оно. Самоходная пусковая установка для "Гром 2"
Саудовская Аравия не спешит оплачивать второй этап разработки ОТРК «Гром-2» на УкраинеОсобенности производства сопла для РДТТ ракетных комплексов "Гром-2" и "Сапсан"
Максименко И. В., Брынза М. Б., Потапов А. М.
Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОПЛА МАРШЕВОЙ ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Введение
Сопло - часть ракетного двигателя, смежная с камерой сгорания, имеющая переменное сечение и предназначенная для разгона газов до определённой скорости и придания потоку требуемого направления. Сопло является самым теплонапряженным элементом двигателя, испытывающим теплоэрозионные нагрузки от высокоскоростного и высокотемпературного двухфазного потока.
Сопло условно разделяют на три основные части:
- входной участок;
- критическое сечение;
- выходной участок.
Каждый из этих участков характеризуется специфическими условиями нагружения и конструктивно включает в себя:
- воротник, служащий для теплоэрозионной защиты участка, формующего газовый поток перед входом в критическую зону;
- вкладыш критического сечения из эрозионностойкого материала;
- теплозащитную подложку, выполняющую роль теплоотвода от силового корпуса сопла;
- раструб - выходной участок сопла.
Постановка задачи
В настоящее время перед Государственным предприятием «Конструкторское бюро «Южное» стоит задача по изготовлению сопел твердотопливных двигателей. Она включает в себя изготовление высокотехнологичной оснастки с помощью, которой достигаются требуемые геометрические параметры деталей сопла, отработку технологии изготовления углепластиковых заготовок и режимы их полимеризации, а также выбор режимов резания и режущего инструмента для их механической обработки.
Основная часть
Общий вид сопла представлен на рисунке 1. Конструктивно сопло маршевой твердотопливной двигательной установки состоит из:
- корпуса сопла;
- теплозащитной подложки;
- вкладыша критического сечения;
- воротника;
- корпуса раструба;
- раструба;
- армирующей оболочки;
- корпуса заглушки;
- заглушки;
- уплотнительных колец.
Корпус сопла и корпус раструба (рисунки 2, 3) изготавливаются из жаропрочной нержавеющей стали.
Корпус заглушки и заглушка изготавливаются из сплава алюминиевого АМг6 и алюминия АД1 соответственно (рисунок 4).
Заготовки теплозащитной подложки изготавливаются из пресс-материала ДСВ-2Л методом прямого горячего прессования, вкладыша критического сечения - из углерод-угдеродного композиционного материала 3D структуры на основе нити углеродной конструкционной методом ручного плетения с последующим насыщением пироуглеродом, воротника и раструба - из углепластика на основе углеродного волокнистого материала УРАЛ и лака бакелитового методом выкладки на формообразующей оправке с последующим отверждением под давлением и вакуумом.
Технология изготовления сопла твердотопливного двигателя включала в себя следующие основные операции:
- механическую обработку заготовки подложки (рисунок 5), вклейку подложки в корпус сопла (рисунок 6), с последующей механической обработкой корпуса с подложкой под вклейку вклады¬ша и неразрушающим контролем качества клеевого соединения;
- механическую обработку заготовки вкладыша (рисунок 7), вклейку вкладыша в корпус с подложкой с последующей механической обработкой корпуса с вкладышем, под вклейку воротника (рисунок 8), и неразрушающим контролем качества клеевого соединения;
- испытание на герметичность корпуса с вкладышем сжатым воздухом;
- механическую обработку заготовки воротника (рисунок 9) на формообразующей оправке, съем воротника с формообразующей оправки, вклейку воротника в корпус с вкладышем с последующей механической обработкой корпуса в сборе и неразрушающим контролем качества клеевого соединения;
- испытание на герметичность корпуса в сборе сжатым воздухом;
- механическую обработку заготовки раструба на формообразующей оправке (рисунок 10) с последующей сборкой-склейкой корпуса раструба с раструбом;
- установку ложного днища и намотку армирующей оболочки на наружную поверхность раструба;
- подрезку и извлечение ложного днища, механическую обработку раструба в сборе, съем раструба в сборе с формообразующей оправки и выполнение неразрушающего контроля качества материала;
- сборку-склейку корпуса в сборе с раструбом в сборе (рисунки 11, 12);
- контроль ВГП сопла с применением универсальных измерительных средств, специальной оснастки и координатно-измерительного комплекса;
- испытание на герметичность сопла сжатым воздухом;
- вклейку корпуса заглушки;
- испытание на герметичность вклейки корпуса заглушки сжатым воздухом;
- установку заглушки;
- испытание на герметичность установки заглушки сжатым воздухом;
- маркировку, взвешивание, клеймение и установку сопла в тару транспортировочную.
