Партизан написал(а):
СОле здорово я про Шермана слышал такое, что на него нашы вешали мешки с песком чтоб крепчее был и все одно едино после первого попадания вся это ДЗ разлеталась. Если бы небыло бы причин не начали бы вешать.
Т-34 получшее был иначе не стал бы легендой.
Там на стрелковке новая тема появилась, скажы сваое веское слово
Никогда не слышал, чтобы на Шерман навешивали мешки с песком. Не думаю, чтобы это было даже возможным, поскольку на броне, обычно, располагались солдаты десантники.
На самом деле, Т-34 был весьма посредственной машиной.
Танк ведь не только броня-гусеницы-пушка. Иногда мелочи важнее.
Ну, к примеру, что стоит хорошая пушка, если нельзя стрелять точно? Что стоит подвижность и броня, если танк, как слепой котенок?
Что стоит вся эта махина, если она сама по себе, не имеет связи с другими машинами и командованием?
Что стоит танк, если после третьего выстрела пушки экипаж задыхается от пороховых газов и ничего не видит слезящимися глазами?
Вопрос чисто риторический: можно ли построить дом без какой-то мелочи, вроде оконных рам?
Можно построить склеп, пирамиду или мавзолей, но жить в нем как-то не хочется.
Немцы, англичане и американцы старались не жертвовать "мелочами", обеспечивавшими работу экипажа. Не уменьшать объем обитаемого пространства, обеспечить качество радиосвязи, насытить машину приборами наблюдения и прицеливания, выдувать из ствола орудия пороховой газ и вообще, обеспечить хорошую вентиляцию.
Советские конструкторы к этим "мелочам" всегда относились, как к резерву. Да что там советские... Новейшие российские танки имеют самые маленькие в мире объемы обитаемого пространства. Сравните: у Абрамса объем забронированного пространства составляет 18 кубометров, а у Т-90, кажется, 12 кубов.
Малый забронированный объем наших танков имеет прямое отношение к их эргономике. По этому поводу в свое время начальник Главного управления Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев отметил: «Сегодня свободный объем внутри танка Т-80 не превышает 2,5 кубометра. В то время как у немецких танков этот показатель вдвое выше. Человек, пробыв внутри нашей боевой машины менее двух часов, теряет, разумеется, краткосрочно до 80% своих физиологических возможностей. А представьте, что боевые действия продолжаются круглосуточно».
http://nvo.ng.ru/armament/2006-11-24/6_otstavanie.html
Это не случайность, а идеология дизайна.
Наклон бронелистов Т-34 СОКРАЩАЛ забронированный объем, а немцы, проектируя Пантеру, наклонили бронелисты, увеличив габариты машины, но сохранив забронированный объем большим.
Все в мире понимают, что танк сам по себе это тонны железа, а боевой машиной его делают люди. Если о людях не позаботиться как следует, то и железо не станет боевой машиной.
Сравнивая Шерман с Т-34 все отмечали значительно лучшие условия работы и безопасность экипажа, высокое качество вооружения, великолепную радиосвязь, массу "приятных мелочей", которых тридцатьчетверка никогда не имела.
Ну, например, стабилизатор орудия в вертикальной плоскости. Мелочь, а приятно. Маленький бензиновый движок для подзарядки аккумуляторов, удобные сидения, хороший обзор и, вообще, оптика выше всяких похвал. А обитаемый объем был такой, что, кроме экипажа, при необходимости, в танк могли залезть несколько десантников.
У Шермана, конечно, были недостатки. Большая высота и высоко расположеный центр тяжести могли привести к опрокидыванию машины. Но высота большая именно потому, что конструкторы старались улучшить условия работы экипажа!
А самое главное, я считаю, это мнение тех, кто служил на легендарных тридцатьчетверках. Я их выслушал немало и они совсем не те, что в книжках политпросвета. Перейти с Т-34 на Шерман для танкистов было радужной мечтой.
Помните старый анекдот?
- Что в танке главное?
- Втанке главное не бзд...
Это анекдот. Потому, что в бою все не просто бзд... - после боя все комбинезоны стирали. Это не страх, это рефлекс организма. Когда болванка рекошитирует по броне, мышцы желудка рефлекторно сжимаются.
Вентиляция - дело важнейшее.
Добавлено спустя 36 минут 5 секунд:
Reflected sound написал(а):
Весь - если сильно повезло . Как правило из подбитого Т-34 вылезала половина экипажа ...
Как правило, в живых оставался командир и, если очень повезет, то стрелок. Механики-водители и радисты в подбитых тридцатьчетверках погибали почти всегда. Если пробивало лобовую броню, то командира и стрелка взрывом катапультировало через приоткрытые люки. Если повезет, то только с ожогами. Не дай Бог потерять сознание после "вылета". Комбез горит - сгоришь. Сдетонирует боезапас - кусками брони убьёт.
У отца был фронтовой друг, с которым они от танковой школы до Кишинева прошли вместе. Под Прохоровкой оба были в 5-й танковой армии - это было их боевое крещение.
Под Кишиневом этому человеку одним куском брони обе ноги по колени отрубило.
Отца в том же бою из танка взрывом выбросило, но он успел отползти. Комбез горел, весь обожженный. Потерял сознание.
Очнулся - над ним немец сидит. Седой, пожилой... Он погасил отца комбенизон. Руки поднял: "Гитлер капут", - говорит.
А отцу только-только 19 лет исполнилось. Лейтенантик-пацан. Он в немца две обоймы с непонятки и всадил - за голенищем и на поясе по пистолету...
До последнего дня жизни отец себе этого простить не мог.