Почему «революцию» в Ливии снимают только на камеры мобильных телефонов
Так получилось, что всю минувшую неделю, когда раскручивались страсти вокруг Ливии, я находился в Объединенных Арабских Эмиратах. Естественно, внимательно смотрел все теленовости ведущих информационных телеканалов, главным образом арабских, среди которых, в первую очередь, новости «Аль-Джазиры». Многие считают этот телеканал абсолютно независимым – неким арабским аналогом американского Си-Эн-Эн. Я тоже так думал. Теперь признаюсь, что ошибался.
То, что я видел в новостях телеканала, однозначно свидетельствовало об абсолютной проамериканской информационной политике «Аль-Джазиры». Не менее одиозным оказался и телеканал «Аль-Арабиа». Показательно, что картинки «Аль-Джазиры», «Аль-Арабии», Си-Эн-Эн, «Евроньюс» и Би-Би-Си во всем, что касалось текущих событий в Ливии, были практически идентичными.
Повсюду очень пространно говорится о тирании М. Каддафи, о том, что простой народ устал жить под его политическим гнетом и восстал. А злобный полковник, вместо того, чтобы вступить в цивилизованный диалог с оппозицией, приказал расстреливать толпы беззащитных манифестантов из всех видов оружия. И нет ему прощения! И будет он сметен революционным порывом масс! Удивительно, что все перечисленные телеканалы, особенно европейские, с каким-то детским упоением, пламенным пафосом и неимоверной частотой употребляют слово «революция». М. Каддафи, мол, тиран, а тиранов во все времена свергают только революции – и это надо приветствовать.
Не стану рассуждать о том, прав ли М. Каддафи в своей внутренней политике или нет.
Хотя стоит, наверно, несколько слов сказать о той речи, которую произнес лидер Ливии в начале прошлой недели на многолюдном митинге в Триполи - жаль, что у нас ее не показали полностью с синхронным переводом.
Европейцы показали, правда, перевод на английский почему-то был очень корявым – многое осталось непонятным. Так вот, среди прочего М. Каддафи сказал, что именно он лидер революции, а те, кто против него выступают – контрреволюционеры, которых возбуждают и провоцируют иностранные агенты. Еще он много говорил о народовластии в своей стране. Судя по его словам, все вопросы, касающиеся жизни конкретных территориальных образований, решаются только общим собранием и принимаются к исполнению лишь при наличии абсолютного большинства голосов «за» - то есть в том случае, если отвечают интересам подавляющего большинства местных жителей. А те, кто сейчас устраивают массовые беспорядки и пытаются свергнуть лично его, хотят отменить построенное за десятилетия народовластие. Какие же они революционеры? Они – мятежники! Так говорил М. Каддафи. Он же призвал создавать комитеты самообороны для защиты революционных завоеваний. О том, что протестующих следует «утопить в крови», в его долгой речи не было ни слова. Во всяком случае, из того англоязычного перевода, который я слушал, этого не следовало. Зато после речи М. Каддафи на телеэкране появились картинки бегущих, орущих толп людей, пятна крови на асфальте, автоматные очереди, рассыпанные в огромном количестве стреляные гильзы на земле. И гневные комментарии «свидетелей» массовых расстрелов.
Теперь - самое показательное. Все съемки всех ведущих мировых телеканалов взяты вроде бы из интернета, куда попали от неких свидетелей, которые могли снимать происходящее только на камеры мобильных телефонов. Был долгий видеосюжет, где показывалось, как в некоем «революционном городе» бегают толпы и кто-то стреляет. При этом арабские папарацци, прячась за стенами домов, высовывают руки из-за углов и что-то там снимают на свои мобильники. Потом эти трясущиеся кадры, в которых детально разобрать почти ничего не возможно, предлагается считать интернет-сенсацией. Каждый день, час за часом в теленовостях крутились одни и те же картинки, создававшие впечатление хаоса и кровавой бойни.
