевыми постами в целом) разместили в зональных блоках – пространственных каркасных конструкциях, изолированных от прочного корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Есть все основания полагать, что подобная (усовершенствованная) система двухкаскадной виброизоляции применена и на "Ясенях".
ТТХ "Ясеня": в поисках истины
При ознакомлении с характеристиками АПКР пр. 885, опубликованными в открытых источниках, бросается в глаза значительный разброс данных
:надводное водоизмещение – 8500-11740 т, подводное – 11500-13800 т, длина наибольшая – 119-139,2 м, ширина наибольшая – 11,5-15 м, осадка средняя – 8,4-10 м. Попытаемся восстановить истину, воспользовавшись соотношениями главных размерений и коэффициентами общей полноты, значения которых для кораблей одного класса должны вписываться в определённый диапазон.
За исходный параметр ТТХ "Ясеня" примем диаметр прочного корпуса, который по неофициальным данным аналогичен применённому в пр. 971, что косвенно подтверждают следующие факты и предположения
: 1) по конструкции корпуса проекты 885 и 955 должны быть унифицированы настолько, насколько это возможно; 2) при постройке двух первых "Бореев" был использован задел (готовые блоки) недостроенных ПЛАК пр. 971 "Рысь" и "Кугуар"; 3) при проектировании "Ясеня" не было особой необходимости увеличивать и без того достаточно большой диаметр ПК, принятый в пр. 971.
По имеющимся данным архитектурно-конструктивный тип АПКР пр. 885 можно охарактеризовать как однокорпусный (
ссылка 4) или смешанный
:лёгкий корпус присутствует в носовой и кормовой оконечностях (во втором случае – начиная с ракетного отсека), а в районе торпедного отсека (ограждения ПМУ) и далее в корму (3-й и 4-й отсеки) лодка имеет однокорпусную конструкцию (
ссылка 5). Поэтому будем считать, что наибольшая ширина корпуса "Ясеня" равна диаметру прочного корпуса или ненамного превосходит его.
Далее определяем удлинение (L/B=L/H=11) по единственному официальному боковому виду АПКР пр. 885, который можно видеть на закладных досках кораблей серии, в частности – "Архангельска" (
ссылка 6).. Затем подбираем главные размерения и водоизмещение таким образом, чтобы их соотношения приблизительно соответствовали значениям, характерным для АПЛ предыдущих поколений, с учётом принципиальных отличий, свойственных пр. 885. Так, принимая во внимание смешанный архитектурно-конструктивный тип,. запас плавучести "Ясеня" должен быть меньше, чем у двухкорпусных АПЛ (порядка 30%), но больше, чем у однокорпусных (около 15%), а учитывая большее удлинение (и более длинную цилиндрическую вставку) по сравнению с лодками семейства 671 и пр. 971, коэффициент общей полноты должен быть ближе к "торпедообразному" "Киту".
Небольшое аналитическое исследование, проведённое автором блога, исходные данные и результаты которого приведены в размещённой выше таблице,. позволяет предположить, что наиболее достоверными массогабаритными характеристиками АПЛ пр. 885 являются
:водоизмещение надводное –
9 500 т, водоизмещение подводное –
11 800т, длина наибольшая –
133 м, ширина наибольшая около –
12 м, осадка средняя –
9,5 м.
Следует также отметить, что введённое в обиход в начале 2000-х и встречающееся до сих пор значение мощности ГЭУ "Ясеня" в 43 000 л.с., скорее всего, недостоверно, т. к. во-первых, представляется неправдоподобным уменьшение мощности ГТЗА по сравнению с пр. 971 при той же или даже несколько большей тепловой мощности реактора; во-вторых, грубый оценочный пересчёт по сопротивлению воды движению корабля, зависящему от квадрата скорости и смоченной поверхности (упрощённо – от объёмного водоизмещения), показывает, что снижение скорости хода с 33 до 31 узла при увеличении подводного водоизмещения с 10 500 до 11 800 т даёт точно такую же потребную мощность ГЭУ, как и у "Щуки-Б" –
50 000 л.с.
АПКР "Северодвинск" пр. 885 "Ясень", 15.10.2013 (фото ясень_1 с forums.airbase.ru, 4670 пикс.)
