В продолжение поста #72
AWACS по британски, или как дорого съесть кактус (часть 2)
Катавасия с последним собственно британским ржавым поршневым АВАКСом «Шеклтоном AEW» (стоявшим на вооружении аж до 1991 года!) это еще цветочки по сравнению с рождением Нимрода, так и не попавшего на вооружение королевских ВВС. В нем история британских АВАКСов получила забавное продолжение. Вышел тот еще детектив!
"Дешевая" замена
В начале 60-х по выдвинутым флотом требованиям NAST 6166 начинается работа по новому перспективному авиационному AEW-комплексу корабельного базирования.
Но, пришедшие к власти лейбористы, неожиданно решают выполнить одно из своих предвыборных обещаний... и сокращают военный бюджет, урезая кучу программ. Они отправляют в утиль последние авианосцы и отказываются от нового атомного авианосца CVA-01. А через некоторое время и от программы NAST 6166.
Вместо этого военно-морского великолепия для защиты британских интересов в разных уголках мира было решено приобрести в США в качестве «бюджетной альтернативы» полсотни оперативно-тактических истребителей-бомбардировщиков F-111K. Американцы обещали поставить Королевским ВВС эти машины по весьма доступной цене, но... вскоре после отказа англичан от авианосной программы цена «сто одиннадцатых» ВНЕЗАПНО стала стремительно расти, и очень скоро оказалась неподъёмной для урезанного лейбористами бюджета.
Планировавшиеся к закупке в рамках той же программы американские самолёты ДРЛО E-2 «Хокай» тоже не удалось получить — союзники свернули их производство в 1967 г., просто «позабыв» о британских планах. В итоге Англия осталась и без авианосцев, и без F-111, и без самолётов ДРЛО. Оперативно оснащённые допотопными радарами «Шеклтоны» были, по сути, попыткой хоть как-то прикрыть фантастических масштабов конфуз в оборонной политике и «сохранить лицо» — но обмануть кого-либо, как и решать серьёзные задачи, они не могли.
Рождение Нимрода
В 1968 г британское минобороны инициировало исследования по концепции создания авиационного AEW-комплекса уже берегового базирования, а в 1969 г "ЭллиотБразерс" получает контракт на разработку РЛС FMICW (Frjquency Modulated Intermittent Continuous Wave system).
Британцы решили выпендриться и сделать АВАКС не как у всех. Характерной особенностью нового AEW-комплекса должно было стать размещение антенны РЛС не в обтекателе на верхней части фюзеляжа, что было уже традиционным для самолетов аналогичного назначения (ЕС-121, Е-2А «Хокай» и Ту-126), а в двух обтекателях в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (схема «нос-хвост») По мнению специалистов фирмы «Эллиот», такая компоновка существенно снижала массу всей системы, улучшала аэродинамику самолета и, главное, исключала наличие зон затенения от фюзеляжа, что было неизбежно при «плавниковой» и «грибообразной» форме обтекателя антенны РЛС. Правда уже в 1970 разработка прекращена "ввиду очень высоких финансовых и технических рисков".
Прогресс в развитии микроэлектроники и техники быстрой передачи информации позволил преемнице «Эллиот» фирме МЕАS (Marconi-Elliott Avionic Systems) в 1973 году разработать цифровой индикатор движущихся целей и оснастить им «Шеклтоны». Это существенно снизило влияние погоды и помех на работу РЛС и увеличило дальность обнаружения. МЕАS получила поддержку военных и начала проработку концепции создания AEW-комплекса на базе принятого на вооружение в 1969 г. «Нимрода» MR.1.
Nimrod MR.1
Но в 1974–1975 гг. у английских военных пропал интерес к собственной разработке и появилась решимость вместе с другими странами НАТО прикупить в США Е-3 АВАКС, поднявшийся в воздух в феврале 1975 г. Дискуссии по поводу совместной закупки Е-3А начались в НАТО в июне 1976 года, но на правительство Англии усилили давление профсоюзы и промышленники, и неудавшаяся попытка договориться на встрече представителей НАТО в Брюсселе 25 марта 1977 г., по сути, благословила программу «Нимрода» с новой РЛС фирмы МЕАS (позже МЕА).
