Ну что господа?
Судя по тому, что уже сосчитал народ
http://bmpd.livejournal.com/2090068.html
на Кузнецове сейчас минимум 5 новых МиГ-29К(КУБ).
Какие будут прогнозы по авиакрылу? ИМХ-ую 5 Су-33 + 5 МиГ-29К(КУБ) + 2 Катрана + 2 Ка-29ПС + Ка-31(под вопросом) + 2 Ка-27 (после ремонта) + 2 Ка-27 из состава флотских (не ремонтные). Вроде бы должны войти без проблем?
Есть вот такое вот мнение:
Авиагруппа "Кузнецова": предполагаемый состав.
О том, сколько и каких летательных аппаратов способен принять на борт российский авианосец, наверное, задумывались даже те, кто совсем мало интересуется флотом. Довольно долго автор блога считал, что ему известен ответ на этот вопрос, пока неясные сомнения не поколебали его картину мира, послужив поводом для данного материала.
Илл. 1. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с 16 (!) ЛА на полётной палубе: 9 Су-33, 2 Су-25УТГ, 5 Ка-27/29 – Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014, forums.airbase.ru, 3190 пикс.)
Теория
Наиболее авторитетные источники [1-27] [2-9] (*) [3] сходятся на том, что численность авиагруппы "Кузнецова" по проекту составляет
50 (пятьдесят) летательных аппаратов, а именно
: 26 Су-27К (Су-33), 4 Ка-252РЛД (Ка-31), 18 Ка-27(ПЛ), 2 Ка-27ПС. Разработчик проекта (Невское ПКБ) даёт
40 ЛА (
ссылка 1), Министерство обороны –
36 (12 Су-33 и 24-
! Ка-27,
ссылка 2). Разброс значений вызван, скорее всего, учётом/неучётом ЛА на полётной палубе (около
30% [2-6], конкретнее –
14/36 [3-119]). С другой стороны, по (условным) нормам проектирования (один ЛА на 1000 т
стандартного - А.Ш. водоизмещения,
ссылка 3) получается
46-47 самолётов и вертолётов, по оценке автора блога (Dполн/1250) –
47 (**).
(*) Помимо непосредственного участия В. Заблоцкого в строительстве и испытаниях авианесущих крейсеров, доверие к его данным вызвано тем, что автор приводит не только стандартное, нормальное и полное водоизмещение (что само по себе производит впечатление), но и соответствующие им средние осадки с точностью до сантиметра (
!),. демонстрируя тем самым высший пилотаж в области технической литературной маринистики.
(**) Стандартное водоизмещение ТАВКР пр. 11435 –
46 540 т, полное –
59 100 т [2-10].
Практика
За 25 лет (без 13 дней) в составе ВМФ СССР и РФ "Адмирал Кузнецов" записал в свой актив
семь боевых служб: пять в Средиземном море и две в северо-восточной Атлантике. За исключением самой первой БС, точное количество ЛА, находившихся на его борту, неизвестно, однако есть наблюдения коллеги
Polikarpoff (участника forums.airforce.ru), который зафиксировал бортовые номера всех Су-33, попавших в кадр в видео- и фоторепортажах (
ссылка 4) (автор блога готов подтвердить достоверность информации по БС 2013-2014 г.г.). Ниже приведены все имеющиеся данные по авиагруппе ТАВКР во всех его дальних походах:
1)
23.12.1995-22.03.1996, Средиземное море –
26 ЛА [3-138]
: 13 Су-33 (б/н
61, 64, 65, 67, 76, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88 и опытный
109 синий),
2 Су-25УТГ,
11 Ка-27/27ПС/29 (
*)
;
2)
27.09-24.10.2004, Северная Атлантика – минимум
7 Су-33 (
60, 67, 68, 80, 82, 85, 88) и
2Су-25УТГ (
07, 14)
;
3)
23.08-14.09.2005, Северная Атлантика – из-за обрыва троса аэрофинишёра потерян Су-33 б/н
82, по др. бортам – н/д
;
4)
05.12.2007-03.02.2008, Средиземное море – минимум
10 Су-33 (
60, 61, 66, 72, 79, 80, 81, 86, 87, 88) и
2 Су-25УТГ (
08, 11)
;
5)
05.12.2008-27.02.2009, Средиземное море – минимум_
8 Су-33 (
60, 61, 64, 68, 72, 76, 81, 88) и
1 Су-25УТГ (
08)
;
6)
06.12.2011-17.02.2012, Средиземное море – минимум
10 Су-33 (
62, 66, 68, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87)
;
7)
17.12.2013-17.05.2014, Средиземное море – минимум_
6 Су-33 (
62, 66, 68, 76, 77, 78)
(БС 2-7 – только замеченные машины).