Для вклейки подложки в корпус сопла и вклейки вкладыша в корпус с подложкой использовался клей холодного отверждения марки ЭПОФЛЕКС-04. Для вклейки воротника в корпус с вкладышем, сборки- склейки корпуса раструба с раструбом, сборки-склейки корпуса в сборе с раструбом в сборе и вклейки корпуса заглушки использовался клей холодного отверждения марки ЭПОТЕРМ-03т тип А.
Механическая обработка заготовок вкладыша, воротника и раструба производилась на высокоточных станках с числовым программным управлением вследствие чего критическое сечение вкладыша, а также наружные профили воротника и раструба были выполнены с высокой точностью.
НК качества клеевых соединений выполнялся ультразвуковым дефектоскопом типа УД 22-УМ в комплекте с ручными ультразвуковыми датчиками частотой 200 кГц.
Намотка армирующей оболочки раструба производилась на специальном намоточном станке MAW 20 FB5/1 с программным управлением (рисунки 13, 14). Материал армирующей оболочки - углепластик на основе углеродного волокна и эпоксидного связующего.
Намотка выполнялась в соответствии с заданной схемой армирования. В процессе намотки определялись и контролировались следующие технологические параметры:
- содержание связующего в ленте;
- температура связующего в пропиточной ванночке;
- натяжение углеродных волокон в ленте спирального слоя;
- ширина углеродной ленты при намотке.
После выполнения операции намотки армирующей оболочки укладывали технологическую рубашку.
Заготовку раструба с намотанной армирующей оболочкой устанавливали в печь аэродинамического подогрева и проводили режим полимеризации заготовки.
Контроль ВГП сопла производился контрольно¬измерительной машиной Faro Edge Arm 2,7 с погрешностью измерения 0,041 мм. Контроль массы сопла и его элементов осуществлялся на весах марки ВПЕ «ЦЕНТРОВЕС» - 60-405 СМ.
В процессе работ были проконтролированы следующие параметры сопла:
- диаметр критического сечения;
- диаметр выходного сечения раструба сопла;
- эксцентриситет оси сопла;
- угловой перекос оси сопла в плоскости критического сечения;
- масса сопла.
Выводы
В результате выполненных работ была отработана технология изготовления заготовок деталей сопла маршевой твердотопливной двигательной установки из композитов. Отработана технология клеесборочных работ. Выбраны оптимальные режимы резания для обработки неметаллических заготовок. Спроектирована и изготовлена необходимая технологическая оснастка. Обеспечены требуемые значения выходных геометрических параметров и массы сопла в соответствии с требованиями КД. Проведен НК качества клеевых соединений и материала, а также контроль герметичности ДСЕ сопла.
http://diana-mihailova.livejournal.com/528583.html
Самоходная пусковая установка для "Гром 2"
Согласно информации из ряда источников на [украинских] предприятиях, входящих в кооперацию по разработке оперативно-тактического комплекса «Гром-2», проводящейся при финансировании Королевства Саудовская Аравия, работы в данный момент приостановлены.
по видео этого не скажешь. Оператор упорно старается поместить в кадр флажок и воронку, но воронка-то явно старая, ракета в земле не торчит. На некоторых кадрах горит трава, но возле воронки никаких следов огня или дыма нет. В общем, было бы что показать - показали бы крупным планом. А так - больше на пустые слова похожеМодернизированная ГосККБ "Луч" ракета РСЗО "Смерч" отклонилась от цели на три десятка метров
Это какие свидомые хохлы говорят по-русски? Подрывную пропаганду распространяете, ай-ай...Ошибка саудитов в том, что они считают хохлов русскими. По принципу - коль говорит по русски значит русский.
И смех и грех. Семь лет пятьдесят танков делают.В Харькове изготовлены 35 танков БМ "Оплот-Т" для Таиланда
Как явствует из фотоматериалов, появившися после состоявшегося 25 мая 2017 года пресс-тура для украинских журналистов на харьковское ГП "Завод имени В.А. Малышева", предприятие закончило изготовление суммарно 35 танков БМ "Оплот-Т" по контракту 2011 года для Таиланда. В цеху завода были продемонстрированы десять законченных изготовлением танков (с 26-й по 35-й), часть из которых уже окрашена, и, по видимому, часть уже принята тайской стороной, а также находящиеся в разных стадиях строительства остальные 14 танков (с 36-го по 49-й) по данному контракту.
