Наверное, нет ни одного государства в мире, жители которого были бы довольны налоговой системой своего государства. Конечно, Украина, многие постсоветские страны и другие развивающиеся страны возглавляют этот список, но, оказывается, граждане США тоже не в восторге от своих налогов.
Это в полной мере относится не только к гражданам, но и к американским корпорациям. Практически непримиримых врагов политической карты США – республиканцев и демократов - объединил один главный бюджетно-налоговый вопрос: ставка федерального налога на прибыль корпораций слишком высока – 35% (фактически, учитывая налоги на уровне штатов – 39,1%). Это одна из наиболее высоких ставок налога на прибыль в развитых странах (
см.Таблицу 1). Более того, в большинстве других развитых стран налог на доходы корпораций, полученные за рубежом, не взимается, или взимается по минимальной ставке. При такой высокой ставке налога суммы налоговых поступлений остаются невысокими. Неудивительно, что корпорации в США, стремясь уберечь себя, своих акционеров и партнёров от излишнего налогообложения, активно используют возможности, предоставляемые оффшорными юрисдикциями.
Дело в том, что, согласно текущему налоговому законодательству, полученные за пределами США прибыли корпораций не облагаются налогом на прибыль корпораций, если такая прибыль не репатриирована в США. Выполняя все свои налоговые обязательства перед государством по налогу на полученную в пределах США прибыль, корпорации хранят в оффшорах денежные средства, полученные от операций на внешнем рынке. И делают это не какие-то неизвестные даже биржевым специалистам корпорации, а корпорации из списка 500 крупнейших промышленных корпораций США – «Fortune 500»! Их сложно упрекнуть в том, что они не заботятся о своей репутации и совершают неэтичные с точки зрения бизнеса действия. Следовательно, использование оффшорных юрисдикций и налоговых гаваней в США полностью отвечает законодательству и приносит определенные выгоды.
Более того, влиятельные лоббисты американских международных корпораций предлагают пойти дальше и исключить из базы налогообложения налогом на прибыль корпораций на постоянной основе все зарубежные прибыли корпораций. Эта идея, лоббируемая ассоциациями американских многонациональных корпораций в главе с Торговой Палатой США, может вскоре стать одним из краеугольных камней, вокруг которых будет строиться новая налоговая система в США. Корпорации указывают, что такая «территориальная» система позволит им возвращать средства на территорию США.
Дейв Андерсон
(Dave Anderson), финансовый директор
Honeywell International Inc. (американский производитель высокотехнологичного оборудования, входит в список «Fortune 500») говорит, что анахроничное налоговое законодательство, наказывающее корпорации за их успех за пределами США – это часть уравнения, второй частью которого и является сохранение средств вне США.
Уже на протяжении ряда лет одним из способов сохранения средств в оффшорных юрисдикциях и юрисдикциях с низким уровнем налогов для многих американских корпораций является передача прав собственности на патенты, торговые марки и лицензии дочерним компаниям – резидентам таких юрисдикций. Это позволяет корпорациям, работающим в фармацевтическом секторе (таким, как
Pfizer Inc.,
Merck & Co.,
Johnson & Johnson), а также корпорациям в некоторых других отраслях (особенно в сфере информационных технологий, как, например,
Apple, Microsoft, IBM, Cisco Systems, Hewlett-Packard и Google) оптимизировать платежи по налогу с продаж продуктов, с которыми связаны такие права, если прибыль не репатриируется на территорию США. Другим, более известным способом увеличения не облагаемых налогами средств является трансфертное ценообразование. Используя эти методы, корпорации отчитываются о продажах и прибылях в этих юрисдикциях с низкими ставками налогов, снижая свои налоговые платежи в США.
Сейчас несложно представить американскую многонациональную корпорацию, исследовательские лаборатории которой находятся в Калифорнии, разрабатывающие новую технологию, которая затем продается в основном на американском рынке. Американская корпорация регистрирует компанию в юрисдикции с низким уровнем налогов. Затем родительская корпорация продает свои патенты другие и права интеллектуальной собственности – плоды внутриамериканских разработок и источник всех прибылей корпорации – полностью контролируемой компании в юрисдикции с низкими налогами, по крайне низкой цене. Теперь зарубежная компания владеет интеллектуальной собственностью и может взимать роялти с очень высокими ставками с родительской корпорации в США, когда родительская корпорация будет производить и продавать запатентованные товары. Роялти, заплаченные родительской корпорацией в США, считаются затратами такой американской корпорации и прибылью иностранной компании.