Основой «британского АВАКСа» должен был стать самолёт ДРЛО на базе основного патрульного «Нимрода» (созданного, в свою очередь, на базе пассажирской «Кометы»). Американцы предложили было свой E-3 — но, наученные горьким опытом, гордые островитяне к 1977 году решили-таки доводить Nimrod AEW Mk.3 (тем более что родной авиапром начал потихоньку помирать от отсутствия заказов).
Конструкторский потенциал в Британии пока ещё сохранялся, и машина проектировалась довольно передовая: хорошая аэродинамика за счёт необычного расположения антенн РЛС, высокий уровень автоматизации бортовых систем, высокая устойчивость оборудования к радиоэлектронному противодействию... Ожидалось, что «Нимрод» сможет конкурировать с E-3 на мировом рынке — чем чёрт не шутит?
Начать поставки самолетов Королевским ВВС предполагалось в 1981-1982 гг., а закончить в 1984 г. - практически в те же сроки, когда ожидались поставки Е-3А для стран НАТО.
Самый глубокий (и, как оказалось, роковой) овраг выкопало правительство Её Величества. Вместо одного генерального подрядчика (чего требовала сложившаяся практика, основы менеджмента и просто здравый смысл) было назначено два. За самолёт как таковой отвечала свежеобразованная корпорация «Бритиш Эйрспейс» (ВАе), за электронику — «Маркони Авионикс» (уже вышеупомянутая МЕАS).
В результате ВАе усиленно переоборудовала планеры самолетов, которые никому не были нужны, "Маркони Авионикс", переоценившая свои силы, безрезультатно пыталась довести до ума БРЭО, a минобороны активно мешало и тем и другим, постоянно уточняя исходные требования (к примеру, с 1977 г. количество функций, возлагаемых на операторов комплекса возросло с 200 до 600).
По этому поводу один из представителей GEC (очередное новое наименование "Маркони Авионикс") заявил: "Любой может дать добро и любой - наложить вето, но никто не хочет отвечать. В результате стоимость растет в дополнительных статьях, вину за которые предъявить некому."
Итог оказался печальным: ВАе своё дело сделала - переработав 11 самолетов в "Нимроды" AEW. А "Маркони" с своей задачей не справилась, причём — по всем направлениям: ни РЛС, ни бортовые ЭВМ, ни системы связи не удалось довести до кондиции. Как обычно, "у семи нянек — дитя без глазу" (с).
Nimrod AEW Mk.3
Весной 1982 года разразился Фолклендский военный конфликт, в котором флот Её Величества понёс непропорционально высокие потери от слабо вооружённых ВВС Аргентины из-за отсутствия современной воздушной системы обнаружения низколетящих целей, хотя к этому времени «Нимрод» уже должен был стоять на вооружении.
Тут бы по-хорошему программу и закрыть, но во-первых жалко кучу потраченных денег, во-вторых удар по национальному престижу, а в-третьих возмутились английские профсоюзы (переживавшие за потерю рабочих мест вследствие закрытия программы), заявившие: "Закрытие программы "Нимрода" AEW будет актом вандализма и означает полный захват Америкой еще одной высокотехнологичной области".
Плюс разрабатываемый британцами электронный комплекс планировали приобрести французы для установки на свои самолеты ДРЛО.
В итоге - Британия объявила тендер на самолет, к финалу которого пробились в итоге "Нимрод" АEW.3 и американский Е-3А от Боинга.
К моменту подведения итогов конкурса "Нимрод" все-таки допилили до необходимых требований, но ребята из Боинга, почуявшие возможность отщипнуть кусок британского пирога и завалить конкурента тоже на месте не сидели.
