Давно слежу за тем, как развиваются события на этой ветке. Упорно уговаривал себя не лезть в этот спор, да видно не судьба..
Опыт собственной офицерской службы на командных должностях привел меня к неутешительным выводам о причинах такой неистребимости дедовщины в армии.
Не будем сейчас касаться истоков возникновения дедовщины в армии в послевоенное время, поговорим о том, что же мы сейчас имеем. Сразу хочу оговориться, что моя служба закончилась в 1996 году. До этой точки я и могу вести свой анализ.
Мнения форумчан очень сильно разнятся из-за того, кто и в какой категории проходил службу.
У офицеров – одно, у солдат (сержантов) другое. И что важно, и те и другие по-своему правы.
Давайте будем отталкиваться от положения, что и те и другие нормальные люди. Не уроды и не садисты. С такими все ясно. Их место или в тюрьме или в психушке. Даже не на гражданке, а уж тем более не в армии.
Итак.
С офицера спрашивают за все. За состояние боевой подготовки (учебы), за порядок в подразделении, за состояние матчасти, за внешний вид подчиненных, их обеспеченность всем необходимым, за психическое и психологическое состояние как подразделения в целом, так и каждого солдата в отдельности. Плюсом – за состояние воинской дисциплины в подразделении. И в данный момент это едва ли не самое главная оценка его деятельности.
Согласитесь, достаточно многовато. Вряд ли вы найдете такие обязанности у бригадира (=ком. взвода) на гражданке.
А что же он имеет в своем распоряжении для того, что бы все это качественно выполнять?
Возьмем только вопрос дисциплины.
Начнем с того, что личный состав командир себе не подбирает, а работает с тем, что дадут. И возможности как то повлиять на качественный состав у него нет (кого то уволить, перевести ну в общем избавиться, как это делается на любом предприятии или в любом коллективе). Он имеет коллектив, собранный как попало в одну группу помимо своей воли людей, категорически не заинтересованных в исполнении своих обязанностей (в результатах своего труда), да и в большинстве своем попавших в войска помимо своей воли, а то и с милицией. Одним словом – рабы (согласно обществоведению). Какие есть способы управления такой группой людей? Главный – это принуждение через наказание (угрозу наказания). Ну, тут все плохо, особенно у молодого лейтенанта – командира скажем взвода.
Пример. Попался вам молодой (да и не молодой) солдат, категорически не желающий вам подчиняться. (Поверьте, таких хватает). Что вы сделать можете, не прибегая к насилию? Ничего. Строго в соответствии с уставом и законом солдат должен сесть в тюрьму за открытое неповиновение и отказ от выполнения приказа. Но. Вам этого сделать не дадут. Любой вышестоящий начальник скажет: «Учитесь работать с людьми товарищ лейтенант. Воспитывайте своих подчиненных! Вам доверили... А вы... (и очень много интересного поведают вам о вас и ваших умственных способностях!)» Вам даже на губу его посадить не дадут. Это банально испортит показатели всей цепочки командиров до Министра обороны. Кстати, приказов об отмене «палочной» системы оценки состояния воинской дисциплины издано не один десяток, но система продолжает существовать и процветать. А наряд? Ну, объявили вы его ему, он в нем не работает. И что дальше? А ведь дурной пример заразителен. Глядя на него, выходят из повиновения и остальные. Какие же пути у лейтенанта? Да их собственно немного. Первый и наиболее легкий путь, это поручить воздействие на нарушителя сержанту или дедушке. Методы и результат понятен. Помимо того, что поощрение неуставных взаимоотношений, еще и полная зависимость от последнего. Как с него спрашивать за дедовщину, если сам его об этом попросил?
Либо, сам начинает заниматься рукоприкладством. А вот тут у него шансов сесть в разы больше.
Теперь спроецируйте эту ситуацию на сержанта, да и просто на солдата назначенного старшим. У них прав и мер воздействия еще меньше.
Есть еще и метод убеждения и поощрения. Но применять-то его можно к людям, которые как минимум пришли служить с чувством необходимости своего служения, и осознания того, что в обществе это служение ценится и почитается, что родители и коллектив очень гордятся тем, что ты служишь и очень огорчаются если ты не совсем хорошо это делаешь. Не стоит наверно говорить о том, как это все сейчас есть на самом деле и что на ушедших служить смотрят как на недоумков, идиотов и неудачников. Да и поощрения то смехотворны.
Вот и получаем, что выросло не одно поколение офицеров, которые кто явно, кто скрыто поддерживает и поощряет дедовщину в армии как средство поддержания порядка и управляемости подразделением.
Я вовсе это не оправдываю. Я просто хочу сказать что сама система взращивает неуставщину в армии.
«Палочная» система оценки состояния воинской дисциплины образует порочный круг. Командир решивший искоренить неуставщину в своем подразделении строго по закону и сумевший довести все свои дела до судов, в соответствии с системой обрастет «палками» и будет ими неизбежно обвешивать и всех своих прямых начальников вплоть до главкома, а следовательно неминуемо будет снят с должности и на карьере можно ставить крест. Не занимаешься дисциплиной то же самое – рост «палок». Вот и прикрывают всю эту гадость в подразделении всеми возможными и невозможными способами, лишь бы не выскочило наружу.
И корни уходят глубоко в гражданку. Неравная ответственность перед законом, необязательность наказания за содеянное, липовая система отчетности о состоянии дел и пр.
Дедовщину в армии пораждает бессилие начальников в вопросах применения тех прав, которые предоставлены им законом. Её постоянно воспроизводит сама система!
Сама система не может уже без нее существовать. Это сиамские близнецы!
Выход из ситуации может быть достигнут либо введением полностью контрактной армии, либо, обязательной всеобщей воинской обязанностью без отсрочек, тогда будет возможность отобрать из этой огромной массы призывников здоровых, образованных и наиболее подготовленных к армейской службе людей.
САМОЕ ГЛАВНОЕ в обоих случаях, это безусловное главенство ЗАКОНА. А для этого командиры не должны нести никакой ответственности за нарушение закона подчиненными. Кто виновен – тот и сел. Военную прокуратуру оторвать от командования (лучше вообще ликвидировать и передать все в гражданскую территориальную). Ввести военную полицию с возложением на нее обязанностей по поддержанию порядка в частях, выведя ее из подчинения МО или подчинив министру на правах отдельного вида войск.
Но в этом случае надо быть готовым и ОСОЗНАНО пойти на то, что в течении 5-10 лет армия станет пересылкой с воли на зону, пока в сознании общества не укоренится мысль, что в армии любой шаг против закона неизбежно ведет к тюрьме. И неважно кто ты рядовой или главком.
Утопия? Но другого пути нет. Все остальное лишь продлит агонию.
P.S.
Любопытную фразу сказал однажды (начало 90-х) на собрании офицеров мой командир дивизиона.
"Офицер сегодня, это загнаная лошадь привязанная к столбу. На нее орут со всех сторон, бьют она упирается изо всех сил, но сдвинуться не может."
По моему все точно...