Рассказы переводчика

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

sum61

Активный участник
Сообщения
183
Адрес
Санкт-Петербург
Wann Шутите? Купите дорогой нож из дамасской стали и рубаните им по гвоздю, зазубрина будет как пить дать. Есть у меня охотничий нож из дамасской стали(вероятно настоящей) но зазубрины на хорошо заточенном ноже уже остаются даже если твердую ветку срубить. А если нож об нож, дык там вобще думаю труба.

Конечно можно сделать поправку что сталь произведена не древними мастерами но тем не менее она многослойная, неплохого качества.
 

Dirix

Активный участник
Сообщения
25
Troske-korosuke, С-У-П-Е-Р-р-р!!!
У Вас определенно писательский талант! :-D
И рассказы очень интересные!! Я, кстати, очень редко читаю даже обычные книжки, не говоря уже о текстах в интернете, так как чтение аля "уставившись в монитор" меня очень силно раздражает, а тут прочитал все Ваши рассказы махом! :-D Еще раз, супер!

Самый, конечно, офигенный момент, это когда Вас в нашу доблестную армию загребли! Я просто представил, каково было Вашим родителям и Вашей японской девушке... слов нет короче.
 

Тополь-М

Активный участник
Сообщения
2.018
sum61 написал(а):
Просто не могу поверить что при ударе меч на меч зазубрин не остается,
Зазубрины(или то что так можно назвать) останутся только если удар будет секущей плоскостью об секущую плоскость под углом где-то 90 градусов, и с большой силой, по русски выражаясь "захреначенным со всей дури", во время боя(серьезного а не театрального) такие удары не наносят(ну может один раз).

Во всех остальных случаях максимум царапины, которые очень легко полируются.
 

sum61

Активный участник
Сообщения
183
Адрес
Санкт-Петербург
Тополь-М

Понятно что в реальном бою все сводится к одному двум ударам или даже к тому кто первый выхватит меч, но вопрос немного в другом.

Удар острие об острие со всей дури будут ли зазубрины на мечем п произведенном по древнеяпонской технологии?
 

Тополь-М

Активный участник
Сообщения
2.018
Понятно что в реальном бою все сводится к одному двум ударам или даже к тому кто первый выхватит меч,
Это только если имеется превосходство в уровне владения оружием. Речь шла именно о ударе со всей силы.

Удар острие об острие со всей дури будут ли зазубрины на мечем п произведенном по древнеяпонской технологии?
Думаю если удар будет четкие 90 градусов, без соскальзывания по лезвию, и реально очень сильный, то она может появиться, но думаю что не более миллиметра, ибо речь идет японском оружии и стиле боя.
а вот скажем при битве европейцев на палашах.... :-D
 

Troske-korosuke

Активный участник
Сообщения
505
Адрес
Из Страны чудес без тормозов
Молодой написал(а):
Есть у меня один вопрос, касающийся непосредственно взаимоотношений России и Японии, а именно - как японцы относятся к проблеме т.н. "северных территорий" (острова Кунашир, Итуруп, Уруп, Симушир)?? Хотелось бы узнать и ваше отношение к этому вопросу.
Ну, для начала, на Симушир Япония не зарится. Им как-то больше ко всему перечисленному (за исключением Симушира) архипелаг Хамобаи нравится.
Тут долгая история, и всего в двух словах опять-таки не расскажешь. Вопрос на самом деле тупиковый - если бы Россия должна была отдать Японии острова - отдала бы уже давно. Если бы не была должна - эту тему бы уже давно закрыли. Каждая сторона по своему права. Если бы речь шла исключительно об островах, пусть даже и богатых редкоземельными металами - отдали бы. Государство не обеднеет, а Япония, это та страна и тот народ, дружба с которым стоит того, чтобы завоевать их расположение. Но за вопросом об островах кроется гораздо больше, и дело даже не в престиже России.
Японцы в большинстве своем прекрасно понимают, что на самом деле происходит. У них у самих остров Сикоку почти не заселен, по сравнению с другими островами, да и Курилы не входят в климатическую зону культурного обитания японской нации. Поэтому в большинстве своем японцы прекрасно понимают, что требовать острова бесполезно, да и незачем. Начерта размениваться по мелочам, если перед ними вся Россия открыта? Приезжай да селись - слова никто против не скажет. Антироссийские настроения из-за Курил - это тоже целая история. Тут нельзя в двух словах рассказать.
sum61 написал(а):
При поединке на мечах хочешь не хочешь должны оставаться зазубрины, в фильмах естественно это не показывают. Может ты был в японском музее, видел ли ты там меч с зазубринами? Просто не могу поверить что при ударе меч на меч зазубрин не остается, где то слышал такую точку зрения, мне кажется это байка.
Ну, как правило катаны вообще перекаленые были, и при соответствующем ударе разлетались как стекло. А так я как-то на заточки ихние особо внимания не обращал, когда видел (да и видел я их в музеях пару раз). Да и вообще не принято даже в музеях оставлять оружие с обнаженным лезвием - так нельзя.

