Знаток описал повседневную жизнь Северной Кореи: «Мобильники есть у всех»
Расслоение на богатых и бедных там тоже есть
Северная Корея - уникальная страна-изгой. Что представляет из себя самое странное государство на планете и как живут граждане КНДР в изоляции от всего мира, рассказал ассистент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ Андрей Абрамов.
Андрей Абрамов поехал в Северную Корею летом 2019 года по туристической путевке. Впечатлениями он поделился с «МК».
- Сложно было попасть в Северную Корею?
- Намного проще, чем кажется. Я обратился в турфирму, которая занималась организацией отдыха в Северной Корее для иностранцев. Оплатил индивидуальный тур. Для получения визы предоставил стандартные документы - загранпаспорт, анкета, справки с места работы, выписка со счёта.
Прямых рейсов из Москвы до Пхеньяна нет. Сначала надо лететь до Владивостока. Оттуда специальным рейсом в столицу КНДР. Стоимость такого перелета была вполне бюджетной, все равно что перелететь между соседними российскими областными центрами.
Самолёты в Пхеньян летают не «первой свежести». Сделаны они еще в советское время, 1970-80-х годах. Но северокорейцы стараются поддерживать их в хорошем состоянии. Кстати, наш самолёт был забит под завязку. Свободных мест не было.
- Что из себя представляет аэропорт Пхеньяна?
- Паспортный и таможенный контроль я прошел спокойно, без эксцессов. В аэропорту меня встретили два гида – мужчина и девушка. Сам аэропорт выглядел вполне современно, на уровне аэропорта российского города-миллионника. На втором этаже находятся магазины, кафе, в одном из которых мы пообедали. В меню была представлена европейская кухня.
Сам аэропорт не пустовал, пассажиры там присутствовали, причем не только иностранцы, но и местные. И они явно готовились к полету за рубеж.
Из аэропорта я вышел в сопровождении гидов. Мы сели в персональный автомобиль с водителем и отправились в город.
Я жил в отеле «Янгакто», который выглядел вполне прилично. Там была столовая, бар, магазинчик, разного рода бытовые организации. Даже казино имелось, где, как мне сказали, любят отдыхать китайские туристы. Постояльцев было достаточно, подавляющее большинство из них – китайцы. С персоналом я общался на английском, на каком-то уровне им владели все сотрудники отеля.
«Карточек нет, расплачивались наличными»
- Перед поездкой вас предупреждали, какие правила нужно соблюдать?
- Турфирма распечатала памятку с описанием того, что можно и чего нельзя делать. Главное состояло в необходимости уважать местные традиции, образ жизни и позитивно общаться с гидами.
- В КНДР запрещено фотографировать людей на улице, нельзя с ними разговаривать. Но на ваших снимках полно местных жителей. Как так вышло?
- Фотографировать людей мне не запрещали. Нельзя снимать только военных. Однако все эти съемки местных жителей вызывали вопросы у моих гидов. Они пытались выяснить, почему мне интересно фотографировать именно людей, а не только достопримечательности.
А вот разговоров с местными я не заводил. Максимум можно было перекинуться парой слов с экскурсоводами или заранее подготовленными пионерами. Если честно, я и не пытался двигаться в этом направлении, чтобы не вызывать осложнений.
- Какая система оплаты в КНДР?
- Только наличные, карточки там не используются. Из валюты принимали доллар США, евро и юань. Южнокорейскую валюту иностранцу использовать нельзя от слова совсем. Местную я даже не держал в руках. .
Российскому туристу выгоднее всего расплачиваться долларами - товары выходят дешевле. Понятно, что КНДР нужна валюта. Поэтому цены для интуристов могут сильно отличаться от цен для местных.
Я взял с собой около тысячи евро. Но даже 500 евро мне бы хватило за глаз. Хотя я набрал прилично сувениров, они еле поместились в чемодан. Что по ценам: пять-шесть книжек, из них один фотоальбом, мне обошлись около 20 евро.
Но вот по ценам в магазинах, где отовариваются местные, ничего не могу сказать, иностранцев туда не водят. Гиды регулярно покупали мне в ларьках местное мороженое, которое отличается очень высоким качеством. Думаю, оно имело бы успех даже на нашем рынке. Если говорить про магазины одежды, для интуристов прилавки забиты. Я купил на память толстовку с символикой Северной Кореи.
«Вай-фая нет, связь через телефонистку»
- Правда, что там нельзя носить синие джинсы, потому что голубой цвет ассоциируется у местных идеологов с символом мирового империализма?
- Никто меня за мои джинсы ни словом, ни взглядом не критиковал. А вот горожане джинсы не носят.
- В КНДР нет Wi-Fi. Зато есть внутренняя сеть, в которой всё цензурировано. Вы подключились к ней?
