Строго говоря, тема перекрытия краника европейской финансовой помощи восточно-европейским странам возникла не вчера. Еще в конце 2016-го значимые политики стран-доноров, прежде всего, Германии, Франции, Бельгии, Австрии и Нидерландов, начали поднимать общественную дискуссию о целесообразности продолжения кормления «бедных».
Программу имущественного выравнивания, изначально задуманную лишь для быстрой корректировки некоторой небольшой разницы на первом этапе еврообъединения, потом политики продлевали еще дважды, после каждого расширения границ ЕС на Восток. Практика показала, что с каждой последующей итерацией расходы дают все меньше эффекта. Даже показывая темпы роста экономики и уровня жизни, превышающие среднеевропейский, по итоговым цифрам "бедные" все равно продолжают оставаться бедными.
Получается это по простому закону математики. 3% роста, скажем, от миллиона, дают прибыток в 90 тыс., тогда как 15% роста от 100 тыс. дают всего 15 тыс. По темпам рост маленького как бы четко опережающий, но по практическому результату разрыв только увеличивается.
То есть эффективность мер явно снижается, тогда как сумма расходов серьезно давит на экономику доноров. Еще до вступления в ЕС три страны Балтийского региона с 2000 года начиная получили финансовой помощи на 963 млн евро. Потом, например в ту же Литву за 2004-2016 годы
из центральных фондов поступило свыше 17,9 млрд, в Латвию - свыше 7 млрд, в Эстонию - 4,4 млрд евро. Для справки, за прошлый год ВВП Литвы со всеми дотациями составил 38,7 млрд. евро. При этом страна все равно находится существенно ниже контрольного уровня в 0,75% от среднеевропейского благосостояния. Впрочем, не она одна. Те же проблемы у Латвии и Эстонии.
Словом, так как
схема не работает, то встал закономерный вопрос – продлевать ли на следующий бюджетный период (2021-2026 годы) программы бюджетного выравнивания?
Пока это все носило чисто декларативный характер, прибалтийские лидеры успокаивали электорат заверениями в стиле "не переживайте, они просто шутят, Европа нас не оставит". Но когда весной 2017 года Еврокомиссия выкатила на обсуждение Европарламента предварительный проект бюджета на период "после 2020 года" независимые президенты маленьких, но очень гордых республик серьезно переменились в лице. Брюссель предложил полностью прекратить финансирование Восточной Европы, перенаправив деньги в Южную, решительно недовольную тем, что одним бесплатно выдают по три тысячи евро в год на человека, а другим ничего.
Шум поднялся большой. Эстония назвала подобный шаг решительно неприемлемым. Литва пригрозила (!) проведением национального референдума за сохранение дотаций, как будто это могло иметь хоть какое-то значение для Берлина и Парижа. Даже Эстония отметила, что тогда потеряет до 8% национальной экономики.
Вместе и порознь "прибалтийские тигры" показывали, какое огромное количество программ по их развитию, от ремонта дорог и утепления учебных заведений, от оборудования лабораторий и создания театров, от курсов профессиональной переподготовки для повышения мобильности рабочей силы до культурного обмена на многие сотни наименований зависят от сохранения центрального финансирования ЕС. Особенно регион настаивал на гигантских потерях в сельском хозяйстве и без того решительно пострадавшем в результате российского продовольственного эмбарго.
Еврокомиссия собрала "замечания" и приступила к доработке документа, чтобы представить его окончательную версию на утверждение через год. Нынешней весной сообщения об окончании работы в прессе появились, но сам документ нигде не публиковался. Было известно лишь, что в нем программы поддержки, как таковые, формально остались, но объемы денег урезаны в среднем на 40%.
Прибалтика традиционно начала торг, и дело вроде даже шло к успеху, но все испортила история с выходом Британии из ЕС.
Тереза Мэй сумела-таки разработать, согласовать и представить на утверждение план Brexit, тем самым окончательно поставив точку в вопросе. Лондон точно уходит, а значит, бюджет ЕС на 2021-2026 годы следует снова переверстывать. В том числе, по причине образования дыры в доходах фондов выравнивания на 4 млрд евро ежегодно, которую никто из оставшихся доноров из своего кармана покрывать не хочет.
Самым неприятным для реципиентов стал тот факт, что доноры с радостью схватились за удачно подвернувшийся повод и завернули весь бюджет полностью. Более того, аккуратно, через финнов, западноевропейский страны начали довольно успешную компанию по дискредитации способности прибалтов вообще грамотно распоряжаться деньгами. Мол, те дотации в бюджетной отчетности, конечно, отражают, но сами деньги осваивают едва ли на треть.
Как выяснилось, большинство подаваемых заявок на финансирование не соответствуют европейским требованиям, а не менее трети, особенно крупных инфраструктурных объектов, так вообще имеют признаки мошенничества. К примеру, литовцы плавучий газовый терминал себе захотели сами, в том числе, чтобы через него норвежский газ с прибылью продавать латышам и полякам, но оформить приобретение попытались на европейские деньги как проект безусловно международный и региональный.
Словом,
финны подсчитали, что даже в варианте урезанного дотирования, все ведущие отрасли прибалтийской экономики просядут примерно на 20-25%, а поступления в бюджет могут сократиться даже больше, так как вместе со снижением объема брюссельских денег, ранее формировавших до 10% доходной части, уменьшится и собираемость налогов. Но, в целом, это не страшно, просто теперь местным правительствам придется учиться жить только на свои. Ну, максимум, с очень небольшой, процентов так не выше двадцати от былого значения, помощью со стороны центрального бюджета.
Перепуганные лидеры Литвы, Латвии и Эстонии по этому поводу составили целый ворох
индивидуальных и коллективных писем в тональности известной как «плач Ярославны». Мол, такое никак невозможно, и если из-за ухода британцев денег в бюджете нет, то богатые страны должны (!) их где-то найти у себя.
Чем все это закончится – покажет время. Окончательно новый бюджет должен пройти голосование Европарламента до конца первого квартала 2019 года. Но уже сейчас размеры свиньи, подложенной Лондоном прибалтийским «партнерам» по ЕС впечатляют. Сытые годы кончились. Дальше придется жить по средствам. Вот сколько есть, на столько и жить. Впрочем, сами к этому стремились, Союз все ругали, так чего уж теперь. Вот и посмотрим, чего стоит пресловутая прибалтийская «независимость»