Довольно критическая статья о ИЛ-2.
http://www.popmech.ru/part/?articleid=2975&rubricid=7
В войну Ил-2 вступил одномест-ным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение – реактивные снаряды (РС) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, мотор и бензобаки
защищал 4–8-мм бронекорпус, а общий
вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Последняя первоначально была дюралевой, но ради экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.
http://www.mustafaev-studio.ru/kkk.php
Следует отметить, что броня Ил-2 надежно защищала только от пуль винтовочного калибра, а на немецких истребителях, воевавших на Восточном фронте, стояли авиационные пушки от 15-и до 30-миллиметрового калибра, что позволяло пробить корпус "ила" в районе бензобака уже с расстояния 400 метров, если угол атаки был не менее 50-и градусов. С дистанции в 100 метров броня "ила" пробивалась уже при угле атаки 20 - 30 градусов. Даже если бы броня была непробиваемой, ее все равно обесценивало бы то обстоятельство, что "летающий танк" был почти наполовину деревянным. Из-за нехватки алюминия вся хвостовая часть Ил-2 с килем, а у самолетов 1942 - начала 1944 годов еще, и обшивка консолей крыла, была выполнена из дерева.
С 1942 года пилоты Ил-2 стали применять противозенитные маневры, но отсутствие хорошей групповой слетанности и выучки мешало показать возможные результаты. Помимо этого, только со второй половины 1943 года наши штурмовики начали применять системы подавления зениток, для чего выделялись специально тренированные экипажи. "Когда штурмовик пикировал на зенитную батарею,- свидетельствует И.И. Пстыго,- ни одна из них не выдерживала нервного напряжения, и еще до открытия самолетом огня весь расчет разбегался в укрытия. Не помню и не слышал, чтобы такой поединок хоть раз выиграли зенитчики" .
Потери Ил-2 от истребительной авиации противника составляли примерно 40 - 50 процентов