АСТ: курс на снижение боевых качеств
Предлагаемое Центром АСТ уменьшение водоизмещения новой многоцелевой АПЛ может быть достигнуто тремя способами: 1) уменьшением длины корпуса за счёт ракетного отсека; 2) уменьшением диаметра прочного корпуса; 3) комбинацией двух первых способов. При этом, отказ от УВП резко негативно скажется на боеспособности АПЛ – во-первых, потому что исключит возможность быстрого массированного ракетного удара; во-вторых, из-за невозможности использования ПКР 3М55 комплекса "Оникс" и других (перспективных) ракет большого диаметра (свыше 650 мм).
Уменьшение диаметра ПК до величины, свойственной АПЛ 3-го поколения, приведёт либо к отказу от 2-го каскада амортизации, либо к ухудшению условий обитаемости личного состава. И то, и другое не просто плохо, а очень плохо, и ВМФ вряд ли когда-нибудь на это пойдёт. Комфортные условия обитаемости для подплава с его длительными и опасными автономками – это
святое, а 2-й каскад будет хорош даже в том случае, если удастся радикально снизить вибрацию за счёт улучшения конструкции механизмов и фундаментов. В этом случае двухкаскадная амортизация сделает из лодки настоящую "атомную чёрную дыру".
Резюме: предлагаемая Центром АСТ крейсерская АПЛ эконом-класса .в лучшем случае затормозит развитие подводных сил ВМФ РФ на уровне третьего поколения, в худшем – отбросит их на уровень второго.
Прайс-лист на подводные атомоходы
Несколько лет назад А. Мозговой – один из наиболее печатаемых авторов, пишущих на военно-морскую тематику (из тех, кого можно и нужно читать), сравнивая "Ясеней" с зарубежными аналогами привёл такие цифры
: при цене головной АПЛ типа "Вирджиния" $2,7 млрд. стоимость серийной BlockIII была снижена сначала до $2,0 млрд., а затем и вовсе упала до $1,75 млрд. (
ссылка 7). Возможно, в конце 2011 г. так оно и было (точнее – был такой прогноз), однако на сегодняшний день дела с ценообразованием на основную многоцелевую АПЛ ВМС США обстоят значительно хуже
: в своём прогнозе на 2015-2044 финансовые годыБюджетное управление Конгресса (Congressional Budget Office - CBO) даёт стоимость обычной "Вирджинии"
$2,8-2,9 млрд., "улучшенной" –
$2,9-3,2 млрд. (
ссылка 8,
ссылка 9).
Если пересчитать $2,8-3,2 млрд. по паритету покупательной способности на 2014 г. (не слишком корректный, но единственно возможный способ экспресс-оценки), получится, что построить "Вирджинию" на российских верфях будет стоить порядка $1,6-1,8 млрд. (
ссылка 10,
ссылка 11) – около 58% от американской цены.
В то же время, по имеющимся данным стоимость "Ясеня" в национальной валюте на конец 2011 г. составляла около
42 млрд. руб.(
ссылка 12) или
$1,20 млрд. по курсу на 05.06.2014 или
$0,76 млрд. по курсу на 05.06.2015 (по причине относительной независимости атомного подводного кораблестроения от внешних экономических факторов будем считать, что стоимость АПКР пр. 885 в рублях за
3,5 года не изменилась совсем или изменилась незначительно). Таким образом, слова замгендиректора "Малахита" Н. Новосёлова о том, что "Ясень" стоит примерно
в три раза дешевле "Вирджинии" (
ссылка 13) очень близки к действительности.
До какого уровня можно понизить стоимость многоцелевой АПЛ при переходе на режим жёсткой военно-морской экономии, авторы доклада Центра АСТ не сообщают (к сожалению, там вообще нет никаких цифр, кроме исходных 5 трлн. руб.), однако понятно, что её никак не получится опустить даже до $0,52 млрд. (16,5 млрд. руб. по ППС), т. к. именно столько стоит японская ДЭПЛ типа "Сорю" надводным водоизмещением 2 900 т. (
ссылка 14, стр. 8). Но даже в этом случае реальная экономия составит всего 204 млрд. руб. при серийности в 8 единиц (
4% от 5 трлн. руб.). Возникает законный вопрос о целесообразности сворачивания серийной постройки "Ясеней" ради грошовой экономии
.
Использованная литература и другие источники: 1) Ю. Апальков "Корабли ВМФ СССР", том I "Подводные лодки", часть II "Многоцелевые ПЛ, ПЛ спецназначения", Галея-Принт, СПб, 2003; 2) В. Ильин, А. Колесников "Подводные лодки России", АСТ, Астрель, АСТ, М., 2002; 3)RussianShips.info (
http://russianships.info).
http://navy-korabel.livejournal.com/100515.html#comments