34-й по счету танк БМ "Оплот-Т", изготовленный ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) Dylan Malyasov
Напомним, что контракт № USE-18.2-356-D/K-11 стоимостью более 240 млн долл был подписан ГК "Укрспецэкспорт" 1 сентября 2011 года и предусматривал поставку армии Таиланда 49 новых танков БМ "Оплот-Т" и двух бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-84 "Атлет" на их базе, со сроком исполнения контракта к концу 2014 года. Таиланд выступил фактически стартовым заказчиком на танки БМ "Оплот" разработки ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова", представляющие собой дальнейшее развитие семейства танков Т-80У/УД. В соответствии с договором комиссии от 7 декабря 2011 года, сумма вознаграждения, причитающаяся изготовителю танков - харьковскому ГП «Завод имени В.А. Малышева» за выполнение контракта, составила 156 млн долл.
Согласованный график отгрузки БМ «Оплот-Т» по контракту был следующим: декабрь 2012 года - пять машин, август 2013 года – 15 машин, декабрь 2013 года – 15 машин, август 2014 года – 14 машин.
Выполнение контракта «Завод имени В.А.Малышева» начал в апреле 2012 года и предприятие столкнулось со значительными трудностями при возобновлении танкового производства после более чем десятилетнего перерыва. По условиям контракта, первые пять танков должны были быть сданы заказчику еще в декабре 2012 года, затем сроком сдачи тайской стороне первых пяти танков назывался май 2013 года. Реально первые пять танков "Оплот-Т", изготовленные по данному контракту, были продемонстрированы в Харькове только 15 октября 2013 года, отправлены в Таиланд с задекларированной таможенной стоимостью 4,45 млн долл. каждый 20 декабря 2013 года и доставлены морским путем в Таиланд 4 февраля 2014 года.
Вторая партия из пяти танков "Оплот-Т" была изготовлена «Заводом имени В.А.Малышева» к началу 2015 года и доставлена в Таиланд 31 мая 2015 года. Третья партия из пяти танков "Оплот-Т" была завершена изготовлением с конца 2015 по апрель 2016 года и доставлена в Таиланд 21 мая 2016 года,а четвертая партия из пяти танков "Оплот-Т" была доставлена в Таиланд 11 ноября 2016 года.
Таким образом, к настоящему времени в Таиланд были физически поставлены только 20 танков БМ "Оплот-Т". Предположительно, партия из еще пяти танков "Оплот-Т" (с 21-го по 25-й) должна прибыть в Таиланд в ближайшие дни.
Во время пресс-туроа 25 мая главный инженер завода Александр Шейко заявил, что «на следующей неделе мы отправляем следующий груз: сумма является конфиденциальной информацией, мы выполнили три четверти контракта».
Видимо, судя по всему, украинская сторона все-таки не сможет завершить выполнение данного контракта в 2017 году, и, вероятно, завершение его реализации будет перенесено на 2018 год.
32-й по счету танк БМ "Оплот-Т", изготовленный ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) Dylan Malyasov
Предположительно, 35-й по счету танк БМ "Оплот-Т", изготовленный ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) Dylan Malyasov
Башня 36-го по счету танка БМ "Оплот-Т", находящегося в стадии окончательной сборки на ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) Dylan Malyasov
Башня 37-го по счету танка БМ "Оплот-Т", находящегося в стадии изготовления на ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) кадр из репортажа 5-го канала украинского телевидения
Корпус 48-го по счету танка БМ "Оплот-Т", находящегося в стадии изготовления на ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. С учетом двух построенных прототипов танка БМ "Оплот", этот корпус является 50-м. Харьков, 25.05.2017 (с) Pavlo Voloshin / www.facebook.com/pasha.azone
Предположительно, корпус 49-го и последнего по счету танка БМ "Оплот-Т", находящегося в стадии изготовления на ГП "Завод имени В.А. Малышева" по контракту 2011 года для Таиланда. Харьков, 25.05.2017 (с) Dylan Malyasov
http://bmpd.livejournal.com/2631591.html