Не ожидал, что по поводу материала для холодного оружия в этой теме выйдет такая дискуссия!
Так что считаю необходимым запостить для разнообразия статью для ознакомления:
ТАЙНА СТАРОГО БАЗАЛАЯ
О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ,
инженер;
И. ИЛЬЧУК,
старший научный сотрудниц
ЦНИИЧермета имени Бардина
Удар и защита - вот два начала, боровшиеся между собой на протяжении всей истории войн. Первый железный меч породил кольчугу, А кольчуга заставила совершенствоваться меч. Археологи находят латы, разрубленные так, будто они не из стали, а из картона. Народный эпос доносит до нас повествования о мечах-кладенцах, рассекавших даже камни. Тысячелетиями совершенствовалось холодное оружие. Успехи, достигнутые мастерами, были огромны. Но молчат фигуры средневековых воинов, молчат летописи, таинственны былины.
Мы четко представляем себе, как предки делали каменные топоры, глиняные чаши, бронзовую утварь, ткани, до нас дошли схемы величественных храмов и изображении водяных часов. Но до сих пор остаются нераскрытыми секреты изготовления мечей.
В таинственные XI-XII века ковались самые лучшие клинки. С изобретением огнестрельного оружия качество их заметно ухудшилось, а с появлением регулярных армий стало и вовсе заурядным. Правда, еще и в XIV веке работали замечательные мастера, вроде ученого кузнеца из Генуи Андреа де Феррара, чье искусство славилось во всей Европе, но это были одиночки, унесшие свои секреты в могилу.
Вместо описания технологии получения клинков древние манускрипты донесли до нас рассказы о том, как мастера и подмастерья постились перед началом ковки, как из кузницы изгонялись злые духи, какие предосторожности принимались для того, чтобы случайно во время работы в мастерскую не вошла женщина. В самый решающий момент кузнец оставался один и «колдовал» без свидетелей. Шептал какие-то заклинания, посыпал заготовку пеплом заживо сожжённой кошки.
У каждого мастера была своя тайна. Один выдерживал железную полосу в болоте, а потом нагревал её, складывал пополам, проковывал и опять относил в известное только ему место. Так поступал он несколько раз, и клинок получал от этого необыкновенные свойства. Другой - уходил в горы и приносил оттуда какие-то камни, затем измельчал их и этими крошками посыпал поковку. Что это были за камни - хромиты или молибденовая руда? Какие добавки применяли кузнецы? - молчит история.
Сохранилась легенда о том, как один подмастерье захотел узнать, при каком жаре идёт закалка, и, когда мастер опустил в воду клинок, сунул в чан палец. Учитель тут же отрубил руку любопытному, и тот не счёл расплату за открывшуюся ему тайну слишком суровой.
Но вот наступил, XVIII век - век войн и огромных армий. Строились большие заводы. Сабли и штыки стали делать поточным методом. Тут уже было не до качества.
Известный историк кавказских походов, русский генерал В. Потто писал: «...безусловно, русские кавалеристы за счёт своей отваги и богатырской силы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходят крепость сабель наших солдат. Для того чтобы успешно владеть настоящим булатным клинком, не нужна особенная физическая сила, он страшен даже в руках ребенка».
Итак, к началу XIX века русская армия, считавшаяся одной из сильнейших в мире, не имела на вооружении хороших клинков.
Правда, в казачьих станицах как бы происходил постоянный "естественный" отбор наиболее стойких сабель и шашек. В некоторых семьях даже хранились отечественные и трофейные клинки, вывезенные предками еще из Запорожской сечи. Оружие переходило от отца к сыну. В джигитовках и состязаниях выявлялись не только боевые качества всадников, но и крепость булата.
На Кубани и Тереке арсенал наших линейных казаков представлял такую оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времён и стилей, что специалисты только диву давались. В основном, конечно, это были клинки, отбитые у горцев: кубачинские, изготовленные прославленными мастерами из селения Кубачи, грузинские, армянские и персидские «фулады» (вот откуда русское слово «булат»).
Очень ценили казаки уникальные шашки «терс-маймуны» и "калдыны",
"Калдын" - широкий, почти прямой клинок с изображением волка на одной стороне лезвия и круга с крестом - на другой. Наиболее распространен он был у хевсуров. "Терс-маймун" во многом похож на «калдын», но бегущий зверь изображен схематично, а кресты на клинке порой дополняются загадочными латинскими буквами - Н.М, «Терс-маймуны» доставали главным образом в Чечне. Почему-то чеченцы принимали символического зверя за обезьяну, отсюда и название - «маймун».
На Кубани "калдын" и «терс-маймун» окрестили «волчками». Некоторые историки утверждают, что оружие с изображением волка, креста и бука «Н.М.» некогда принадлежало воинам из рода Монморанси, побывавшим на Кавказе во времена крестовых походов.
