Глава "Звездочки": "научим" работать вместе новые системы "Адмирала Кузнецова"
Контракт на ремонт единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" был заключен в апреле, а сейчас из корабля выгружают первые механизмы и комплектующие. Чтобы успеть за 2,5 года дать флагману российского флота новую жизнь, корабелы будут трудиться практически круглосуточно.
О том, что изменится на авианосце после ремонта, чем похожи "Адмирал Кузнецов" и "Викрамадитья" и какие еще корабли спешат в Северодвинск для обновления, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра судоремонта "Звездочка" Сергей Маричев.
— Сергей Юрьевич, готово ли предприятие к такому крупному заказу, как ремонт и модернизация единственного российского авианосца?
— В 2016 году "Звездочка" выполнила работы по восстановлению технической готовности авианосца, чтобы обеспечить поход корабля в Средиземное море, где состоялось его первое в истории боевое применение. Контракт выполнялся в очень сжатые сроки — в декабре перед нами поставили задачу, а уже через девять месяцев "Кузнецов" патрулировал у берегов Сирии. Этот проект дал нам не только огромный технический опыт, но, что самое важное, опыт организации работ. Вопрос о готовности "Звездочки" на повестке дня не стоит.
В середине апреля этого года был заключен контракт на ремонт и отдельные модернизационные работы, которые продлятся 2,5 года, а затем авианосцу предстоят семимесячные испытания. В первую очередь запланирован масштабный ремонт главной энергетической установки корабля, замена котлов, ремонт и восстановление главных турбозубчатых агрегатов, энергетических отсеков, оборудования турбогенераторных и дизель-генераторных установок, холодильных машин. Это очень большой и технологически сложный объем работы.
При этом мы по большому счету говорим о плавучем аэродроме. В нем нет никаких очень сложных технических решений, требующих длительных научных исследований. Это ремонт и модернизация. Но все же неправильным будет считать ремонт "Кузнецова" чем-то заурядным. В значительной степени это опытно-конструкторская работа.
Ключевой вопрос — организация взаимодействия участников. Каждый должен держаться в своем графике и не допускать его срывов.
— Каково ваше личное отношение к единственному российскому авианосцу? Что такое в вашем понимании "Адмирал Кузнецов" — красивый символ нашего флота или просто старый корабль, который пытаются хоть как-то обновить первым за четверть века ремонтом?
— Наш основной заказчик — Министерство обороны — достаточно прагматичен для того, чтобы тратить на символы колоссальные деньги. И Минобороны, и мы относимся к "Кузнецову" в первую очередь как к образцу вооружения, способному решать конкретные боевые задачи.
Безусловно, он нужен для боевого применения в районах действия флота, для сохранения непрерывной компетенции палубной авиации. Нужен, наконец, для поддержания в тонусе промышленности. Ведь каждый такой корабль соединяет в себе результаты работы сотен предприятий. У отрасли есть печальный опыт развала кооперации, с последствиями которого мы до сих пор регулярно сталкиваемся. Без таких заказов промышленность снова наступит на эти грабли, но с еще более тяжким исходом.
— Экипаж с "Кузнецова" ушел?
— Нет, экипаж по сложившейся практике останется на корабле и будет нести ответственность за непотопляемость и живучесть, обеспечивать наши работы. Сегодня внедряется практика гражданских экипажей на ремонтных кораблях, но это глубокие ремонты, когда корабль буквально "потрошится" до основания, до состояния "голый корпус". Например, как атомные подлодки 971-го проекта у нас или атомный крейсер "Адмирал Нахимов" на "Севмаше".
Экипаж "Кузнецова" продолжит нести боевую службу, будет проводить все виды корабельных тренировок.
— Моряки и рабочие друг другу не помешают?
— Нет, опыт такого сопряжения коллективов насчитывает десятки лет, практика эта урегулирована документами — инструкциями, положениями, методиками. Ни для наших работников, ни для моряков в этом нет ничего нового.
— Какие-то работы уже начались?
— Мы приступили к работам, как только был согласован график, не дожидаясь подписания контракта. Проведено дооснащение и модернизация мощностей, которые задействованы в ремонте корабля, начат выпуск технологической документации. Я поставил задачу произвести в опережение генерального графика демонтаж, выгрузку и отправку оборудования на такие предприятия, как "Кировэнергомаш", Пролетарский завод, Калужский турбинный завод. Чем раньше мы отправим оборудование соисполнителям, тем выше вероятность, что они вернут его на корабль в установленные графиком сроки. Поэтому ремонтные работы на заказе развернуты с мая в полном масштабе, в рамках полученной документации.
— "Кузнецов" будет ремонтироваться у причала 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Мурманске?
— Да, основной объем работ будет выполнен у причальной стенки филиала 35-й СРЗ. В определенный момент корабль будет поставлен в док для демонтажа линии валов и винтов, проведения их дефектации и ремонта, ремонта донно-бортовой арматуры, окраски подводной части корпуса. Эта операция запланирована в Росляково, в плавучем доке ПД-50.
— Предприятий-контрагентов много?
— В работе задействованы сотни предприятий-контрагентов, например СКБК — Специальное конструкторское бюро котлостроения, с которым мы сейчас заключили контракт на поставку четырех котлов авианосца для кормового машинного отделения. Котлы для носового машинно-котельного отделения уже готовятся к погрузке. Работы на энергоустановке корабля очень непростые, так как они связаны с демонтажем, выгрузкой и погрузкой крупногабаритного, тяжелого и сложного оборудования, построением технологических схем работы на корабле.
— Иными словами, придется "разворотить" полкорабля?
