Насколько импортозамещены "их" самолеты
С "Суперджетом" и долей импортных комплектующих в нем мы разобрались, теперь посмотрим, какая доля импортных комплектующих в самолетах Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer, MRJ и COMAC.
Иными словами, если "Суперджет" называют не совсем российским самолетом из-за высокой доли импортных комплектующих, насколько не американский Boeing, не французский Airbus, не канадский Bombardier, не бразильский Embraer, не японский MRJ и не китайский COMAC?
Начнем с последнего,
COMAC (Китай) на примере модели C919.
На схеме отмечены основные компоненты самолета и компании, которые их производят для будущего китайского конкурента нашего МС-21.
Авионика - General Electric и Rockwell Collins (США), система управления, система электроснабжения, вспомогательная силовая установка — Honeywell (США), двигатели CFM Leap-X, совместно разрабатываются General Electric (США) и Safran (Франция), топливная систама - Parker Aerospace (США), колеса c тормозами -Michelin (Франция), шасси - Liebherr (Германия), противопожарная система - Kidde (Великобритания), погодный радар - Rockwell Collins (США), кабина экипажа - Eaton (США), алюминиевые компоненты фюзеляжа - Arconic (США).
И только отдельные части фюзеляжа, вертикальный стабилизатор, крылья, механизацию крыла и пилоны двигателей производят различные китайские компании. Правда, большинство из них образованы в партнерства все с теми же мировыми лидерами в области производства авиакомпонентов специально для проекта COMAC.
Теперь посмотрим на
американский Boeing на примере топовой модели Boeing 787 Dreamliner. Дело в том, что сеть подрядчиков Boeing 787 считается одной из самых разветвленных и сложных в истории авиации
Как видим, множество компонентов корпуса самолета производится отнюдь не в США, причем география поставок охватывает и американский континент, и Европу, и Азию.
Так, центральную часть фюзеляжа и рули высоты производит Alenia (Италия), носовую часть фюзеляжа с кабиной пилотов и заднюю с вертикальным стабилизатором и механизация крыла - подразделения Boeing (США), среднюю часть фюзеляжа и основание шасси - Kawasaki (Япония), центроплан и консоли крыла - Mitsubishi (Япония), законцовки крыла - KAL (Корея), шасси и тормоза - Messier (Франция), колеса - Bridgestone (Япония).
Теперь что касается начинки самолета.
Авионика — Honeywell, Rockwell Collins (США) и Thales (Франция), кабина пилотов и системы управления — Rockwell Collins (США), пассажирские двери — Latecoere (Франция) а грузовые и внутренние двери салона — Saab (Швеция), программное обеспечение — HCL Enterprise (Индия), электропроводка — Labinal (Франция), комплекс управления энергосистемой, система кондиционирования — Hamilton Sundstrand (США).
От условно американского Boeing 787 Deiamliner перейдем к довольно европейскому и почти
французскому Airbus A320.
Основные узлы самолета делают в 4-х странах: носовую и переднюю часть фюзеляжа - во французском Сен-Назаре, средние и хвостовую часть фюзеляжа - в Гамбурге, горизонтальный стабилизатор - в испанском Хетафе, вертикальный стабилизатор - в немецком Штаде, крылья - в английском Бротоне, закрылки - в Бремене. При этом большинство предприятий входят в Airbus, а не являются сторонними поставщиками.
Авионику и большинство электронной начинки производят французские производители, часть из которых входит в концерн Airbus. Можно сказать, что из основных игроков авиационного рынка именно модель A320 - наиболее "импортозамещенная" для своей страны.
И еще один самолет, прямой конкурент "Суперджета" -
Embraer E-Jets (Бразилия)
Как видно из схемы, бразильский самолет - вообще не бразильский. По сравнению с ним "Суперджет" просто суперроссийский. Давайте сравним
Фюзеляж и крыло SSJ полностью производят в России. У Эмбрайера и все части фюзеляжа, и крылья, и механизация, и оперение - импортные: США, Япония, Бельгия, Франция.
То же касается композитов и металлов. Для SSJ их производят в России на ВАСО, у Эмбрайера - снова импорт.
Авионика, электроника, кабина, салон и вспомогательные системы, как у российского самолета, так и у бразильского - сплошь американских французских и немецких производителей.
По большому счету, у Embraer, кроме непосредственно сборки, бразильского нет практически ничего. Так что это наименее импортозамещенный самолет из основных игроков рынка.
На самом деле, если взглянуть глобально, и у Airbus, и у Boeing, Embraer, Bombardier, MRJ и COMAC примерно одинаковая ситуация с импортными комплектующими и компонентами. Все мировые авиапроизводители ставят на свои лайнеры самое лучше, что есть в отрасли и никто из них не акцентируется напсевдопатриотических идеях «использовать только отечественное».
Производителю самолетов в промышленных масштабах это важно в наименьшей степени, т.к. его задача сделать самолет максимально безопасным и лучше, чем у конкурентов. Если он будет исходить из принципа поиска обязательно компонентов собственного производства, то рискует оказаться в роли вечного догоняющего...