Дебальцево. 17 февраля
17-фев-2015 10:51 am
Куратор (какая-то странная, конечно, должность) быстро усыхающего батальона "Кривбас" сообщил вчера украинскому телевидению, что судьба его батальона Киев совершенно не волнует и он обречен на уничтожение. В Дебальцево, по его словам, котел количественно в три раза больше Иловайского (видимо, он имел в виду по количеству запертых в нем людей). Косвенно его информацию подтвердил и замкомандующего армией ЛНР, показывая вчера линию фронта журналистам. Он показал окруженные со всех сторон опорные пункты, на которых и заперты боевики зондеркоманды.
Организованное сопротивление в самом Дебальцево, судя по всему, отсутствует. Значительная часть солдат попросту не знает ни о перемирии, ни о котле, ни о возможности сдачи в плен. Поэтому зачистка города идет, но медленно и со значительными трудностями.
Киев категорически не хочет отдавать приказ на сдачу или выход из окружения на условиях ополчения - то есть, без оружия. Это будет означать тяжелое пропагандистское поражение, так как хунта стала в очередной раз заложницей собственной лжи. Как и в аэропорту, она слишком громко заявила о неприступности дебальцевской "крепости", однако сил на деблокирование, по словам советника Порошенко Бирюкова, у него нет. Фактически, группировка обречена, но Киев рассчитывает на то, что ее ликвидация обескровит ополчение. Потери при наступлении и без того очень высоки, и зверский приказ держаться до конца говорит только о том, что погибающая группировка должна выполнить во многом бессмысленную установку на максимизацию жертв.
Положение мирных жителей, безусловно, ужасное. Организовать сколь-либо массовую эвакуацию Киев не дал, поэтому значительное число жителей Дебальцево и окруженных населенных пунктов так в них и осталось - и, соответственно, переживают всё, что связано со взятием городов, на "собственной шкуре". По тем сообщениям, которые у меня есть, потери среди мирного населения чрезвычайно высоки и сравнимы с боевыми потерями каждой из сторон.
Еще одна проблема, которая постепенно возникает при зачистке города - пленные. Несмотря на ожесточение, в плен сдаются и в плен берут. Даже если половина окруженной группировки окажется в плену (а это с каждым днем становится все более вероятным сценарием, так как боезапас заканчивается, заканчивается и еда - после чего люди сдаются), то это будет означать, что впервые за всю войну одномоментно в плену ополчения может оказаться от тысячи до двух тысяч человек. Что делать с таким количеством, которое нужно кормить и охранять - сказать сложно. По минским соглашениям они подлежат обмену, однако процесс может затянуться надолго.
Выход был найден еще осенью - тогда пленные звонили домой, и их забирали родные. Видимо, в этот раз проблему решать будут так же - в ситуации, когда кормить население почти нечем, тратить ресурсы на солдат противника слишком затратно.
Говорить о ликвидации котла еще рано, как рано оценивать последствия - военные и политические - зимнего наступления. Даже в отсутствии снабжения группировка может держаться неделю-две. Ситуацию для ополчения спасает то обстоятельство, что Киев не собирается деблокировать окруженных, что позволяет большую часть сил бросать на зачистку города, а не оборону внешних границ котла.
Скорее всего, после окончания зачистки северная граница фронта будет подвинута до водохранилища за Светлодарском, которое является естественным препятстсвием и станет новой линией разграничения. Минские договоренности на словах все приветствуют и грозятся исполнять неукоснительно, однако при этом решают свои задачи, никак не оглядываясь на соглашения. Что в очередной раз говорит о бессмысленности мирных переговров без реального военно-политического поражения одной из сторон или окончательного истощения обеих.
Киев и в этот раз, демонстрируя свою воинственность, попадает в пропагандистсую ловушку - даже после мобилизации возросшая в численности армия по своей боеспособности выглядит даже хуже, чем прошлогодняя. Наступать с такой армией можно - но ценой тяжелейших потерь. Обороняться, как показало Дебальцево, такая армия тоже может с огромным трудом. Лишь значительный перевес в людской силе позволяет Киеву как-то сдерживать ополчение.
В таких условиях пойти на реальное перемирие с политическими последствиями Киев не может - это будет означать катастрофу внутри хунты. Уже начались попытки переложить ответственность за поражение на группу Яценюка-Турчинова, хотя для этого Порошенко придется заручиться согласием американцев. У тех свои планы на них, поэтому пока хунта остается в прежнем составе. Однако кого-то на заклание выдавать все-таки придется, и, возможно, им в очередной раз, как и осенью, станет военная верхушка - министр обороны и начальник Генштаба.
http://el-murid.livejournal.com/2255523.html