В каждой арабской лавчонке, в том числе и ливийской, торгующей электроникой, продаются в большом количестве цифровые видеокамеры. Города, охваченные революцией, подвергающиеся массированным атакам с воздуха и чуть ли не ракетным обстрелам, частично разграблены.
Так что мешает информационно-обеспокоенным гражданам взять в руки реквизированную ради благого дела цифровую видеокамеру, если нет своей, и сделать качественную съемку, которую и выложить в сети, а лучше сразу продать той же «Аль-Джазире» или Би-Би-Си?
Ничто. Но это входит в прямое противоречие с той информационной политикой, которая выстраивается в отношении Ливии и ее лидера.
В качественно снятом сюжете с места боя и места массовых расстрелов мирных демонстрантов сразу выяснится, что боя нет и расстрелов тоже. Зато есть массовый психоз и массовые погромы, ничего общего с демократическим волеизъявлением народа, уставшего от тирана, не имеющие. А так - в страшной и очень мутной картинке бегут, стреляют, падают. И объяснение вроде бы есть – в мятежных районах идет война, работать там профессионалам никак нельзя, только случайные съемки случайных свидетелей из числа местных жителей показывают происходящее. Но ведь главный оплот «революции» - город Бенгази – как уверяют, полностью в руках восставших. Что мешает вездесущей «Аль-Джазире» сделать оттуда качественный по картинке репортаж, а не слать в эфир проклятия оппозиционеров в адрес М. Каддафи, сопровождаемые убогой картинкой с чьего-то мобильника?
«Революционная» ситуация в ливийских городах очень напоминает то, что происходило в Бухаресте накануне свержения Николае Чаушеску.
Там тоже были марши протеста, была стрельба по безоружному народу. Было много истерики о том, что Чаушеску бросил в бой свой кровавый «гэбэшный» легион, который готов утопить в крови столицу Румынии, но спасти партийного вождя, которого, естественно, нарекли «диктатором». Кровь на улицах Бухареста пролилась, самого Чаушеску расстреляли, но вот тех снайперов и автоматчиков, которые вели из укрытий огонь по жителям столицы, так и не нашли. Ни одного. А ведь все архивы и все секретные приказы службы безопасности оказались в руках «революционеров». Так кто же все-таки стрелял по народу?
В Бенгази и других городах Ливии, если верить телевизионным картинкам «Аль-Джазиры» и Би-Би-Си, стреляют, и там гибнут люди. Вот только кто стреляет? Мое личное мнение, сложившееся, повторяю, после недельного просмотра информационных передач ведущих арабских и европейских телеканалов, таково: стреляют те, кто непременно хочет большой крови в Ливии. И это пока еще явно не сторонники М. Каддафи.
По последней информации, в Триполи начата массовая раздача оружия населению. Во многих населенных пунктах созданы комитеты самообороны, которые также вооружаются. Похоже, гражданская война там не за горами. И не факт, что по ее окончании к власти придут толерантные и очень либеральные демократы, о которых мечтают на Западе. Наиболее хорошо организованы в военном плане как раз крайне экстремистские силы, которых М. Каддафи, кстати, подавлял очень жестко. И они очень жаждут реванша. Интересно, как этих революционеров «а-ля талибан» примет Запад. Неужели с распростертыми объятиями лишь потому, что они свергли «тирана»? Думаю, да. Потом их, усилиями все того же телевидения, быстро сделают «настоящими демократами» и «подлинными борцами за права человека», а правды, как всегда, не покажут.
Никто не собирается восхвалять действия Муамара Каддафи, но то, что нам предлагается сегодня, это обычное и примитивное «промывание мозгов».
В чьих интересах? Увы, нет на Востоке и Западе независимого телевидения. Более того, новостные сценарии, похоже, сочиняются в одном координирующем центре.
Сергей Птичкин
28.02.2011
http://www.stoletie.ru/print.php?ID=81035