Китайские оккупанты решили захватить чужие территории .
Китай боится старости. Власти отменяют ограничения на рождаемость
18.03.2008 г.
Официальный Пекин заявил о намерении постепенно пересмотреть политику «одна семья — один ребенок» и частично отменить ограничения на рождаемость, действующие в стране с 1973 года. Свое решение власти объясняют растущими темпами старения населения. По мнению демографов, переломить тенденцию превращения Китая в малодетную страну не удастся. Повышение рождаемости необходимо Пекину для обеспечения «живой силой» намеченной на ближайшие десятилетия территориальной экспансии.
О предстоящей либерализации демографической политики заявила в четверг заместитель председателя Госкомитета по демографической политике и планированию рождаемости КНР Чжао Байгэ. Необходимость реформы программы ограничения рождаемости Чжао Байгэ объяснила «необходимостью преодолеть тенденцию нарастания диспропорции в возрастном составе населения».
Население Китая действительно стареет. Если сегодня каждый десятый китаец преодолел 60-летний рубеж, то к 2030 году, по расчетам китайских специалистов, эта цифра увеличится вдвое и лица старше 60 лет составят 20% населения страны. Общая численность населения КНР к тому моменту возрастет до 1,5 млрд человек против нынешних 1,3 млрд.
Государственными пенсиями в Китае обеспечивается ничтожный процент населения — главным образом, госслужащие. Накопления на старость большинство китайцев сделать не успевают, так как среднего заработка в стране хватает только на обеспечение собственных нужд. По той же причине не приходится надеяться на то, что «новых стариков» смогут обеспечить их малочисленные дети. В противном случае 300 млн нетрудоспособных людей, лишенных средств к существованию, могут создать серьезную социальную напряженность, особенно в крупных городах.
Детальной программы пересмотра демографической политики зампредседателя Чжао Байгэ не обнародовала, заметив лишь, что «вопрос будет решаться постепенно». И, видимо, споры на эту тему все еще идут, так как ряд китайских СМИ сообщил в воскресенье о том, что по их информации власти страны от политики ограничения рождаемости пока отказываться не собираются. Тем не менее большинство демографов сходятся во мнении, что властям не удастся административными мерами переломить тенденцию сокращения рождаемости в Китае. «Точка невозврата уже пройдена, — отметил директор Института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский. — За тридцать лет политики ограничения рождаемости у китайцев был сломан психологический стереотип, и теперь многодетная семья не считается приоритетом».
Особенно это касается молодых людей, проживающих в городах, то есть именно тех, кто и станет для Китая демографическим балластом к 2030 году. Согласно опросам общественного мнения, 60% китайских горожан в возрасте до 30 лет планируют заводить не более одного или двух детей, и только 5% хотят иметь больше трех. Согласно статистике, на одну женщину в Китае сейчас приходится 1,8 ребенка, по сравнению с 5,8 в 1973 году и при 2,1, необходимых для воспроизводства населения.
Не исключено, впрочем, что китайские власти, ослабляя демографические ограничения, преследуют совсем не те цели, о которых заявляют официально. «Если тоталитарное государство начинает стимулировать рождаемость — значит, оно готовится к большой войне», — считает эксперт московского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Гораздо сильнее, чем в рабочей силе, Китай нуждается в минеральных ресурсах. К началу тридцатых годов ресурсный голод китайской экономики достигнет такой степени, что Пекину не останется иного выхода, кроме территориальной экспансии на север и северо-запад — в Россию и Казахстан. «Для любого типа экспансии, будь то прямое военное вторжение или постепенная ассимиляция территории, нужна живая сила», — напомнил г-н Храмчихин.