Иудаизм всегда учил людей находить золотую середину между погоней за богатством и пренебрежением материальной стороной жизни.
Тора предостерегает человека от плена материального, поскольку он уводит от Б-га.
“Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Б-га твоего...Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много, и всего у тебя будет много, то надменным станет сердце твое, и забудешь Господа, Б-га твоего...” (Второзаконие 8:11-14)
Богатство не имеет никакой иной ценности, кроме его реальной пользы. “Когда человек покидает мир, ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни не сопровождают его, только Тора, которую он учил, и добрые дела, которые он совершил”, - говорит Мишна.
БЕДНОСТЬ
Отвергая погоню за материальным, иудаизм никогда не впадал в другую крайность, провозглашая бедность идеалом. “Бедность хуже пятидесяти казней”, - сказано в Талмуде. И в Талмуде, и в Мидраше бедняк неоднократно описывается как человек несчастный, раздавленный, скатившийся на дно.
С точки зрения еврейского вероучения, изыскание средств существования для бедного – это не только его собственная забота, более обеспеченные члены общины должны помогать бедным. Все евреи обязаны отдавать по крайней мере десятую часть своего заработка на благотворительность. На самом деле, иудаизм утверждает, что эта десятая часть и не принадлежит человеку. Она лишь оказывается у него в руках, с тем чтобы он решил, на какой вид благотворительности направить эти деньги. Оставить все заработанное себе, означает, фактически, ограбить бедных.
Хотя очень бедные люди освобождены от отделения десятой части своего дохода, они все же должны пожертвовать что-то. По мнению иудаизма, каждый обязан помогать нуждающимся – даже те, кто сами нуждаются.
Еврей также обязан отложить деньги на проведение Шаббата и других праздничных дней. Неимущие евреи часто отказывают себе в повседневных тратах, чтобы справить Шаббат как следует.