Таким образом, вскоре небольшая полностью контролируемая компания, например, в Люксембурге, становится одной из наиболее прибыльных компаний мира, в то время как американская родительская корпорация едва покрывает свои затраты. Прибыль, основными факторами которой являются научные разработки, производство и продажа продукта в США, сейчас для бухгалтерских целей считается иностранным доходом, и, таким образом, не облагается налогами в США. Платя неоправданно высокую цену собственной дочерней компании за использование собственной интеллектуальной собственности, родительская корпорация в США просто направляет свою прибыль в страну с низким уровнем налогов, таким образом, оптимизируя сумму налога на прибыль корпораций в США, и не изменяет реальную структуру своего бизнеса. Общая сумма прибыли до налогообложения многонациональной корпорации в целом остается такой же, вся реальная деятельность – рабочие места, продажи, производственная деятельность – остается такой же, но суммы налоговых отчислений снижаются.
В 2013 году Федерация некоммерческих организаций защиты потребителей США выпустила исследование «Оффшорные игры», в котором приводятся интересные факты, говорящие о широкомасштабном использовании оффшорных юрисдикций среди рассматриваемых корпораций:
- По состоянию на 2012 год, 82 из топ-100 американских корпораций, акции которых обращаются на биржах, управляли 2686 дочерними компаниями в налоговых гаванях (см. Таблицу 2)
- Только 21 корпорация из топ-100 раскрыла информацию о сумме налогов, которые должны были бы быть заплачены, если бы корпорация не держала средства в оффшорах, а репатриировала бы их в США (см. Таблицу 3). Эта сумма составляет 93 миллиарда долларов США, что равняется бюджету штата Калифорния или затратам на образование правительства США
- 15 корпораций с наибольшими суммами, хранящимися в оффшорах, владеют в целом 776 миллиардами долларов США в оффшорных юрисдикциях, что равняется 66% от суммы в 1,17 триллионов долларов США, удерживаемой в оффшорах топ-100 указанными корпорациями. Эти 15 корпораций владеют 1897 дочерними компаниями в юрисдикциях с низким уровнем налогов (см. Таблицу 4).
Этот список включает:
Apple: недавнее сенатское расследование показало, что
Apple практически не платит налогов с суммы в 102 миллиарда долларов США, хранящимися в оффшорах, что является второй по величине такой суммой среди всех корпораций.
American Express: по отчетам корпорации, она владеет 8.5 миллиардами долларов США в оффшорах, с которых было бы уплачено 2.6 миллиарда долларов США налогов, если бы эти средства были репатриированы в США. Это означает, что на сегодня корпорация платит со своих оффшорных прибылей иностранным правительствам налог по ставке 4.4%, предполагая, что большинство средств хранится в налоговых гаванях с низким уровнем налога или вообще без налога на прибыль компаний. American Express владеет 22 дочерними компаниями в налоговых гаванях.
Oracle: ИТ-гигант говорит о сумме в 20.9 миллиардов долларов США, хранящимся в оффшорах. Корпорация указывает о налоговых платежах с указанных прибылей в сумме 7.3 миллиарда долларов США, если бы они были переведены в США. Это означает, что
Oracle платит налоги иностранным правительствам по ставке менее 1%, предполагая, что большинство средств хранится в налоговых гаванях.
Oracle владеет 5 дочерними компаниями в налоговых гаванях.
- Средняя ставка налога на прибыль корпораций, которую на сегодня платят эти корпорации в других юрисдикциях, достигает 6,9%, что значительно ниже 35%, установленных ставок в США
- Средняя ставка налога на прибыль, которую платят эти корпорации в других странах, составляет 6.9% – намного меньше ставки федерального налога в 35%
Некоторые корпорации, заявляющие о значительных средствах, удерживаемых в оффшорах, контролируют сотни дочерних компаний в налоговых гаванях. Топ-3 корпораций с наибольшим количеством дочерних компаний в налоговых гаванях:
Bank of America: заявляет о 316 дочерних компаниях в оффшорных юрисдикциях. Выстояв во время финансового кризиса в 2008 году, сегодня банк хранит в оффшорах 17.2 миллиарда долларов США, с которых в США он заплатил бы 4.5 миллиарда в виде налогов.
