Куда «бежит» адмирал Евменов?
3 апреля 2019
«Князь Владимир» стал первой субмариной в отечественной
истории, экипаж которой освоил устройство корабля и сдал все необходимые задачи ещё до того, как лодка вошла в состав ВМФ. Этот процесс шёл параллельно с заводскими и государственными экзаменами. Министру обороны генералу армии Сергею Шойгу доложил об этой новации командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.
Очередной успех? Как сказать… Ибо тема сокращения курсов и сроков подготовки экипажей подводных лодок в нашем ВМФ очень и очень неоднозначная.
Прецеденты по этой части, безусловно, были, например, экипаж РПКСН К-258 А.Н.Луцкого:
Первую задачу подготовили и сдали без проблем. Проблемы возникли с утверждением плана перехода на Камчатку. Некоторые «бепешники» (офицеры управления боевой подготовки флота) высказывали сомнения в готовности экипажа к самостоятельному переходу, начали поговаривать о необходимости вызвать с Камчатки перволинейный экипаж для перевода нашего «железа» к месту постоянного базирования, а нас, «несмышленышей», доставить «малой скоростью» рейсовым теплоходом. Такого унижения я, конечно, допустить не мог…преодолеть все инстанции в штабе флота удалось с трудом… Перед выходом в ракетные шахты загрузили ракеты в транспортном варианте, т. е. без боеголовок.
Так и пошли. 12 декабря 1972 года РПКСН К-258 ошвартовалась у пирса в бухте Крашенинникова. До конца декабря благоустраивались, осваивались на новом, теперь уже постоянном месте базирования. А с начала нового 1973 года интенсивно занялись боевой подготовкой. По результатам перехода на Камчатку мы закрыли задачу № 2 и часть элементов задачи № 3. Ближайшая цель — в кратчайший срок выйти по уровню боевой подготовки в 1-ю линию и войти в состав боевых сил постоянной готовности. Ожидалось, что первый боевой поход нам могут спланировать уже в мае-июне.
Существенным здесь является то, что на момент 1972 г. проект 667А был хорошо освоен ВМФ, отработаны соответствующие курсы подготовки. При этом, не смотря на огромное напряжение Холодной войны и острую потребность ввода РПКСН К-258 в силы постоянной готовности в самые короткие сроки, 3 курсовую задачу хорошо подготовленный экипаж «закрывал» уже на Камчатке, в составе «боевого» соединения (а не бригады строящихся кораблей).
РПЛСН «Князь Владимир» не просто «проект 955 с буковкой А», это фактически новый проект РПЛСН ВМФ, имеющий очень существенные отличия от предшествующих «Бореев». С учетом этого фактора сокращение сроков отработки экипажа вызывает откровенное недоумение. Особенно с учетом того, что для начала новый проект необходимо полноценно испытать (об этом, с некоторыми подробностями, ниже).
Здесь впору вспомнить слова недавно ушедшего от нас вице-адмирала Е.Д.Чернова и его книгу «Тайны подводных катастроф» :
…существует необоснованная состоянием дел в Подводных силах ВМФ тенденция на резкое сокращение времени, отводимого на боевую подготовку нелинейных экипажей при вводе их в первую линию …введение «Изменений и дополнений к Курсу Боевой подготовки атомных подводных лодок ВМФ» является серьезной предпосылкой к повышению аварийности, травматизма и гибели членов экипажей российских подводных лодок.
Вице-адмирал Е.Д.Чернов
Книга «Тайны подводных катастроф» стала в середине 2000-х годов причиной публичного конфликта между вице-адмиралом Черновым и адмиралом Ерофеевым. Не смотря на то, что с вице-адмиралом Черновым не во всем можно согласиться, книга была написана Профессионалом с большой буквы, и была, безусловно, крайне полезна флоту. К сожалению, несогласие с нею адмирал Ерофеев пошел высказывать в суд, который, с учетом местонахождения и гражданской должности Ерофеева, вынес «соответствующее решение». Это в значительной мере заблокировало серьезный (со вскрытием причинно-следственных связей) профессиональный разговор по проблемам ВМФ, в т.ч. аварийности.