«Волчки» ценились очень высоко. Настоящий «калдын» стоил дороже доме - столько, сколько хороший иноходец. Качество оружия для казака было вопросом жизни и смерти. Вот рассказ одного путешественника, который побывал на Кавказе в середине прошлого века и сумел купить настоящий «волчок» у отставного казака, в одиночестве доживавшего свой век: «Показывая шашку, вытащенную им из какого-то подполья, старик предварительно запер двери и огляделся кругом, чтобы его не подслушали. Клинок был превосходный и рубил гвоздь, как сахар. На вопрос, не стыдно ли ему продевать такую шашку, казак ответил: «А куда ее девать? Детей у меня нет, а держать такую вещь мне, одинокому старику, небезопасно. Я уж пустил славу, что сбыл ее на левый фланг, да все как-то не верят, все будто присматривают за мной. Долго ли до греха!»
Попадались на Кубани и клинки с очень древними изображениями: какими-то крылатыми юношами, полустёртыми латинскими надписями. Предполагают, что это оружие добыто из могил генуэзских и венецианских воинов, погребенных в Колхиде, а затем переделано. Тем более что у шашек нет типичной для восточного оружия искривлённости, они лишь чуть-чуть закруглены на конце. Однако точными сведениями о происхождении клинков мы не располагаем.
СМОТРИ - «ГУРДА»!
Лучшей на Кавказе считалась шашка «гурда». С ней можно было смело вступать в бой с противником, закованным в латы. О дивных качествах «гурды» красноречиво рассказывает старинная легенда: «Одни горец научился ковать чудо-шашки. Но вот прослышал он, что живет на свете другой такой же мастер. Захотелось ему испытать, чей клинок крепче, встретились кузнецы, выхватили шашки. «Смотри - «гурда»!» - крикнул первый и ударил по шашке соперника. Перерубил булат, в вместе с ним и мастера».
«Гурда» очень редкая шашка, достаточно сказать, что в Тбилиси, в Государственном музее Грузии, в фондах которого хранятся не только кавказские клинки; но даже китайские мечи, "гурды" нет.
Не меньше славой пользовались и изделии старого кумыцкого мастера Базалая и его многочисленных потомков. Кинжалы так и назывались «базалаи». Говорят, что их лезвием можно было высечь из камня искру, а потом побриться. Но и секрет производства «гурды» и секрет кинжалов старого Базалая до сих пор не раскрыты.
В этом отношении «повезло» клинкам грузинских мастеров. Они лишь ненамного уступали по качеству "гурде".
Грузины - единственные на Кавказе - сохранили тайну производства булатного оружия.
Своим вторым рождением технология обязана кандидату исторических наук К. Чолокашвили. Старые рукописи, в которых ученый отыскал тайны боевой стали, раскрыли все подробности. Точно указывалось, сколько раз и каким молотом нужно ударить по одной стороне клинка, затем перевернуть заготовку, ударить ещё, потом нагреть, посыпать чугунной крошкой и т. д.
К. Чолокашвили передал обнаруженную рукопись известному металлургу академику Ф. Товадзе. А тот совместно с инженером К. Лежавой на Руставском металлургическом комбинате получил древний булат.
Действительно, сталь оказалась превосходного качества, но..., на этом эксперимент окончился - слишком долог и трудоёмок процесс для того, чтобы его можно было применить на современных заводах.
Чолокашвили установил, что тифлисские мастера-оружейники Ефрем и Кахраман Елизарошвили в 1828 году передали русскому правительству секрет булатных клинков. К тому времени решили организовать выпуск булатных сабель и шпаг для русской армии на Златоустовском заводе.
Обучаться к Елизарошвили приехали четверо: двое русских и два мастера из немецкой фирмы «Золинген». Они могли увидеть весь процесс получения клинка, начиная с момента, когда Кахраман Елизарошвили нагревал старые ржавые подковы, обрабатывал их порошком турецкого чугуна, а потом, сварив с турецкой же сталью, изготавливал клинок и передавал его подручному. Через мгновение тот верхом мчался по дороге, держа над головой раскаленную шашку. Сталь закаливалась в потоке встречного ветре. Воистину это было великолепное зрелище.
Генерал Потто в 1887 году пришел к интересному выводу. Лучшие златоустовские клинки наготовлены в 1832, 1833 и 1834 годах. Вскоре после того, как тамошние мастера ездили в Тифлис для стажировки у Елизарошвили. Оружие, сделанное позже, уже не обладало такими высокими качествами.
В ЛАБОРАТОРИИ - ДАМАССКИЙ КЛИНОК
Фарадой, Пирсон, Муше и многие другие ученые по крупицам собирали сведения о способах получения качественной стали в Японии, Сирии, Грузии, Бухаре и Дагестане. Иногда казалось, что рецепты старых мастеров раскрываются, но... попытки воспроизвести кустарную технологию на настоящем оружейном заводе всегда кончались неудачей. В лучшем случае удавалось получить рисунчатую поверхность клинка, но настоящей крепости, присущей дамасской стали, добиться не могли.
