акулыч написал(а):
Скажем так - программа нового УТС была начата еще при Союзе, а вот сам самолет уже российский.
C небольшой оговоркой. Самолет создан при помощи специалистов итальянской компании Aeromachhi
Самолет Як-130 с самого начала был ориентирован не только на потребности отечественных ВВС, но и на экспортный рынок. Так, начиная с 1993 г. работы по этой программе велись совместно с итальянской фирмой «Аэромакки», имеющей почти 50-летний опыт создания реактивных УТС и УБС. Это сотрудничество стало примером удачной кооперации России с зарубежными странами в области разработки летательных аппаратов. Богатый конструкторский опыт российских авиастроителей был объединён с опытом авиастроителей «Аэромакки» по разработке, постройке, сертификации, продвижению на рынок и послепродажному обслуживанию самолетов в соответствии с требованиями западного рынка. Итальянская сторона также взяла на себя часть расходов по разработке, постройке и испытанию прототипа, что в условиях острого недостатка государственного финансирования было решающим условием для продолжения работ по программе Як-130 в ОКБ им. А.С. Яковлева.
После включения итальянской компании в работу над самолётом первоначальная концепция самолёта была изменена: Як-130 решено было создавать как учебно-боевой, а не как учебно-тренировочный самолёт. По мнению итальянских партнёров, Як-130 именно в варианте УБС, а не УТС, имел хорошие шансы быть востребованным современным западным рынком. Результатом объединённых усилий стал самолёт, который в полной мере не соответствовал ни потребностям итальянской стороны (так как не был боевым), ни российским (так как не соответствовал ТТЗ Российских ВВС). Это был лишь демонстратор технологий, доказывавший, что и тот, и другой самолет в принципе можно создать на его базе. Планер этого самолёта, получившего название Як-130Д, в целом был готов к концу 1994 г., в июне 1995 г. самолет в качестве выставочного образца дебютировал на авиасалоне в Ле Бурже.
Летно-демонстрационный УТС Як-130Д впервые поднялся в воздух 26 апреля 1996г. Испытательные полеты проводились как в Ахтубинске, так и в итальянском испытательном центре под Миланом
Дальше перед каждым из партнеров встала задача разработать именно тот самолет, которого от них ждали. Однако российский и итальянский заказчики хотели видеть совершенно разные по назначению машины. Кроме того, ВВС России отказывались принимать самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными в странах СНГ. Выходом из создавшегося положения стало решение совместно разработать документацию на так называемую базовую версию будущего самолета, на основе которой каждый смог бы создать свой национальный вариант. Часть прав по самолету ОКБ Яковлева должно было отдать компании «Аэромакки», но зато появились деньги, без которых программу пришлось бы закрыть вообще. Несомненным плюсом для отечественной авиаиндустрии стал также первый, приобретённый российским КБ опыт продажи не готового самолёта, а общей концепции - проекта самолёта.
Окончательное разделение российской и итальянской программ состоялось в конце 1999 г. При этом стороны достигли соглашения о разделении рынков и сотрудничестве в продвижении на мировой рынок разрабатываемых теперь по отдельности российского и итальянского наследников Як-130. Основываясь на имеющемся заделе, в июле 2000 г. итальянцы приступили к созданию собственного варианта Як-130, получившего обозначение Аэромакки М346, и полностью соответствующего НАТОвским стандартам
http://www.uacrussia.ru/ru/models/milit ... 0/history/
Как ни крути, а тоже полукровка, как и "российский" Superjet-100