На самом деле сутью этого личного конфликта адмиралов является одна из самых острых проблем нашего ВМФ, о которой из лиц командования ВМФ пытался (причем неудачно) публично сказать только командир многоцелевой подводной лодки К-244 кап.1 ранга Аликов (серия публикаций размещена на сайте
http://k-244.ru]k-244.ru).
То, что привело к катастрофам К-429, К-219, К-278, – в первую очередь следствие традиционного нашего флотского «любой ценой». Хорошо написал об этом контр-адмирал Кириллов:
Комдива Ерофеева чаще всего приходилось видеть пришедшего с моря, в добела просолённом от морской воды реглане, в насквозь промокших походных сапогах, с воспаленными от недосыпания красными глазами, с многодневной седоватой щетиной на щеках. ...Он появлялся в штабе, как правило, на 20-30 минут, чтобы снять обстановку в дивизии, дать самые необходимые распоряжения, — и снова в море теперь уже на другой подводной лодке, с другим экипажем. И так месяцами...
И здесь уместно вспомнить фразу американского адмирала Х. Риковера:
Я хочу, чтобы мой бодрый моряк встретил в море утомленного противника.
А теперь самое главное: в полном объеме всех руководящих документов ВМФ все требования руководящих документов по боевой подготовке невозможно выполнить физически. И этот «ком» того, что личный состав «обязан», но на что физически нет времени (даже если «все 24 часа» заниматься боевой подготовкой) растет год от года. Когда-то, спасением была система приоритетов («главное, что бы было сделано то, что обязательно должно быть сделано, и не сделано то, что категорически делать нельзя (как бы ни «давили»)). Если эта здоровая система приоритетов сломана (а это в большинстве случаев сегодня именно так!) то экипажи превращаются кораблей в заложников ситуации, успевая отрабатывать только «последние вводные».
Фактически сегодня сложилась ситуация, когда «случись что», уголовное дело, по «формальным основаниям», можно возбудить на любого командира корабля ВМФ, «состав» уже есть на каждого!
Указанная проблема – «мина замедленного действия» под флотом. Вместо отработки действительно важных вопросов для боя и подготовки по борьбе за живучесть (БЗЖ) вынужден большей частью рефлексивно отрабатывать «очередные вводные», устранять «очередные замечания» «очередных проверяющих» (значительной частью пустого, формального, содержания). Дошло до того что, порой на кораблях к проверкам готовятся несколько комплектов суточных планов по которым якобы «отрабатывались мероприятия» (главное при этом, — не перепутать каким проверяющим какие суточные планы показывать).
Вранье и фальсификации стали неотъемлемой составной частью жизни флота.
Эту проблему нужно решать, нужно пересматривать руководящие документы, сводить их в систему, но это очень сложная и кропотливая работа, которая не только не отменяет но и подчеркивает необходимость разработки и внедрения «системы приоритетов», причем именно «приоритетов боя»!, и здесь опыт старшего поколения офицеров флота является, безусловно, востребованным.
Возвращаюсь к книге Чернова. Вопрос в том, что мало выделить «штатное время» для отработки задач. Если «опытный» старшина команды трюмных своими руками открывает забортное отверстие, фактически топит лодку (как это было на «Комсомольце»), это говорит не столько о «недостатке времени на подготовку» сколько о системных проблемах ВМФ подготовки по борьбе за живучесть (БЗЖ).