В руководстве "Боинг" прекрасно понимали, что сила "Нимрода" АEW.3 вовсе не его характеристиках, а в национальных чувствах англичан, не желающих уступать США еще одну высокотехнологичную область. Поэтому основной удар "Боинг" направила именно в этом направлении, начав поиск фирм в Соединенном Королевстве, которых можно было бы привлечь на свою сторону, отдав им часть работ по созданию английской версии Е-3А.
Boeing E-3А Sentry
Представители Боинга объявили, что в случае их победы в тендере, английские производители получат контракты на сумму, равную 35% стоимости контракта по Е-3 (так называемая 35-процентная офсет-программа). А уже в августе 1986 г. было объявлено о подписании соглашений между "Боинг" и несколькими английскими разработчиками авиационного радиоэлектронного оборудования и компьютеров, фирмами "Плесси", "Феррэнти" и "Рэкал", по которому последним предлагались контракты, стоимостью около 10% от стоимости возможного заказа Е-3. Кроме того, "Боинг" пообещала этим фирмам подключение к ее программе разработки перспективной РЛС, систем дистанционно управляемых ЛА и тренажеров, а также к работам по программе СОИ.
При этом продажную цену Е-3 снизили до невероятно низкой отметки - всего по 65 млн.$ за штуку (хотя другие страны НАТО за свои последние самолеты заплатили по 184 млн.$, а Саудовская Аравия вообще выложила по 240 млн.$ за самолет).
Классический пример
экономической войны.
Плюс ко всему - британские разработчики получили удар в спину от французов, которые отказалась от английского AEW-комплекса в пользу покупки Е-3 у США.
Окончание этой "детективной" истории вышло не очень радужным для англичан:
к 1985 году ВВС Великобритании лишились 11 базовых патрульных самолётов, но зато приобрели 11 небоеспособных «Нимродов» AEW. И все это за деньги, которых хватило бы, пожалуй, на два авианосца с полными авиакрыльями на борту.
А 18 декабря 1986 г. министр обороны Джордж Янгер объявил о выборе в качестве базы для английского AEW-комплекса Е-3А и закрытии программы "Нимрода" AEW.3. Таким образом, 9,5 лет работы и почти 1 млрд. фунтов стерлингов (930 млн. фунтов стерлингов с учетом последнего контракта с GEC "Авионикс" плюс стоимость закрытия работ), потраченные на его разработку, были фактически выброшены псу под хвост.
P.S.
Правда продали американцы свои АВАКСы не по обещанной суперцене, а "чутка" дороже.
В феврале 1987 г. был подписан контракт на поставку шести самолетов типа AWACS общей стоимостью 860 млн. фунтов стерлингов...
А чуть позже выяснилось, что поставляемые в Англию самолеты не способны работать в промежуточной системе связи IJMS (Interim JTIDS message standart)... Это означало, что америкаснкие АВАКСы еще, по меньшей мере, на протяжении полутора лет не смогут выполнять одну из основных своих функций - наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"Р.З, уже оснащенные этой системой. Это так же означало и необходимость выделения англичанами дополнительных средств доработку полученных E-3D.
Что же касается широко разрекламированных офсет-программ, то в 1988 г. минобороны Британии провело аудиторскую проверку выполнения этих соглашений, в ходе которой выяснилось, что из 53 фирм, с которыми "Боинг" якобы заключил контракты до конца 1987 г., 24 ничего об этом не слышали. Более того, "янки" включили в стоимость английской офсет-программы работы, которые к оборонным технологиям вообще отношения не имели - например, оснащение ее лайнеров двигателями "Роллс-Ройс".
Эй, кто там хвалил
британский менеджмент?
При этом Англия считается образцом для подражания в плане этого самого менеджмента, а британские школы управления невероятно популярны...
http://judgesuhov.livejournal.com/95723.html