ООН, 12 марта. /ИТАР-ТАСС/. Совет Безопасности ООН не сможет действовать адекватно в ситуации с Сирией, "если в нем будет доминировать лишь чья-либо одна точка зрения, - ультиматумы не сработают". Эту принципиальную позицию Москвы изложил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Выступая сегодня перед журналистами в штаб-квартире ООН по итогам состоявшегося заседания СБ ООН по ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Лавров заявил, что, с точки зрения России, приемлемая резолюция Совета Безопасности ООН по ситуации в Сирии "могла бы быть принята очень быстро". Он напомнил, что именно по инициативе России еще в августе прошлого года СБ ООН принял заявление, в котором были изложены "все принципы урегулирования этого кризиса, включая важность поддержки самих сирийцев, поощрение не исключающего никого диалога, исключение какого бы то ни было вмешательства извне".
"Затем, в сентябре, мы представили проект резолюции, который некоторым нашим партнерам не понравился, - продолжал министр. - Потом, сразу же после того, как Лига арабских государств 2 ноября 2011 года представила свой план мирного урегулирования в Сирии, мы внесли еще один проект резолюции, основанный на принципах, изложенных в этом плане, включая начало национального диалога между правительством и всеми группами оппозиции без предварительных условий и вмешательства извне, включая гуманитарные аспекты. После нескольких недель обсуждения ряд государств-членов посчитали эту резолюцию неадекватной".
С точки зрения России, СБ ООН "может и должен действовать в данном случае адекватно, но этого не произойдет, если в нем будет доминировать лишь чья-либо одна точка зрения", сказал глава МИД РФ. "Для того, чтобы решения СБ ООН были жизнеспособными и реализуемыми, они должны базироваться на ключевых принципах Устава ООН, и право вето не является чем-то искусственным, - подчеркнул Лавров. - Отцы-основатели ООН и их мудрость решили на базе неудачного опыта Лиги наций, что если ведущие члены СБ не согласны в чем-то, его решения не могут быть жизнеспособными".
"Поэтому давайте с уважением относиться друг к другу, к позициям друг друга и искать общие подходы, но такие подходы, которые бы были сформулированы в очень четких терминах и которые бы исключили повторение ситуации с резолюциями СБ ООН по Ливии, обе из которых были грубо нарушены, несмотря на тот факт, что первая из них были принята консенсусом, и принимать такие решения, которые бы нельзя было истолковывать двояко", - сказал российский дипломат.
Касаясь предложенного Россией беспристрастного механизма мониторинга в Сирии, Сергей Лавров призвал своих коллег вместе подумать над тем, "какие конкретные схемы могут быть для этого выработаны". По его словам, в этой связи Москва "возлагает очень большие надежды на миссию Кофи Аннана".
Отвечая на вопрос о возможностях Москвы в диалоге с Дамаском, Лавров сказал, что Россия проводит "регулярные контакты с сирийским правительством и именно по нашим очень настоятельным рекомендациям они приняли план мирного урегулирования, выдвинутый ЛАГ 2 ноября 2011 года. "Именно по нашему настоятельному совету они согласились принять миссию наблюдателей ЛАГ лишь для того, чтобы, когда миссия начала работать и выдавать отчеты, ЛАГ преждевременно завершила свое же собственное начинание".
Лавров считает "нечестным" утверждать, что в случае с Сирией "все зависит от России". "Я бы мечтал о том, чтобы Россия занимала такое положение в мире, но я бы также хотел надеться на то, что США чудесным образом смогут разрешить ближневосточный кризис, израильско-арабский конфликт или остановить идущий из Афганистана поток наркотиков, - сказал он. - Но мы все понимаем, что проблемы сегодняшнего мира не могут быть решены, благодаря желанию, усилиям, настойчивости или действиям только одного государства". В этой связи он напомнил, что "среди людей, которые ведут бои в Сирии против правительства, есть представители свободной сирийской армии, некоторые группировки "аль-Каиды" и что у них в руках действительно есть оружие".
"Если задача СБ ООН заключается не в том, чтобы возложить вину за все на Асада, а в том, чтобы остановить кровопролитие в Сирии, мы должны быть прагматичными, - сказал Лавров. - Чем больше мы будет настаивать на том, что прежде, чем что-то произойдет, первый шаг должно сделать правительство Сирии, тем больше людей там погибнет".