Отдельный вопрос, мимо которого нельзя пройти, – «произведение» Рязанцева В.Д. «В кильватерном строю за смертью». Фактически эта книга является сведением «личных счетов» Рязанцева с бывшим командованием Северного флота (их фактические действия и ошибки – предмет отдельного разговора). На простые вопросы типа как «его версия» соответствует поднятым обломкам торпеды «события №1»?, Рязанцев ответить не в состоянии, — вещдоки его даже не интересовали… В 2003 г. Рязанцев был в составе комиссии Минобороны на Камчатке. В это время в 8 Учебном центре (Вилючинск) стояла разрезная учебная «толстая» торпеда, были специалисты, имевшие огромный опыт эксплуатации этих торпед, однако никакого интереса к матчасти и уточнения своей версии Рязанцев не проявил. Но больше всего в его книге поражает абсолютно «дикий» уровень незнания
оружия и технических средств, тактики, противника, продемонстрированного автором. Возникает вопрос, – как лицо с таким уровнем «подготовки» могло занимать высокие адмиральские должности?
Со всем этим мы получили сегодня фактическое уничтожение дискуссий о флоте. Критические и хорошие аналитические публикации ветеранов ВМФ сегодня, увы, — практически единичны.
Сегодня не нашлось никого, кто мог бы компетентно и жестко высказаться по обозначенному в начале статьи сокращению сроку подготовки экипажей подлодок (подчеркну, уверен, будь жив сегодня вице-адмирал Чернов, — он бы не промолчал).
Тем более когда с боевой подготовкой подплава на Северном флоте имеются очевидные серьёзные проблемы….
Пример 1. Фильм RT 2016г. «Балтийский флот» (подводная лодка «Магнитогорск» в фильме с Северного флота).
«Сдача зачетов» по простому вопросу Международных правил предотвращения столкновений судов (МППСС) старпомом (!) командиру подложки, оценка «3-».
Старший помощник командира подводной лодки (!!!) несет вахту со… «шпаргалкой» в виде «Справочника вахтенного офицера».
Фраза старпома про «скоро ночь, и следующий вахтенный офицер будет стоять и читать ее с фонариком», демонстрирует не просто «нулевой» уровень подготовки этого экипажа, а то, что не нашлось ни одного офицера в органах управления флота, кто бы это увидел и пресек!
Там же (в фильме RT) показана попытка фактически взорвать боевую торпеду 53-65К при погрузке.
Грубейшая ошибка – загрузка торпеды в отсек через торпедный аппарат была начата до того, как был снят бугель наружной транспортировки. Дальнейшее несанкционированный подъем стрелы крана вверх мог привести к «залому» торпеды в нише торпедного аппарата, в районе кислородного и керосинового резервуара, с потерей их герметичности и взрыву (плюс более 300 кг хорошей взрывчатки в боевой части).
«Все хорошо, прекрасная маркиза» — на пирсе «это» (с воплями командира минно-торпедной боевой части на видео) спокойно наблюдает командир подводной лодки и снимает съемочная группа RT…
Пример 2 (дизельная подлодка Северного флота). На фото газеты «Страж Балтики» «корсары океанских глубин», снаряжая регенерацию в грязных и засаленных китайских перчатках пытается устроить взрыв и пожар в торпедном отсеке. Палубой выше – боезапас, в т.ч. кислородные торпеды 53-65К!
Мусор на заднем плане (коробки и сохнущие носки) это не только показатель крайне низкой «морской культуры», но и прямая предпосылка к забиванию приемного кингстона и невозможности орошения боезапаса «по кольцу»!
Повторюсь, вопрос не к этим матросам (их просто не научили), а к крайне низкому уровню офицерского состава, и их начальников, и видевших это фото и не заметивших грубейших предпосылок к катастрофе.
Примечание: нормы содержания кислорода на фото «Боевой вахты» указаны устаревшие, отменены как один из «уроков «Комсомольца» (видимо забытым, при том, что именно повышенное содержание кислорода в кормовых отсеках стало причиной интенсивного пожара на «Комсомольце»).
Да, приведенные примеры являются скорее исключением, и безусловно в ВМФ есть экипажи с хорошей профессиональной подготовкой.
Однако сам факт наличия таких примеров «дикой» некомпетентности говорит о серьезных проблемах системы боевой подготовки подводных сил ВМФ, о необходимости хорошо и тщательно «осмотреться в отсеках».
Очевидно, что в этих условиях сокращение сроков подготовки экипажей ПЛ ВМФ не имеет под собой никаких оснований.