(
*) Во время перехода от Ирландии к Гибралтару корабельная группа СФ попала в шторм, из-за чего было принято решение отложить планировавшиеся полёты до прибытия в Средиземное море [2-27] [3-140].. Данный факт интересен тем, что позволяет косвенно оценить вместимость ангара, т. к. в штормовых условиях все 26 летательных аппаратов, вероятнее всего, были убраны с полётной палубы.
Понятно, что приведённая перепись бортов (скорее всего – неполная) не отражает реальной "самолётовместимости" авианосца, а лишь констатирует нехватку Су-33 в состоянии лётной годности и, возможно – подготовленного лётного состава. При этом, хронический некомплект авиагруппы не только действует на нервы, но и в значительной степени принижает боевые возможности "Кузнецова" в глазах вероятных противников и потенциальных союзников.
Илл. 2. ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014, forums.airbase.ru, 3160 пикс.)
Геометрия ангара
Авиационный ангар ТАВКР пр. 11435 имеет габариты
153х
26,0х
7,2 м, площадь 3 980 м2 и объём 28 640 м3 [2-6], он занимает
57% длины и
74% ширины корабля по КВЛ (у "Нимица" –
66% и
82% [4-7,15]). Самолётоподъёмников – два (16х14 м): перед "островом" и за ним, оба – по правому борту. Система транспортировки ЛА в ангаре – полуавтоматическая цепная, из ангара на платформы подъёмников – с помощью тягачей.. Перед подъёмниками имеются поворотные круги для быстрой ориентации ЛА килём к борту.
На сегодняшний день наибольший вклад в понимание вместимости ангара, без сомнения, внёс коллега
paralay – автор схемы, размещённой ниже (илл. 3). Проверка с пристрастием
показала хорошее соответствие её элементов имеющимся данным: габаритов ангара, расположения и длины подъёмников, пропорций Су-33 со сложенными крыльями, стабилизаторами и штангой ВТГ и Ка-27 со сложенными лопастями (
20,7х
7,4 и
12,25х
4,0 м [3-18, 89]). Кажущаяся неправдоподобность очень плотного размещения самолётов – "валетом" (*) по четыре в ряд, опровергается следующей за схемой фотографией (илл. 4). Единственное замечание касается разбросанности вертолётов по свободным "пятачкам" – на практике они, скорее всего, также швартуются стройными рядами (илл. 12). Кроме того, не следует забывать, что кроме ЛА какая-то часть площади ангара занята машинами для их обслуживания (пожарными, газоструйными, тягачами – илл. 13).
(*) "Валет" родился ровно 40 лет назад: "Проектная вместимость ангара [ТАВКР пр. 1143] составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 году "Киева" Министром обороны маршалом А. Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолёты "валетом",. вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК" [5-45].
Илл. 3. Схема размещения Су-33 и Ка-27 в ангаре ТАВКР пр. 11435 с paralay.iboards.ru(оригинал – по клику)
Илл. 4. Плотное размещение Су-33 на боевой службе 1995-96 г.г. – "валетом" по четыре в ряд (в ближнем ряду) [3-145]
Геометрия полётной палубы
На сплошной полётной палубе авианосца длиной
305 м, шириной
70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 – перед трамплином (разбег
105 м), №3 – в средней части угловой палубы (разбег
195 м), и девять технических – вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту – там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).
Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 [3-86,87] (разрыв по центру – из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 – ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 – Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 – расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 – ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 – Су-33 на технической позиции; 32 – СВВП Як-41М на технической позиции.
Швартовка на свежем воздухе
Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту,. кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу
: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана.. Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах .(например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.
По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем – до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА – надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).
(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том, как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" – о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах
: ссылка 5. Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями – по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном .(это уже не шторм, это –
ураган),. руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами – тремя стальными тросами. Самолёты в ангар
не убирали.
(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич –
ссылка 6).
Обманчивая малогабаритность МиГа
В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б'ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним – ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа
! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).
Илл. 6. Подпись – на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств – балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ – А.Ш.) – 7,46 м. Размах стабилизатора – 7,695 м" [6-30].
На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе – скорее всего, на одном из межведомственных совещаний было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.
Поиграем в самолётики
Для решения поставленной задачи – оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" – на базе компоновки
paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал – в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого
32 летательных аппарата (илл. 7).
Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом
paralay) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 8, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до
36.
Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)
Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)
На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов – на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее – по обстоятельствам
: либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же
: сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом – Ка-31 и Ка-27ПС, затем – остальные "Сухие" или МиГи.
Заключение
По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции),. такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава
:
46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре – совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш'ими ангарами – настолько большими, насколько это технически возможно.
Источники (через дефис может быть указан номер страницы).
1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USS Nimitz", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968–2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.
http://navy-korabel.livejournal.com/118297.html