P.S. Ой, да. Спасибо всем за комплименты, но не захваливайте меня.
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
sum61 написал(а):
Нет. :|
sum61 написал(а):
зазубрины на хорошо заточенном ноже уже остаются даже если твердую ветку срубить.
:p

Краткая энциклопедическая справка:
ДАМАССКАЯ СТАЛЬ: первоначально то же, что булат; позднее - сталь, полученная кузнечной сваркой
сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. Название от г. Дамаск (Сирия), где производство этой стали было развито в средние века.
БУЛАТ: литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью, обладающая высокой твердостью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Упоминается еще Аристотелем. Секрет изготовления булата, утерянный в средние века, раскрыл в 19 в. П. П. Аносов.
Так вот, Аносов секрет-то раскрыл, но как оказалось на изготовление одного клинка уходит от полугода и дольше. Причем затрачивается много сил и энергии. В середине прошлого века один советский "гений" пытался поставить изготовление этой стали на промышленную основу для различной (в основном военной) техники. И как Вы думаете, что случилось с его попыткой? Правильно - НИЧЕГО.

Я имею честь быть владельцем казачьей шашки середины 19-века (ессно не дамасская, но сделана неплохо), так вот она при правильно поставленном ударе слёгкостью рубит деревья до 10 см и при этом никаких "зазубрин". :)
Остальное очень хорошо объяснил Тополь-М. Спасибо. :cool:

Уважаемый Troske-korosuke, как в Японии производится медицинское обслуживание населения (льготы и т.п.). Кстати есть ли у них скорая помощь? А то читал по Пендостан, так у них с этим вообще ужас, по 911 приезжают все три службы, а потом снимают с звонившего три шкуры. :Shok:
 

Troske-korosuke

Активный участник
Сообщения
505
Адрес
Из Страны чудес без тормозов
Wann написал(а):
как в Японии производится медицинское обслуживание населения (льготы и т.п.). Кстати есть ли у них скорая помощь? А то читал по Пендостан, так у них с этим вообще ужас, по 911 приезжают все три службы, а потом снимают с звонившего три шкуры.
Ну, как правило люди застрахованы по месту работы. Страхование комплексное, из двух частей - страховка на все-все, и страховка на стоматологию отдельно (как и в США). А что касаемо скорой помощи, то никогда даже не слышал, чтобы кто-нибудь пожаловался на плохое обслуживание. Японцы - это не те люди, которые могут себе позволить доставить неудобства страдающему человеку. Сначала вылечить до конца, а потом уже разбираться, кто таков этот человек, и каковы перспективы того, как он будет расплачиваться за лечение. В Пендостане наоборот - сначала бумажечки подпиши, даже если ты в бессознательном состоянии, а потом тебя уже лечить будут. Не подпишешь - выгрузят на травку (или асфальт, или снежок) и хоть сдохни. Животные - что с них взять? Скоро они и нас до того же доведут...