Morgan Stanley: контролирует 299 дочерних компаний в налоговых гаванях. Банк в оффшорах владеет 7 миллиардами долларов США, с которых в США был бы уплачен налог в сумме 1.7 миллиарда долларов США. Pfizer: крупнейший в мире производитель медицинских препаратов – контролирует 174 дочерних компании в оффшорах и сегодня отчитывается о прибыли в 73 миллиарда долларов США, удерживаемой в оффшорах. С 2010 до 2012 года более 40% объема продаж корпорации приходилось на США, но в то же время, последние пять лет корпорация отчитывалась в отсутствии налогооблагаемых сумм в США.
Это подтверждается и отчетом, изданным Постоянным Сенатским подкомитетом по расследованиям, в котором утверждается, что
Microsoft, Hewlett-Packard и многие другие американские многонациональные корпорации хранят крупные средства за рубежом, используя некоторые положения налогового законодательства США.
Microsoft, например, для облегчения налогового бремени использовал «агрессивные» транзакции для перевода активов в Пуэрто-Рико, Ирландию и Сингапур. HP прибегал к сложным оффшорным кредитным сделкам на миллиарды долларов США, используя эти средства для финансирования своих операций в США. Для реализации своей налоговой стратегии
Apple использует пять компаний, расположенных в Ирландии. И хотя все пять компаний зарегистрированы в Ирландии, только две из них являются налоговыми резидентами этой страны. Это означает, что остальные три по закону не обязаны платить налоги в Ирландии, поскольку они не управляются или не контролируются в ней.
Согласно данным агентства
Bloomberg, за 2012 год крупнейшие американские корпорации увеличили свои зарубежные не облагаемые американскими налогами фонды на 183 миллиарда долларов США, таким образом, повысив общую сумму таких фондов на 14,4% (
см. Таблицу 5).
А за 2013 год крупнейшие американские многонациональные корпорации увеличили свои зарубежные фонды на 206 миллиардов долларов США. Таким образом, общая аккумулированная сумма иностранных прибылей достигла 1.95 триллионов долларов США, повысившись на 11.8% по сравнению с 2012 годом. При этом три корпорации –
Microsoft, Apple и International Business Machines – показали прирост иностранных фондов на 37.5 миллиардов, или на 18.2% от общего повышения.
Еще нет достаточного объема данных для определения, в какой степени оффшорная прибыль является результатом чистого перемещения прибыли, но «бухгалтерское» местоположение нерепатриированных прибылей может предоставить некоторые намеки. Балансы американских многонациональных корпораций показывают несоразмерно высокие прибыли в нескольких небольших странах – «налоговых гаванях» - Бермудские острова, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и Швейцария. Общее количество населения в этих странах едва достигает 0,5% от мирового, но они умудряются давать около 40% заграничной прибыли, получаемой американскими корпорациями согласно их налоговым отчетам.
Но прибыль, хранимая за рубежом, для американских корпораций фактически не является ни «хранимой», ни «зарубежной». Конечно, для бухгалтерских целей американские многонациональные корпорации отделяют эти средства от своей внутриамериканской отчетности. Но в реальности эти средства часто хранятся в американских банках, циркулируют в американской экономике и в любой момент могут быть использованы для целого ряда внутренних инвестиций. Эти деньги уже почти в США, почти для всех практических целей, работая на американскую экономику.
Для того чтобы получить статус «оффшорных» для налоговых целей, корпоративные фонды американских корпораций должны контролироваться иностранной компанией, но они не обязательно должны быть инвестированы за рубеж. Фактически, в случае многих корпораций, эти фонды уже находятся в Манхеттене на счетах американских банков. Например, в мае 2012 года
Apple насчитывал 102 миллиарда долларов США «постоянно инвестированной за рубеж» прибыли, не подлежащей налогообложению в США. Согласно финансовым отчетам
Apple, эта не облагаемая налогом прибыль является «оффшорной», поскольку они контролируется дочерними ирландскими компаниями – даже, несмотря на то, что эти компании хранят свои средства на банковских счетах в Нью-Йорке. Apple не может непосредственно использовать эти средства для приобретения недвижимости в США, выплаты дивидендов, выкупа акций или финансирования работ в Купертино, но в любом случае эти деньги вливаются американскими банками в виде кредитов в американскую экономику, эти деньги финансируют американскую ипотеку и займы малому бизнесу.