Слишком много факторов определяет качество булата: температура нагрева заготовок, степень деформации, продолжительность ковки, расположение свариваемых слоев... Когда клинок был уже откован, резцом выстругивались один-два продольных желобка. Желобки расчищали стальной пластинкой, насаженной на деревянную ручку. Большого мастерства требовал правильный выбор центра тяжести клинка.
Во время шлифовки лезвие завертывали тканью так, что открытым оставался только небольшой участок. Это место мастер шлифовал на небольшом камне. Затем предохраняющая ткань передвигалась и шлифовался следующий участок.
После черновой следовала чистовая шлифовка мелкозернистыми камнями. Доводка обычных лезвий производилась на четырех-восьми камнях, а лучших - на 15.
Чаще всего, если требовалось получить не очень твердый, но пластичный булат, нагретый докрасна прокованный металл закаляли в сале и воде, а если твердый и жесткий - только в сале.
Можно себе представить, с каким волнением мастер брал почти готовый клинок и опускал его в кислоту. Поверхностный слой стали начинал растворяться. Вкрапления почти чистого железа вытравливались быстрее, а насыщенного углеродом - медленнее. И вот на тёмном поле начинают проявляться затейливые узоры. Самая большая удача, когда рисунок похож на гроздья винограда.
Первый русский исследователь восточного булата металлург П. Аносов объяснял эти узоры особым расположением кристаллов графита и железа. Д. Черное в «Науке о металлах» написал, что рисунок клинковой стали зависал от расположения в ней кристаллов перлита.
В макроструктуре булатной стали различаются ещё четыре разных типа узоров: полосатый, струистый, сетчатый, коленчатый. Лучшим после «гроздьев винограда» считали коленчатый и сетчатый. Худшим - полосатый: из прямых, почти параллельных линий. Вид и характер структуры зависел от условий кристаллизации - скорости охлаждения, химической чистоты стали. Однако сложный коленчатый рисунок можно было воспроизвести и путем искусственных надрубов и особых приемов ковки. Часто сталь состояла из очень чистого железа (феррита) с небольшим количеством шлаковых включений. Особенно ценившийся на Востока амузгинский клинок представлял собой крупнорисунчатый "дамаск", иначе сварочный булат.
Первоначальная стальная пластина для такого клинка изготовлялась из трах сортов покупной стали - крепкой, так называемой «антушки», мягкой, которая употреблялась для простых сплошных лезвий - "дугалалы", и самого крепкого сорта подпилочной стали - «альхана».
Из каждого сорта мастер выковывал небольшие тонкие пластинки, в потом, отослав подручных из кузницы, соединял слои в известном лишь одному ему порядка. Посла этого, зажав щипцами стопку сложенных пластинок, помещал «сандвич» в горн. Когда заготовка раскалялась, её переносили на наковальню. Под рукой у мастера был уже жёлтый порошок, взятый из-под точильного колеса, - для сварки пластинок. Окунув в порошок раскалённую стопку, мастер вызывал подручных-молотобойцев.
Затем ещё подбрасывали порошка, стопку снова нагревали и опять ковали. Так несколько раз. Мало-помалу выковывался четырехгранный стальной стержень, который затем в процессе ковки, чередующейся с прокаливанием, уплощался и вытягивался. Затем мастер ломал полоску пополам и таким образом получая сталь для двух клинков.
Аносов разработал несколько промышленных методов производства качественной стали. Наилучшим учёный считал способ "сплавления" железа непосредственно с углеродом. Он загружал в тигель железо и засыпал его смесью графита, железной окалины и флюса. От длительности плавки зависел рисунок на поверхности стального изделия. Черед 3,5 часа металл имел слабые продольные узоры на светлом фоне, через 4,5 часа - волнистые узоры, через 5,5 - часа получался металл с крупными коленчатыми и даже сетчатыми узорами При ковке тщательно соблюдали температуру нагрева. Поэтому булаты закаливались сразу после нагрева до красного каления, тут же погружались в сало. Отпуск производился над углями, причём различные части клинка отпускались по-разному (режущая часть до жёлтого цвета).
Первый клинок из булатной стали Амосов изготовил в 1837 году. А в 1868 году, пользуясь записями Амосова, Чернов получил булат в Обуховском заводе.
Но нужно ли сейчас, в век атома, заниматься изучением производства, кинжалов и сабель? Вот мнение, специалиста, директора Тольяттинского политехнического института профессора А. Резникова: «Выпуск булатной стали по старым или новым рецептам откроет перед нами весьма заманчивые перспективы. Ведь хорошо освоено лишь резание металлов. А вот мягкие, материалы, такие как дерево, текстолит пластмасса ждут прочных, могущих долго сохранять остроту свёрл и резцов. Итак, дамасское сверло?
Журнал «Техника-молодёжи» №3, 1970 г. стр. 44-47
Troske-korosuke написал(а):
И ваще, что вы про дамасскую сталь, булат...? Лучше современной металургии ничего нет
Вот тот-то же и оно. Сейчас другие технологии.
P.S. Извиняюсь за большую статью, ссылку непосредственно на неё в Инете не нашёл. Только
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/''Tehnika ... 1970_.html