P.S. И ваще, что вы про дамасскую сталь, булат...? Лучше современной металургии ничего нет, и катаны нужно делать из инструментального авиационного титана! Тогда точно никаких зазубрин не появится! :)
 

sum61

Активный участник
Сообщения
183
Адрес
Санкт-Петербург
Troske-korosuke


Мне казалось что многослойная японская сталь где нить в 10000 слоев это круче некуда. У нас в японском магазине на Литейном продаются японские ножи из многослойной стали, некоторые из них ценой 40 000 рублей, так продавец утверждает что если этот нож поставить лезвием на ремень то он своим весом прорезает его.
 

Troske-korosuke

Активный участник
Сообщения
505
Адрес
Из Страны чудес без тормозов
sum61 написал(а):
Мне казалось что многослойная японская сталь где нить в 10000 слоев это круче некуда.
Никогда не приходила в голову такая мысль, что 10000 слоев - это не от хорошей жизни? Металургия в средневековой Японии отличалась низкой технологичностью, по сравнению с европейской того же периода, но зато японцы брали старанием. Когда в 17 веке японская катана встретилась с европейской пехотной шпагой - самураям шустро вшатали, причем так, что они страну на 250 лет закрыли с перепугу. На самом деле европейская шпага 16 века в была на порядок более технологичным и удобным оружием, чем катана.
sum61 написал(а):
У нас в японском магазине на Литейном продаются японские ножи из многослойной стали, некоторые из них ценой 40 000 рублей, так продавец утверждает что если этот нож поставить лезвием на ремень то он своим весом прорезает его.
Порекомендуй этому хлопчику больше такого не говорить. Я видел ножи, которые перерезают ткань под собственным весом ткани, положенной на нож, да вот только это не самурайская катана из средневековья. Такие вещи не в кузницах делаются.
 

Тополь-М

Активный участник
Сообщения
2.018
Troske-korosuke написал(а):
Лучше современной металургии ничего нет, и катаны нужно делать из инструментального авиационного титана! Тогда точно никаких зазубрин не появится! :)
Насщет современнной металлургии-точно(а уж булат выполненный по этим нормам...), насщет титана-нет, он конечно хорош, но затупляется быстрее. Насколько я знаю есть технология где титан используется в качестве основы на которую наращивается клинок из спецсплава.

На самом деле европейская шпага 16 века в была на порядок более технологичным и удобным оружием, чем катана.
Шпага и катана это всеже совершенно разные техники боя. :-D

И пара вопросов к Troske-korosuke:
1) У нас когда смотришь передачи о Японии говорится что девушки и парни разделены и по жизни и по учебе, типо чтобы не мешать образовательному процессу. А из рассказов получается другая картина, так что всетаки более типично?
2) Когда будет развеянно мое любопытство по поводу шутки про жесть?)
 