- Вай-фай мне не предложили. Вероятно, его действительно на тот момент не было. По слухам, сейчас ситуация поменялась. Связь с родными можно было держать через заказанные международные звонки в гостинице. У местных, насколько я знаю, есть свой интернет, который довольно распространён.
- Местные не могут позволить себе купить машину, потому что автомобили стоят баснословных денег, в среднем около 40 тысяч долларов. Как в Пхеньяне выглядят автомобильные дороги, пробки есть, иномарки вы заметили?
- Пробок не видел. Но поток машин в столице был нормальный. Автомобили там, в основном, местных производителей, в том числе компании «Пхёнхва Моторс», которая возникла как совместное предприятие с Южной Кореей, но сейчас уже полностью принадлежит северянам. Меня возили на минивэне этой компании. На дорогах я видел разные иномарки, в том числе были китайские и российские автомобили. Однажды даже заметил джип американского производства. Зарегистрирован он был, как военный автомобиль, поскольку номера были чёрными.
«Дети из богатых семей носят китайские рюкзаки»
- В КНДР есть разделение на богатых и бедных?
- Оно видно невооружённым глазом. Небогатые люди носят одежду, грубо говоря, «деревенского» или «рабочего» фасона. Кто побогаче - ходят во френчах, рубашках, костюмах. Девушки из обеспеченных слоёв населения носят юбки, причем относительно короткие. Детей из обеспеченных семей можно определить по цветным рюкзакам в китайском стиле.
Главное различие между менее и более обеспеченными - в цвете лица. Загорелый человек - ближе к условному «рабочему классу». Девушки из высшего общества всячески оберегают белизну лица, от солнца прячутся под зонтиками.
- Понятие моды в КНДР существует? И там действительно разрешено носить только определенные прически?
- Стиль там стараются выдерживать, но тотального однообразия, повторю, всё же нет. Молодые девушки «отыгрываются» на обуви – здесь нет запретов. Студенты ходят в форме: белый верх – чёрный низ. Пионеры носят традиционную форму.
В плане причёсок и у женщин, и у мужчин, действительно, соблюдаются определённые стандарты. Интересно, что бород и усов я не заметил..
- Гиды, которые работали со мной 24 на 7, выкладывались по полной программе. Помимо основной деятельности, гидов посылали на сезонные работы по уборке урожая в деревню.
Кстати, дворников в столице я не заметил. Дома и придомовые территории убирают сами жители по расписанию.
Ещё одна показательная история. Ранним утром, когда мы ехали на экскурсию за город, я заметил женщину, которая выкорчёвывала траву на шоссе. Возвращаясь поздним вечером, мы застали ту же женщину за тем же занятием.
- Как живёт среднестатистическая семья?
- Мой тур не предусматривал посещение даже показательной квартиры. По внешнему виду домов я заметил, что на балконах все разводят цветы, индивидуального остекления нет. Электричество берётся во многих случаях с помощью солнечных панелей, которые висят на домах и стоят на улицах в больших количествах, как в столице, так и в провинции. Некоторые горожане занимаются сельским хозяйством. На окраинах городов немало деревенских домов, где семьи ведут хозяйство. Я даже видел коров во дворах.
«Выехать из города можно по спецпропуску»
- Расскажите про местные рестораны.
- Меня водили в элитные заведения, где есть и банкетные залы, и комнаты для караоке. Выглядело это всё, как добротный ресторан даже в Москве. Оформление было богатым. На стенах висела разнообразная живопись, играла местная музыка. Посетителей из местных жителей там я не припомню. При мне там находились только туристы. Но северокорейцы с достатком, думаю, туда ходят, потому что в одном ресторане я видел свадебное оформление.
Кухня в ресторане была разнообразная: рис, мясо в стиле барбекю, рыба, шашлыки, супы, салаты, пиццы в местном стиле, конечно же, кимчхи – остро приправленные квашеные овощи.
- Что это за истории про якобы бедных граждан Северной Кореи, которые вынуждены есть траву и водоросли?
- Я видел немало относительно упитанных людей. Основная масса людей там, конечно, поджарые, однако, голодными явно не выглядят. Мне показалось, что люди там давно уже не голодают и могут позволить себе определённый и стабильный уровень потребления.
Интересно, что в аэропорту Владивостока и Пхеньяна я встречал явно не бедных людей, которые ввозили и вывозили из КНДР огромные тюки чёрного цвета, в которых находилась бытовая техника или что-то подобное. Так что для условных «бизнесменов» с перемещениями нет проблем.
С путешествиями внутри стране тоже все не так все просто. Чтобы путешествовать по Северной Корее, нужно получить разрешение. Нам пропуск потребовался при въезде в столицу. Там на блокпостах стояли военные, проверяли документы. Еще один раз военные проверили нас серьёзно при подъезде к демилитаризованной линии около Кэсона, куда мы отправились на экскурсию.
