Слон написал(а):
Это еще вопрос, хуже ли. Неудачные контрудары тоже к котлам приводили, но с бОльшими потерями. Если часть попала в котел, но сохраняет боеспособность, она по крайней мере к своим пробиться может.
Примеры ?
Со своей стороны , Украинская катастрофа и умелые удары Катукова .
Где встали насмерть , армии сгинули , а где били по флангам и коммуникациям - немцы слёзные доклады писали .
Так ведь они и были размазаны до войны...
Нет , войска находились в местах сосредоточения . Причём не все , а части прикрытия непосредственно у границы .
А вот это было серьезной ошибкой. Надо было укреплять старую цепь УРов (а они многие были законсервированы и вообще плохо использовались в боевых действиях), а новые не строить.
Зачем ? Только-только приобрели территорию , и оставить её без какой-либо обороны ? А зачем тогда вообще взяли ?!
Т.е. рубеж остановки противника должен был по старой границе проходить, а пытались новую удержать.
И там тоже пытались , Киевский УР в целом неплохо держался ... Но как прекрасная иллюстрация - обход , котёл = аллес .
Сил хватало (По численности людей и вооружений РККА превосходила вермахт), просто они были бездарно утеряны в приграничном сражении, где с толком, а где без толку.
Силы - это не просто "списочный состав и наличествующая мат.часть" .
При том что нападающий может собрать все силы в кулак и пробить размазанные войска обороняющегося , а дальше выйдя на тыловые коммуникации устроить судный день .
Если бы существовал грамотный план стратегической обороны, и войска заняли бы подготовленные рубежи в районе старой границы, и авиация и склады, находились бы за этими рубежами, катастрофы июня-июля 1941г. не было бы.
Разумеется ! И начали даже мобилизацию , поставили задачи округам и т.д. ... Но ! Политическое решение должно было быть принято РАНЬШЕ , а для этого просто небыло условий .
Учтите, что в этом случае и немецкой авиации лететь подальше было бы, и наша бы такие потери на аэродромах не понесла бы.
А она и так понесла не сказать что колоссальные , да и немцы достали бы до старой границы .
Роковую роль сыграла не пресловутая внезапность удара , а баранье упорство немцев , которые раз за разом летели бомбить одни и те-же аэродромы .
А для ликвидации прорывов (и замыкания их в котлы) использовать танковые мехкорпуса из резерва (они должны были еще поглубже находится).
Вы только-что описали ситуацию , как она получилась
Мехкорпуса второно эшелона теряя мат.часть ввиду кошмарной неорганизованности и туфты в "отчётах наверх" как могли пытались упредить ударные группы , но либо попадали в воздух ( запаздывание разведданных , неточности , недооценка оперативной подвижности противника ) либо натыкались на подошедшие пехотные дивизии которые в обороне наносили серьёзный урон .
Даже немцы удивлялись необдуманной стратегии разделения войск на столь удалённые эшелоны - между ними небыло оперативного взаимодействия .