Если же банковские вклады не приносят достаточно высокой прибыли, то иностранные дочерние компании американских корпораций могут использовать свою нерепатриированную прибыль для приобретения казначейских облигаций США или инвестирования на фондовом рынке США, если эти инвестиции реализуются в несвязанные (неаффилированные) компании.
Apple, например, может использовать нерепатриированную прибыль для покупки акций
General Electric, а General Electric может купить корпоративные облигации
Apple – и все это без возвращения средств в США.
Тенденция сохранять средства в оффшорах для налоговых целей может несколько ограничить инвестиционные возможности американских родительских корпораций, но внутренний бизнес и потребители все равно имеют доступ к зарубежным доходам многонациональных корпораций. Экономически эти средства не находятся в оффшорах, они уже циркулируют в американской экономике, используются для инвестиций в американский бизнес и домохозяйства. Проще говоря, крупные американские многонациональные корпорации могут использовать оффшорные средства практически для любых целей.
Если корпорации могут отдать распоряжение своим иностранным дочерним компаниям инвестировать прибыль в американские банки, облигации и акции без репатриации средств и выплат корпоративных налогов, на что не могут быть потрачены оффшорные прибыли? Теоретически, они не могут быть потрачены на инвестирование во внутриамериканские операции американской родительской корпорации, и на выплату дивидендов акционерам или выкуп акций. Но на практике корпорации с крупными запасами нерепатриированных средств могут использовать эти средства практически для чего угодно с помощью займов.
При наличии правил, не позволяющим корпорациям использовать оффшорную прибыль для прямого обеспечения облигаций, выданных в США, эта иностранная прибыль вызывает снижение процентных платежей, требуемых потенциальными покупателями облигаций в обмен на предоставляемый капитал, позволяя корпорациям получить доступ к фондам с минимальными издержками без репатриации не облагаемых налогами средств. Корпорации с большими запасами нерепатриированной прибыли в этом случае имеют преимущества. Все это приводит к их высоким кредитным рейтингам и низким кредитным процентам, ведь корпорация со 100 миллиардами долларов США свободных средств является заемщиком с довольно низким риском.
Корпорация с большим объемом нерепатриированной прибыли не обязательно должна переводить эту прибыль в США для ее использования во внутренних инвестициях или для выплат дивидендов акционерам. Она может просто занять средства для своих внутренних активов, и этот заем станет практически бесплатным, поскольку кредиторы знают, что нерепатриированная прибыль может быть использована в любое время.
Apple дает нам хороший пример того, как это работает. В апреле 2013 года корпорация объявила о начале программы по выкупу акций на 60 миллиардов долларов США. Но, согласно оценкам экспертов,
Apple владеет 145 миллиардов долларов США, но только 45 миллиардов из них были в США, чего явно недостаточно для полного финансирования программы выкупа акций. Теоретически, выкуп акций и выплата дивидендов – именно те процессы, которые корпорации не могут финансировать с использованием нерепатриированной прибыли. На практике же
Apple без усилий может финансировать эту программу без уплаты налогов. Такие корпорации, как
Apple, могут воспользоваться всеми преимуществами своих иностранных прибылей с помощью дешевых займов, даже если средства на их счетах не могут непосредственно попасть в США для выплат дивидендов и некоторых других операций.
Как мы видим, использование оффшоров крупными американскими корпорациями очень широко распространено. Эти процедуры позволяют корпорациям более свободно распоряжаться своими средствами на внешних рынках, оптимизировать налогообложение, расширить структуру своего бизнеса. И пока американское правительство не пришло к единому мнению о дальнейшей судьбе налогообложения оффшорных прибылей, корпорации пользуются всеми преимуществами ведения бизнеса в налоговых гаванях.