- Как обстоят дела с медициной, лекарствами?
- У местных точно есть пластыри китайского производства, пластырь мне как-то понадобился.
«По местному телевидению показывают российских звезд»
- Граждане КНДР пользуются мобильными телефонами? Они знают про существование айфонов?
- Мобильные телефоны в Северной Корее очень распространены. У некоторых имеются даже два телефона – один рабочий и один для личного пользования. Мои гиды оказались даже в курсе последних новинок айфонов. Причем, сразу определили мою модель, что меня удивило. Однако у местных айфонов нет. В основном, как понимаю, у них северокорейские или китайские модели…
Поскольку я общался практически только с гидами, могу сказать, что представители высших слоёв в курсе не только общих тенденций политической жизни в России и мире, но и даже жизни российской попсы. Меня это сильно поразило. Российских исполнителей показывают по местному ТВ.
Я смотрел их новостные выпуски. Были сюжеты о военной авиации, развитии сельского хозяйства. Информацию о погоде выдают подробно, рассказывают про весь полуостров. Еще демонстрировали фильм о корейских революционерах в советском стиле 1950-х годов, показывали концерт ретро-группы «Почхонбо» явно годов 1980-х.
В кинотеатры я не ходил, но они там есть - висят афиши. Заметил, что все они одинаковые. Некоторые уже выцвели, что показательно в плане востребованности такого типа досуга. Однако, судя по некоторым высказываниям, представители высшего класса очень ждут международный кинофестиваль в Пхеньяне, который проводится раз в несколько лет. Это, по сути, одна из возможностей приобщиться к достижениям мирового кинематографа.
- Что из достопримечательностей вам запомнилось?
- Они в основном связаны с историей правящей Трудовой партии Кореи и её вождей. Больше всего запомнились выставка подарков вождям. Официально называется Международная выставка дружбы в горах Мёхян. Подобного рода публичные сокровищницы правителей в других странах сейчас сложно представить.
Это цветы в вакуумах, огромные вазы от китайских лидеров, восковые фигуры вождей, которые выглядели как живые. Посетители музея им кланялись. Еще там было охотничье ружье от Путина, изделия из бивней мамонта от российских бизнесменов, ковер с портретом Ким Чен Ына и его жены, мяч от американского баскетболиста Родмана, леопардовые шкуры от африканских лидеров… Из совсем интересного – автомобиль Ким Ир Сена и его железнодорожный вагон, подаренный Сталиным, вагон Мао Цзэдуна и самолет от Хрущева. И все эти вещи находились внутри здания.
Произвел на меня впечатление музей Отечественной Освободительной войны 1950-1953 годов в Пхеньяне. Он напомнил мне Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Вполне возможно, что концепция нашего музея северокорейцами была отчасти позаимствована. Музей сделан на современном уровне, вполне сравним с ведущими музеями России.
Поразил монумент вождям на холме Мансудэ, куда мы возлагали цветы вместе с гидами. Его можно рассматривать, как аналог Вечного огня в Москве. Как я сам видел, туда ходят свадебные процессии.
Посетил я монумент идей чучхе, где обустроена обзорная площадка, с которой Пхеньян виден как на ладони. На этот монумент устанавливают дощечки делегации, которые его посещают. Среди них я обнаружил дощечки от российских партий – КПРФ и ЛДПР.
Еще есть улицы Мирэ и Рёмён, которые являются гордостью Пхеньяна и его жителей. Своей современной архитектурой они сравнимы с магистралями китайских и российских мегаполисов. Посещение этих улиц может стать своеобразным «противоядием» против восприятия КНДР как архаичной и беспросветно отсталой страны.
«Люди ничем не отличаются от нас»
- В Корее на каждом шагу пропагандистские мотивы?
- Лозунги представлены на плакатах, которые установлены даже в полях, в граните, на склонах гор выбиты в камне. Конечно, немало мозаичных, живописных, скульптурных портретов вождей - Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. К ним местные относятся, как к иконам - обязательны поясные поклоны при посещении скульптур. Интересный факт: водители в Северной Корее замедляют скорость, когда проезжают мимо скульптурных и живописных изображений вождей.
Кроме того, по городам ездят агитационные машины, из которых человек зачитывает актуальные лозунги. Так что идеологическая обработка там проводится постоянно и массово.
Но говорить о том, что местные представляют из себя идеологизированных зомби, не приходится. Они вполне живые и думающие люди. Они такие же, как мы. Веселятся, отдыхают на природе, устраивают обеденные перекуры, спокойно передвигаются по своим делам пешком и на велосипедах.
- Жизнь в КНДР напоминает Советский Союз?
- В КНДР я и поехал потому, что как историк занимаюсь изучением советского периода отечественной истории. Северная Корея – уникальный пример «машины времени», с помощью которой можно понять, как раньше жила наша страна.
Однако, чем глубже я