Для выгрузки старого оборудования потребуется установить на взлетной палубе кран достаточно большой грузоподъемности
— Именно так, причем "разворотить" придется по науке. Работа будет производиться на плаву. Для выгрузки старого оборудования потребуется установить на взлетной палубе кран достаточно большой грузоподъемности — это дополнительная нагрузка на корпусные конструкции, в которых будут сделаны технологические вырезы. Предстоит произвести соответствующие инженерные расчеты, возможно, выполнить дополнительное усиление корпусных конструкций в зонах напряжения.
Но, повторюсь, это не "глубокая наука", а достаточно простой сопромат. Сейчас мы активно взаимодействуем с бюро-проектантом — Невским ПКБ. Ожидаем, что конструкторы как можно скорее выдадут нам схему выгрузки главных котлов. Это позволит начать выпуск технологической документации, разработку и производство оснастки без задержек.
На главную энергетическую установку придется львиная доля работ: линии вала, котлы, главные турбозубчатые агрегаты, турбогенераторные установки. Плюс ремонт основных общекорабельных систем, трубопроводов, арматуры.
— Но это ремонт, а что с модернизацией?
— Объемы ремонта большие, но достаточно понятные. Но есть пока менее понятный объем модернизационных работ, которые требуют проработки. Опыт использования кораблей в дальней морской зоне приносит новые требования к технике. И для воплощения этих требований, особенно если они связаны с установкой нового оборудования и образцов военной техники и вооружения на корабль, требуется тщательный конструкторский анализ.
Нам вместе с соисполнителями — разработчиками систем — придется "научить" эти системы работать вместе
Кроме того, потребуется время на изготовление этих образцов, их привязку и совмещение с другими образцами и комплексами. Это в первую очередь касается радиоэлектронного вооружения.
Процесс выглядит так: мы подготовим под эти образцы фундаменты, насыщение, электромонтажное оборудование, установим образцы, а дальше необходимо будет провести цикл испытаний, чтобы все оборудование, впервые встретившись на корабле, интегрировалось в единый работоспособный комплекс. Нам вместе с соисполнителями — разработчиками систем — придется "научить" эти системы работать вместе. Это будет большая работа специалистов пуско-наладочных и регулировочно-сдаточных работ.
— И на все про все только два года дают?
— На самом деле, этот контракт мы изначально заявляли на четыре года. Но с учетом планов командования в части боевого использования корабля мы и руководство Объединенной судостроительной корпорации приняли требование заказчика выполнить работы за 2,5 года.
— Значит ли это, что перед вами поставлены невыполнимые условия?
— Условия выполнимые, но очень сложные. Если бы это был единственный наш заказ... Есть производственная программа. Под нее рассчитывается загрузка всех цехов, нагрузка на мощности, логистика производства, распределение специалистов. Еще на предконтрактной стадии пришлось всю эту "линейку" переверстывать с учетом работ на "Кузнецове". При этом сроки по другим заказам никто, естественно, не меняет.
До подписания контракта я поручил своим работникам составить проект генерального графика ремонта, вписывающийся в сроки, заявленные Министерством обороны. Генеральный график был интегрирован в нашу производственную программу и согласован всеми контрагентами, которые привлекаются для работ на "Кузнецове". В этом проекте нет невыполнимых условий, есть риски недостаточной сроковой дисциплины отдельных исполнителей, которые ввиду отсутствия "зазоров" между технологическими циклами могут создать проблемы исполнения контракта в целом.
— Но ведь речь о ремонте "Кузнецова" шла давно.
Придется часть технологической оснастки, оборудования, машиностроительных изделий производить в Архангельской области
— Конечно, речь о ремонте идет давно, но в четко выстроенных планах предприятия его до недавних пор не было. Заявленный объем работ таков, что специалистов 35-го СРЗ попросту не хватит для его выполнения. Придется отправлять в Мурманск работников головного предприятия из Северодвинска. Однозначно придется часть технологической оснастки, оборудования, машиностроительных изделий производить в Архангельской области.
Логистика представляется достаточно сложной. Даже такая простая задача, как размещение в Мурманске работников, на деле оказывается совсем непростой. В пиковый период на корабле будет работать до двух тысяч человек с большой долей командированных, и вопросом их предстоящего расселения мы занимаемся уже сейчас.
— Когда к вам придет рабочая конструкторская документация от бюро-проектанта?
— Очень надеемся, что в соответствии с утвержденными графиками. Что касается ремонтных работ, нас в первую очередь интересуют конструкторские решения относительно работ по выгрузке и погрузке основного энергетического оборудования корабля, в том числе и по технологическим вырезам. Документация поступает, но не так быстро, как нам бы хотелось.
С поставкой документации на модернизационные работы проектанту тоже следует строго придерживаться графиков, так как сроки ее поставки являются одним из критических мест всего проекта. Чтобы, например, в сентябре 2020 года монтировать тот или иной образец на корабле, конструкторскую документацию для его размещения мы должны получить за девять месяцев, то есть не позже декабря 2019 года.
— Не получится ли с ремонтом "Адмирала Кузнецова" та же история, что, например, со строительством большого десантного корабля "Иван Грен", проект которого много раз перекраивали?
— Я уверен, что заказчик достаточно ясно понимает объемы и сроки начавшихся работ и удержится от каких-то значительных корректировок технического задания. Ремонт энергоустановки и общекорабельных систем проводится в существующей схеме компоновки корабля, и тут нет пространства для радикального изменения поставленных перед нами задач.
Если же говорить о модернизации, то каждый образец нового оборудования до отправки на корабль, скорее всего, пройдет стендовые испытания, которые подтвердят соответствие его характеристик требованиям заказчика. Узкие места, безусловно, есть, но предпосылок для какого-то радикального сдвига сроков вправо допускать нельзя. Естественно, при условии, что и "Звездочка", и каждый соисполнитель выполняет свою работу в полном соответствии с принятыми на себя обязательствами.