Нурсултан Назарбаев сегодня на совместной пресс-конференции с президентом Латвии Валдисом Затлерсом заявил, что Казахстан с пониманием относится к действиям России на Кавказе в дни августовского конфликта.
«Казахстан является стратегическим партнером, соседом и союзником России, соответственно, мы с пониманием относимся к действиям Российской Федерации», — сказал глава государства. Президент отметил, что является «свидетелем того, что Грузия напала первой». По его словам, он находился в тот момент вместе с Владимиром Путиным в Пекине на Олимпийских играх. «Думаю также, что со стороны Запада была односторонняя оценка событий», — продолжил казахский лидер.
«Сейчас нужно думать о ликвидации последствий, для этого есть план Медведев-Саркози, Европейский союз принимает решение по вопросу контингента наблюдателей в регионе, в том числе и казахстанских для разрешения данной проблемы, — напомнил Назарбаев. — Любая война заканчивается миром, и здесь события будут развиваться таким же образом». «Кавказский регион для нас важен, — подчеркнул он. — Для нас это имеет как политический, так и экономический смысл, мы торгуем через Кавказ нефтью, у нас хорошие планы, у нас есть доступ к порту Батуми, где мы собирались строить терминал, собирались вкладываться в строительство прямого нефтепровода через Кавказ», — отметил президент, имея в виду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, уточняет ИТАР-ТАСС.
Любопытно, что днем ранее шеф казахской дипломатии, выступая в вашингтонском Фонде Карнеги для содействия всеобщему миру, признал, что для Астаны вопрос признания Южной Осетии и Абхазии оказался непомерно сложен. По словам Марата Тажина , позиция Казахстана заключается в том, что принцип территориальной целостности является ключевым в международном праве. «В то же время не должны применяться двойные стандарты, — отметил он. — Мы не признали Косово, и мы не признали Абхазию и Южную Осетию». Как подчеркнул министр, Казахстан смотрит на эту проблему через призму своих национальных интересов. «И никакого давления со стороны России в этом отношении мы не испытывали», — добавил он.