Troske-korosuke

Активный участник
Сообщения
505
Адрес
Из Страны чудес без тормозов
Тополь-М написал(а):
Насколько я знаю есть технология где титан используется в качестве основы на которую наращивается клинок из спецсплава.
Ну, я в изготовлении заточек по сути дела ничего не смыслю, за что купил, за то продаю. Вам тут всем виднее, наверное.
Тополь-М написал(а):
Шпага и катана это всеже совершенно разные техники боя.
И тем не менее, катана значительно проигрывала шпаге тогда. Шпага была более "гибкой" в использовании, и голландцы крошили среднестатистических самураев достаточно легко. Поэтому японцы поспешили перенять мушкеты.
Тополь-М написал(а):
У нас когда смотришь передачи о Японии говорится что девушки и парни разделены и по жизни и по учебе, типо чтобы не мешать образовательному процессу. А из рассказов получается другая картина, так что всетаки более типично?
Ну, там есть в наше время школы для мальчиков и школы для девочек, но как правило на учащихся таких школ (а особенно на родителей этих учащихся) смотрят как на ненормальных. В наше время смешаные школы в Японии составляют подавляющее большинство. Да и вообще в Японии взаимоотношения между полами оцениваются маленько не так, как в христианском обществе.
Тополь-М написал(а):
Когда будет развеянно мое любопытство по поводу шутки про жесть?)
Просто в Японии есть такое выражение - "Как палкой по доспеху". Что-то вроде нашего "Как об стену горох". Для того, чтобы не произносить выражение целиком, японцы говорят что-то вроде "ДЭЭЭЭН!!!", что символизирует удар палкой по железяке, и символизирует тупость того, к кому адресовано. Примерно как у нас сказать "Ты тук-тук!" или "Ты бум-бум!". Поэтому тупая игра в палки-банки, когда палкой я шарахнул по дребезжащим банкам, вызвала у японцев такую бурную реакцию. Тут также следует заметить, что всех иностранцев в Японии называют словом "гайдзин", что в принципе можно перевести как "иностранец", но смысловое значение будет еще и немного распространяться на слово "дурак", "ненормальный", "чужак", "с прибабахом". Просто для японцев любой иностранец до сих пор маленько существо "с другой планеты". Японцы трудно принимают неяпонцев в свое общество.
Все это при демонстрации игры наслоилось, ну и вот тебе результат.
Так что выражение Мидори "Это же жесть" обозначало скорее "Ты с кем себя публично сравнил?". Вот такие дела.
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
Не ожидал, что по поводу материала для холодного оружия в этой теме выйдет такая дискуссия! :) Так что считаю необходимым запостить для разнообразия статью для ознакомления:
ТАЙНА СТАРОГО БАЗАЛАЯ

О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ,
инженер;
И. ИЛЬЧУК,
старший научный сотрудниц
ЦНИИЧермета имени Бардина