Однако здесь есть еще одна проблема – испытания, т.к. речь идет о подводных лодках новых проектов (955А и 855А).
У нас принято считать, что мы якобы имеем «большие проблемы» в надводном кораблестроении, а с «подводным (якобы) все в порядке». Реальная ситуация противоположна. Если в надводном «рвануло» «до самого верха», случились ряд необходимых «кадровых решений», были реально вскрыты многие проблемы и они реально устранялись (наглядный пример чему фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), то в подводном кораблестроении сложилась система замалчивания и сокрытия проблем, проведения испытаний в заведомо упрощённых условиях. Самым большим позором нашей новейшей кораблестроительной программы является заказ 160, – «Северодвинск» проекта 885.
Автор уже касался ранее ряда проблем проекта 885 (статья 2014 г.
«Подводные камни «Северодвинска». История с недовооружением АПЛ третьего поколения не должна повториться»).
Учитывая принципиально иной торпедный комплекс и новую торпеду, напрашивался следующий (минимальный!) перечень только «зачетных» испытаний «Физиков» с «Ясеня»:
— отстрел всех торпедных аппаратов на максимальной скорости стрельбы без телеуправления;
— отстрел всех торпедных аппаратов на максимальной скорости стрельбы с телеуправлением;
— в сочетании со стрельбой по различным целям, одиночной и залповой (в том числе с телеуправлением) в условиях гидроакустического противодействия (ГПД), регистрацией и замером шумности выстрела и торпед (в том числе, – и это очень важно, – дискретных составляющих).
Отдельный вопрос – испытания с применением торпед в Арктике, аналогичные регулярно проводимым ВМС США противолодочным учениям с торпедными стрельбами ICEX (с последующим подъемом выстреленных торпед из-подо льда).
С учетом неизбежных накладок испытаний нового корабля это должно было составить десятки выстрелов (и это только торпедой «Физик-1»)…
Применительно к АПЛ «Северодвинск» и ее торпедному комплексу мы имеем явно недостаточный объем испытаний.
В качестве подтверждения важности поднятых вопросов можно привести фото ВМС США с повреждениями водомета торпеды Мк48, вследствие залома ее в торпедном аппарате.
Бортовые торпедные аппараты в ВМС США доводились длительное время, с проведением существенных доработок ПЛА ВМС США. Об аналогичных проблемах на 885 проекте свидетельствует заметное изменение обводов корпуса на его модернизации – проекте 885М в районе волнорезных щитов торпедных аппаратов.
Очевидно, что такое изменением требует проведения заново не просто всего полного объема испытаний торпедных аппаратов, но и выполнения того что не было сделано на «Северодвинске» (под различными якобы «благовидными основаниями»).
Следующий вопрос – антиторпеды.
Сегодня эффективной противоторпедной защиты (ПТЗ) без антиторпеды быть не может. Все российские ПЛ обязаны иметь их в боекомплекте. Задача их оснащения и освоения реальная и должна быть решена в самые короткие сроки.
Несмотря на то, что надводные корабли давно и успешно стреляют антиторпедами, подобных сообщений по нашему подплаву «почему-то не слышно». Это, безусловно, является крайне тревожным признаком проблем с реальной боеспособностью подводных сил ВМФ.
Официально Минобороны антиторпеды «Ласта» были заявлены (на форме «Армия-2015») в боекомплекте РПЛСН «Борей-А».
Фото: forums.balancer.ru.
Принятие ВМФ новейшей РПЛСН «Князь Владимир» без антиторпед недопустимо (так же, как и без отстрела всех торпедных аппаратов различными торпедами при различных условиях, в т.ч. в залпе и с телеуправлением).
