В сети на Ютьюбе есть канал одного эксперта по гражданской авиации и авиационной технике. Недавно он опубликовал видео о проблемах, настигших мировую пассажирскую авиацию в последнее время.
Посколью Ютьюб не у всех работает, а эксперт любит долго и нудно, хотя и интересно, излагать свои мысли, позволю себе для интересующихся этой темой привести тут мною сделаный конспект его страданий, длиною 24 минуты. Возможно кому-то будет интересно. Честно говоря, я и сам не знал про масштаба создавшейся проблемы.
У Боинга с моделью 737MAХ, как все знают, внезапно насралось случились проблемы и кажется их будет еще больше. Однако все еще хуже, чем кажется.
Ну ладно, проблемы произошли у Боинга, но может у Айрбаса все пучком? Казалось бы да, но не совсем. Или совсем не. У Айрбаса вылезла своя проблема, вызванная двигателями Pratt & Whitney, причем, внезапно, проблема Боинга с 737MAX даже менее серьезна по масштабам, чем проблема Айрбаса с PW.
Дальше сокращенно типичные турусы на торосах от этого эксперта, впрочем эксперта неплохого, но, повторю, большого любителя лить воду ведрами.
Итак. При покупке нового лайнера Boeing 737 не стоит проблема выбора двигателя, он единственный, это LEAP-1b от CFM. Двигатель этот дитя франко-американского консорциума CFM в составе компаний General Electric и Safran. Причем на предыдущем поколении Боингов тоже был единственный двигатель – CFM 56. Однако у тех, кто выбирал Айрбас 320 всегда был выбор из двух двигателей. У старых самолетов можно было выбрать CFM 56 или V2500 от консорциума нескольких фирм, куда входил PW . Сегодня можно выбирать между LEAP-1a от CFM или PW 1100G с новой революционной схемой с редуктором между вентилятором и турбиной низкого давления.
Далее идет рассказ про то, что редуктор – отличная идея. Улучшает работу мозга и сердца турбины и вентилятора, понижает расход топлива, снижает вес остальных узлов, позволяет снизить шум, производимый двигателем. Но для неспециалистов это отступление пустая трата времени.
Далее идет жалостная история о том, как к 2000 годам PW потерял доминирующую роль в оснащении ближне и среднемагистральных пассажирских самолетов и вытеснении их двигатели с рынка бестселлер, совместно созданный Сафраном и GE - CFM 56. А в 60-80-е было все наоборот, почти все самолеты этих классов использовали PW.
И хотя двигательные компании много денег зарабатывают на сервисе, а в эксплуатации сохранялось еще много старых двигателей PW, ситуация для фирмы складывалась плохо. Да, PW принадлежало 36 % парка двигателей для самолетов в 2006 г. Это больше, чем было у кого-либо, но дальше началось бы падение.
Поэтому PW вложилась в новую перспективную редукторную схему, чтобы вернуть себе лидерство и снова стать доминирующим игроком на рынке двигателей для ближне и среднемагистральной пассжирской авиации.
Дальше опять лирическое отступление про про сокращение сроков разработки и оснащения самолетов новыми двигателями и про проблемы доводки и устранения недоделок на новых двигателях, в частности LEAP и GTF.
Оказалось, что у двигателей PW GTF (PW1100G) проблем всплыло слишком много. Кого это коснулось? Основной объем выпуска этих двигателей предназначен для нового семейства Айрбас 320 (хотя для них возможен и другой двигатель - LEAP) и для всех А220, а также лайнеров компании Embrier семейства E2.
В Индии крупнейшими эксплуатантами моторов PW GTF стали компании Indigo и GoAir India. И они были первыми крупными эксплуатантами в мире после авиакомпании из Швейцарии. А в Индии, внезапно оказался жаркий влажный кимат. И еще загрязнение воздуха. В результате стали быстро изнашиваться подшипники, камера сгорания и т.п. Проблемы вылезли и у редуктора, об этом эксперт умолчал, но от себя добавлю на начальном этапе необходимо было делать интервал по времени перед повторным взлетом для охлаждения оного.
Как-то у Индиго четыре раза двигатели выключились в полете в течение 3-х дней. Причем выключения в полете случались и у других компаний, но не так часто за ограниченный период времени.
Как бы то ни было, постепенно PW вылечила многие болячки, но тут случился 2020 год и ковид. НО когда ковид закончился,к таекмстам пришла фея и предложила потрахаться по-настоящему у PW жахнула настоящая проблема с дефектом турбины высокого давления.
Проблема случилась из-за загрязнении материала, использовавшегося для изготовления дисков турбин высокого давления по порошковой металлургической технологии. Проблему обнаружили еще на V2500, но, видимо, решили что она как-то сама рассосется. Не рассосалась.
В результате PW признала, что выпущенао огромное количество дефектных двигателей, в том числе и семейства редукторных GTF и начала процесс обследования двигателей, выпущенных с 2015 по 2021 г.
Выяснилось, что обследовать надо 1000 старых двигателей и 600-700 двигателей GTF. Причем время, необходимое для ремонта таких двигателей составляет порядка 250-300 дней, поскольку необходим демонтаж и повторный монтаж двигателя на крыло и модернизация его в условиях оснащенных центров. В результате оценивается, что в течение 2024-26 гг около 350 самолетов будут ждать ремонта двигателей на земле. И только для ремонта двигателей PW для А320нео потребуется 460 000 самолетодней. Для справки – проблемы 737MAX привели к простою самолетов в 250 000 самолетодней. И хотя в случае двигателей PW процесс можно слегка сдвинуть по срокам для конкретного самолета, а не останавливать эксплуатацию одномоментно, общий итог почти вдвое более масштабный, чем был для Боинг 737MAX.
Ирония состоит в том, что у новых двигателей PW главная проблема оказалась не в редукторах. Компания GoAir India в результате обанкротилась в мае 2023 г.
Однако проблемы и у новых двигателей GTF не закончились - недавно произошло два инцидента – отказ двигателя на взлете и разрушение элемента конструкции, найденное при осмотре двигателя на земле. В двигателе двигателя, отказавшего на взлете были обнаружены металлические элементы в редукторе.
На сегодняшний момент на компенсацию ущерба, нанесенного заказчикам PW уже выделила 3 млрд. долларов и эта сумма не окончательная, а сроки ремонта уже выпущенных двигателей семейства GTF займут, как минимум, ближайшие два года.
=================================
©