Удар и защита - вот два начала, боровшиеся между собой на протяжении всей истории войн. Первый железный меч породил кольчугу, А кольчуга заставила совершенствоваться меч. Археологи находят латы, разрубленные так, будто они не из стали, а из картона. Народный эпос доносит до нас повествования о мечах-кладенцах, рассекавших даже камни. Тысячелетиями совершенствовалось холодное оружие. Успехи, достигнутые мастерами, были огромны. Но молчат фигуры средневековых воинов, молчат летописи, таинственны былины.
Мы четко представляем себе, как предки делали каменные топоры, глиняные чаши, бронзовую утварь, ткани, до нас дошли схемы величественных храмов и изображении водяных часов. Но до сих пор остаются нераскрытыми секреты изготовления мечей.
В таинственные XI-XII века ковались самые лучшие клинки. С изобретением огнестрельного оружия качество их заметно ухудшилось, а с появлением регулярных армий стало и вовсе заурядным. Правда, еще и в XIV веке работали замечательные мастера, вроде ученого кузнеца из Генуи Андреа де Феррара, чье искусство славилось во всей Европе, но это были одиночки, унесшие свои секреты в могилу.
Вместо описания технологии получения клинков древние манускрипты донесли до нас рассказы о том, как мастера и подмастерья постились перед началом ковки, как из кузницы изгонялись злые духи, какие предосторожности принимались для того, чтобы случайно во время работы в мастерскую не вошла женщина. В самый решающий момент кузнец оставался один и «колдовал» без свидетелей. Шептал какие-то заклинания, посыпал заготовку пеплом заживо сожжённой кошки.
У каждого мастера была своя тайна. Один выдерживал железную полосу в болоте, а потом нагревал её, складывал пополам, проковывал и опять относил в известное только ему место. Так поступал он несколько раз, и клинок получал от этого необыкновенные свойства. Другой - уходил в горы и приносил оттуда какие-то камни, затем измельчал их и этими крошками посыпал поковку. Что это были за камни - хромиты или молибденовая руда? Какие добавки применяли кузнецы? - молчит история.
Сохранилась легенда о том, как один подмастерье захотел узнать, при каком жаре идёт закалка, и, когда мастер опустил в воду клинок, сунул в чан палец. Учитель тут же отрубил руку любопытному, и тот не счёл расплату за открывшуюся ему тайну слишком суровой.
Но вот наступил, XVIII век - век войн и огромных армий. Строились большие заводы. Сабли и штыки стали делать поточным методом. Тут уже было не до качества.
Известный историк кавказских походов, русский генерал В. Потто писал: «...безусловно, русские кавалеристы за счёт своей отваги и богатырской силы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходят крепость сабель наших солдат. Для того чтобы успешно владеть настоящим булатным клинком, не нужна особенная физическая сила, он страшен даже в руках ребенка».
Итак, к началу XIX века русская армия, считавшаяся одной из сильнейших в мире, не имела на вооружении хороших клинков.
Правда, в казачьих станицах как бы происходил постоянный "естественный" отбор наиболее стойких сабель и шашек. В некоторых семьях даже хранились отечественные и трофейные клинки, вывезенные предками еще из Запорожской сечи. Оружие переходило от отца к сыну. В джигитовках и состязаниях выявлялись не только боевые качества всадников, но и крепость булата.
На Кубани и Тереке арсенал наших линейных казаков представлял такую оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времён и стилей, что специалисты только диву давались. В основном, конечно, это были клинки, отбитые у горцев: кубачинские, изготовленные прославленными мастерами из селения Кубачи, грузинские, армянские и персидские «фулады» (вот откуда русское слово «булат»).
Очень ценили казаки уникальные шашки «терс-маймуны» и "калдыны",
"Калдын" - широкий, почти прямой клинок с изображением волка на одной стороне лезвия и круга с крестом - на другой. Наиболее распространен он был у хевсуров. "Терс-маймун" во многом похож на «калдын», но бегущий зверь изображен схематично, а кресты на клинке порой дополняются загадочными латинскими буквами - Н.М, «Терс-маймуны» доставали главным образом в Чечне. Почему-то чеченцы принимали символического зверя за обезьяну, отсюда и название - «маймун».
На Кубани "калдын" и «терс-маймун» окрестили «волчками». Некоторые историки утверждают, что оружие с изображением волка, креста и бука «Н.М.» некогда принадлежало воинам из рода Монморанси, побывавшим на Кавказе во времена крестовых походов.