Другой крайне острый вопрос — средства гидроакустического противодействия. В статье контр-адмирала Луцкого в «Морском сборнике» № 7 за 2010 г. говорится:
строящиеся ПЛ проектов «Ясень» и «Борей» предлагается оснастить системами ПТЗ, технические задания на разработку которых составлялись еще в 80х годах прошлого столения, результаты исследований эффективности этих средств против современных торпед свидетельствуют об исключительно низкой вероятности непоражения уклоняющейся ПЛ
С мнением Луцкого согласны все объективные специалисты по тематике (причины этого ясны и понятны). При этом проблема с этими комплексами ГПД не в «мелких недостатках», а фундаментальных ошибках головного разработчика (СПБМ «Малахит»), о которых он прекрасно знает много лет, и скрывает. Данный случай тот, когда о «терапии» речи уже быть не может, критически важный вопрос противоторпедной защиты наших подлодок требует «хирургии»!
И тем более удивительно видеть изделия, о крайне низкой эффективности которых обоснованно писал в 2010г. Луцкий, сегодня в ГОЗ (на сайте госзакупок).
Очевидно, что они могли быть приняты ВМФ только с подлогами при проведении испытаний (например проведения их только против заведомо устаревших торпед).
Испытания комплекса, о котором писал А.Н.Луцкий, должны быть проведены повторно (уже в объективном виде) при сдаче «Князя Владимира» и «Казани» для вскрытия реальной обстановки и принятия необходимых решений (как технических так и кадровых).
Испытания в ледовых условиях.
У нас вообще никогда не проводилось торпедных стрельб в Арктике, подо льдом с включенными системами самонаведения. При этом наши «партнеры» проводят там ежегодные противолодочные учения с групповым применением субмарин и отстрелом до двух десятков торпед на одну подлодку.
Подъем торпед Mk48 из подо-льда, учения ICEX ВМС США. (фото:defpost.com)
ВМФ РФ (и СССР) такого не делали ни разу.
Пока мы в Арктике занимаемся «патрулированием с элементами фитнеса», противник отрабатывает там жесткую боевую подготовку, находясь в готовности к немедленному уничтожению наших подлодок с получением приказа.
В случае реальных боевых действий, подо льдом наши подлодки в дуэльных ситуациях с ПЛА ВМС США ожидает расстрел.
Вышесказанное только часть проблем по заказам проектов 885М и 955А, и с учетом всего объема необходимых (объективных!) испытаний не может быть и речи о их завершении в 2019г.
Автор считает вполне нормальным принятие ВМФ этих заказов в 2020г., даже с перечнем недостатков. Но при условии реального объективного проведения всех необходимых испытаний, вскрытия проблем и недостатков, и жесткой постановки вопросов перед промышленностью по их устранению
Очевидно также и то, что курсы подготовки экипажей на новые подлодки могут появиться в завершенном виде только после завершения этих испытаний, и ни о каких сокращениях времени здесь речи быть не может.
Заявление адмирала Евменова о «сдаче всех задач» экипажем «Князя Владимира» и его «готовности» не имеет под собой оснований, и вызвано, видимо, интригами промышленности.
Последнее.
Главнокомандующему ВМФ РФ Адмиралу Флота В. И. Куроедову.
О целесообразности учреждения в структуре Главкомата ВМФ Управления подводного плавания ВМФ… Подводные лодки как род сил ВМФ обладают особенностями, вследствие которых их эксплуатация (боевая и повседневная) и управление ими в значительной степени отличается от эксплуатации и управления надводными кораблями. Это обстоятельство определяет необходимость специальных подходов к обучению и практической подготовке, как экипажей подводных лодок, так и органов боевого и повседневного управления ими.
…
Вице-адмирал в отставке Е. Чернов
20 мая 2000 г.
Наличие острых проблем с строительством подводных лодок, их боевой подготовкой и вопросами применения по предназначению не просто требует вспомнить и наконец-то реализовать рапорт вице-адмирала Чернова, сегодня требуется гораздо более глубокое решение: создание в Главном командовании ВМФ Управления подводной войны с выделением из состава специальных служб ВМФ соответствующих «подводных» подразделений и подчинения их Управлению подводной войны.
https://topwar.ru/156337-kuda-bezhit-admiral-evmenov.html