«Волчки» ценились очень высоко. Настоящий «калдын» стоил дороже доме - столько, сколько хороший иноходец. Качество оружия для казака было вопросом жизни и смерти. Вот рассказ одного путешественника, который побывал на Кавказе в середине прошлого века и сумел купить настоящий «волчок» у отставного казака, в одиночестве доживавшего свой век: «Показывая шашку, вытащенную им из какого-то подполья, старик предварительно запер двери и огляделся кругом, чтобы его не подслушали. Клинок был превосходный и рубил гвоздь, как сахар. На вопрос, не стыдно ли ему продевать такую шашку, казак ответил: «А куда ее девать? Детей у меня нет, а держать такую вещь мне, одинокому старику, небезопасно. Я уж пустил славу, что сбыл ее на левый фланг, да все как-то не верят, все будто присматривают за мной. Долго ли до греха!»
Попадались на Кубани и клинки с очень древними изображениями: какими-то крылатыми юношами, полустёртыми латинскими надписями. Предполагают, что это оружие добыто из могил генуэзских и венецианских воинов, погребенных в Колхиде, а затем переделано. Тем более что у шашек нет типичной для восточного оружия искривлённости, они лишь чуть-чуть закруглены на конце. Однако точными сведениями о происхождении клинков мы не располагаем.
СМОТРИ - «ГУРДА»!
Лучшей на Кавказе считалась шашка «гурда». С ней можно было смело вступать в бой с противником, закованным в латы. О дивных качествах «гурды» красноречиво рассказывает старинная легенда: «Одни горец научился ковать чудо-шашки. Но вот прослышал он, что живет на свете другой такой же мастер. Захотелось ему испытать, чей клинок крепче, встретились кузнецы, выхватили шашки. «Смотри - «гурда»!» - крикнул первый и ударил по шашке соперника. Перерубил булат, в вместе с ним и мастера».
«Гурда» очень редкая шашка, достаточно сказать, что в Тбилиси, в Государственном музее Грузии, в фондах которого хранятся не только кавказские клинки; но даже китайские мечи, "гурды" нет.
Не меньше славой пользовались и изделии старого кумыцкого мастера Базалая и его многочисленных потомков. Кинжалы так и назывались «базалаи». Говорят, что их лезвием можно было высечь из камня искру, а потом побриться. Но и секрет производства «гурды» и секрет кинжалов старого Базалая до сих пор не раскрыты.
В этом отношении «повезло» клинкам грузинских мастеров. Они лишь ненамного уступали по качеству "гурде".
Грузины - единственные на Кавказе - сохранили тайну производства булатного оружия.
Своим вторым рождением технология обязана кандидату исторических наук К. Чолокашвили. Старые рукописи, в которых ученый отыскал тайны боевой стали, раскрыли все подробности. Точно указывалось, сколько раз и каким молотом нужно ударить по одной стороне клинка, затем перевернуть заготовку, ударить ещё, потом нагреть, посыпать чугунной крошкой и т. д.
К. Чолокашвили передал обнаруженную рукопись известному металлургу академику Ф. Товадзе. А тот совместно с инженером К. Лежавой на Руставском металлургическом комбинате получил древний булат.
Действительно, сталь оказалась превосходного качества, но..., на этом эксперимент окончился - слишком долог и трудоёмок процесс для того, чтобы его можно было применить на современных заводах.
Чолокашвили установил, что тифлисские мастера-оружейники Ефрем и Кахраман Елизарошвили в 1828 году передали русскому правительству секрет булатных клинков. К тому времени решили организовать выпуск булатных сабель и шпаг для русской армии на Златоустовском заводе.
Обучаться к Елизарошвили приехали четверо: двое русских и два мастера из немецкой фирмы «Золинген». Они могли увидеть весь процесс получения клинка, начиная с момента, когда Кахраман Елизарошвили нагревал старые ржавые подковы, обрабатывал их порошком турецкого чугуна, а потом, сварив с турецкой же сталью, изготавливал клинок и передавал его подручному. Через мгновение тот верхом мчался по дороге, держа над головой раскаленную шашку. Сталь закаливалась в потоке встречного ветре. Воистину это было великолепное зрелище.
Генерал Потто в 1887 году пришел к интересному выводу. Лучшие златоустовские клинки наготовлены в 1832, 1833 и 1834 годах. Вскоре после того, как тамошние мастера ездили в Тифлис для стажировки у Елизарошвили. Оружие, сделанное позже, уже не обладало такими высокими качествами.
В ЛАБОРАТОРИИ - ДАМАССКИЙ КЛИНОК
Фарадой, Пирсон, Муше и многие другие ученые по крупицам собирали сведения о способах получения качественной стали в Японии, Сирии, Грузии, Бухаре и Дагестане. Иногда казалось, что рецепты старых мастеров раскрываются, но... попытки воспроизвести кустарную технологию на настоящем оружейном заводе всегда кончались неудачей. В лучшем случае удавалось получить рисунчатую поверхность клинка, но настоящей крепости, присущей дамасской стали, добиться не могли.
Слишком много факторов определяет качество булата: температура нагрева заготовок, степень деформации, продолжительность ковки, расположение свариваемых слоев... Когда клинок был уже откован, резцом выстругивались один-два продольных желобка. Желобки расчищали стальной пластинкой, насаженной на деревянную ручку. Большого мастерства требовал правильный выбор центра тяжести клинка.
Во время шлифовки лезвие завертывали тканью так, что открытым оставался только небольшой участок. Это место мастер шлифовал на небольшом камне. Затем предохраняющая ткань передвигалась и шлифовался следующий участок.
После черновой следовала чистовая шлифовка мелкозернистыми камнями. Доводка обычных лезвий производилась на четырех-восьми камнях, а лучших - на 15.
Чаще всего, если требовалось получить не очень твердый, но пластичный булат, нагретый докрасна прокованный металл закаляли в сале и воде, а если твердый и жесткий - только в сале.
Можно себе представить, с каким волнением мастер брал почти готовый клинок и опускал его в кислоту. Поверхностный слой стали начинал растворяться. Вкрапления почти чистого железа вытравливались быстрее, а насыщенного углеродом - медленнее. И вот на тёмном поле начинают проявляться затейливые узоры. Самая большая удача, когда рисунок похож на гроздья винограда.
Первый русский исследователь восточного булата металлург П. Аносов объяснял эти узоры особым расположением кристаллов графита и железа. Д. Черное в «Науке о металлах» написал, что рисунок клинковой стали зависал от расположения в ней кристаллов перлита.
В макроструктуре булатной стали различаются ещё четыре разных типа узоров: полосатый, струистый, сетчатый, коленчатый. Лучшим после «гроздьев винограда» считали коленчатый и сетчатый. Худшим - полосатый: из прямых, почти параллельных линий. Вид и характер структуры зависел от условий кристаллизации - скорости охлаждения, химической чистоты стали. Однако сложный коленчатый рисунок можно было воспроизвести и путем искусственных надрубов и особых приемов ковки. Часто сталь состояла из очень чистого железа (феррита) с небольшим количеством шлаковых включений. Особенно ценившийся на Востока амузгинский клинок представлял собой крупнорисунчатый "дамаск", иначе сварочный булат.
Первоначальная стальная пластина для такого клинка изготовлялась из трах сортов покупной стали - крепкой, так называемой «антушки», мягкой, которая употреблялась для простых сплошных лезвий - "дугалалы", и самого крепкого сорта подпилочной стали - «альхана».
Из каждого сорта мастер выковывал небольшие тонкие пластинки, в потом, отослав подручных из кузницы, соединял слои в известном лишь одному ему порядка. Посла этого, зажав щипцами стопку сложенных пластинок, помещал «сандвич» в горн. Когда заготовка раскалялась, её переносили на наковальню. Под рукой у мастера был уже жёлтый порошок, взятый из-под точильного колеса, - для сварки пластинок. Окунув в порошок раскалённую стопку, мастер вызывал подручных-молотобойцев.
Затем ещё подбрасывали порошка, стопку снова нагревали и опять ковали. Так несколько раз. Мало-помалу выковывался четырехгранный стальной стержень, который затем в процессе ковки, чередующейся с прокаливанием, уплощался и вытягивался. Затем мастер ломал полоску пополам и таким образом получая сталь для двух клинков.
Аносов разработал несколько промышленных методов производства качественной стали. Наилучшим учёный считал способ "сплавления" железа непосредственно с углеродом. Он загружал в тигель железо и засыпал его смесью графита, железной окалины и флюса. От длительности плавки зависел рисунок на поверхности стального изделия. Черед 3,5 часа металл имел слабые продольные узоры на светлом фоне, через 4,5 часа - волнистые узоры, через 5,5 - часа получался металл с крупными коленчатыми и даже сетчатыми узорами При ковке тщательно соблюдали температуру нагрева. Поэтому булаты закаливались сразу после нагрева до красного каления, тут же погружались в сало. Отпуск производился над углями, причём различные части клинка отпускались по-разному (режущая часть до жёлтого цвета).
Первый клинок из булатной стали Амосов изготовил в 1837 году. А в 1868 году, пользуясь записями Амосова, Чернов получил булат в Обуховском заводе.
Но нужно ли сейчас, в век атома, заниматься изучением производства, кинжалов и сабель? Вот мнение, специалиста, директора Тольяттинского политехнического института профессора А. Резникова: «Выпуск булатной стали по старым или новым рецептам откроет перед нами весьма заманчивые перспективы. Ведь хорошо освоено лишь резание металлов. А вот мягкие, материалы, такие как дерево, текстолит пластмасса ждут прочных, могущих долго сохранять остроту свёрл и резцов. Итак, дамасское сверло?

Журнал «Техника-молодёжи» №3, 1970 г. стр. 44-47

Troske-korosuke написал(а):
И ваще, что вы про дамасскую сталь, булат...? Лучше современной металургии ничего нет
Вот тот-то же и оно. Сейчас другие технологии.

P.S. Извиняюсь за большую статью, ссылку непосредственно на неё в Инете не нашёл. Только http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/''Tehnika ... 1970_.html
 

mOleg

Участник
Сообщения
23
Огромное спасибо за рассказы! С огромным удовольствием прочел 8)
С надеждой жду продолжения!
 

РУСАК

Активный участник
Сообщения
1.047
Адрес
МоскваР
Troske-korosuke
Помнится вы пообещали рассказать о прибывании японцев в России,об их впечатлениях и тд.Спасибо
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
По ТВ показали: в Японии сделали "музыкальную" дорогу. Ну что тольно они не придумают! :)
 

FaithInMetal

Новый участник
Сообщения
4
Адрес
Россия, спб
Здравствуйте, прочитал пока еще меньше половины ваших рассказов, не тороплюсь, очень интересно, пользуясь возможностью самому пообщаться с литературным персонажем (редко такое бывает :)), хочется задать пару вопросов. Сейчас как раз дошел до того места где вас забрали в армию, блин жутко стало досадно за героя, ну как же, вы извините меня, можно было так лопухнуться?!, вы же уезжали в Японию не в пятилетнем возрасте и должны были знать что такое армия, что наша любимая страна помимо обычных налогов берёт еще с мужской части населения особый налог в виде 2-х лет их жизни, которые в нормальном случае будут стоить человеку неполученных и потерянных профессиональных знаний, незаработанных за 2 года денег в виде зарплаты и жизни в отвратительных условиях, а в худшем кроме этого еще и физических и моральных увечий? Ну ладно вы сами, могли забыть \ не подумать, но родители, они-то уж по-любому должны были подумать о том что возраст призывной, в институт вы не поступили в положенное время и вам в этой стране светит армия, родители всегда думают об этом, не могли же они забыть это прожив 5? Лет в Японии?!

Другой вопрос, по поводу анимэ, в рассказах проскакивала эта тема, вообще насколько эти мультики популярны среди населения самой Японии? Или их снимают только для запада?, и смотрят ли их там только дети \ подростки, или так же взрослые люди? Вообще ваши рассказы по началу по крайней мере чем-то напоминали сюжет анимэ, не одного из тех что про роботов а из тех что как раз про взаимоотношения людей, школьные годы, друзьях и т.д… Насколько отражают эти мультики (хорошие представители из них, например Hayao Miyazaki) философию и мировоззрение японцев вообще?

И еще, вы писали про японское обучение и школу, действительно здорово и впечатляет, но, бытует такое мнение, что японцы делают вещи хорошо, но мало что изобретают сами, например лучшие машины японские но двигатель внутреннего сгорания придумали не они, радио изобрёл Попов, процессоры разрабатывают Intel и AMD, тоже не японские компании, таблица Менделеева, реактивный двигатель, что еще придумало человечество..? и практически нигде нет японских имён. И описание японской системы обучения, получается всё направлено в основном на то что бы осваивать существующую информацию и скрупулезно, дисциплинированно изучать и делать что-то, не является ли строгая дисциплина обратной стороной той свободы мышления как раз необходимой изобретателю и учёному? Мой вопрос это не критика или попытка принизить японцев (мне они весьма симпатичны), я как раз хочу, что бы меня поправили в этом, может, мы чего-то не знаем и о чём-то не задумываемся в данной области?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху