Полковник Дмитриев Андрей Иванович, летчик-снайпер
Что представляют из себя ВВС России: это Военно-воздушные силы или Военно-воздушные слабости?
В ВВС уже давно не поступает новая техника (она с заводов полностью уходит в зарубежные армии). Серийное производство основных типов самолетов для авиации РФ с начала 90-х годов практически прекратилось. Одновременно сократилось производство запасных частей, узлов и агрегатов для ремонта. Как следствие, исправность самолетного парка ВВС ныне держится, на мой взгляд, на уровне 30-35%. Сейчас авиатехника считается исправной при остатке ресурса 5-10 часов и даже меньше. Для обеспечения полетов не хватает ни техники аэродромного обеспечения, ни водителей и механиков.
Ремонтом самолетов занимаются авиаремонтные заводы (АРЗ) Министерства обороны. Однако Постановлением правительства РФ создано ОАО «Оборонсервис». Все АРЗ теперь попадают под руководство структуры ОАО «Авиаремонт». Обслуживание и ремонт авиатехники будет осуществляться коммерческими фирмами, задачей которых является не повышение боеготовности, а получение прибыли. Ясно, что они повысят стоимость обслуживания и ремонта авиатехники. Коррупция не исчезнет, а, скорее всего, прорастет в новых, еще более изощренных формах.
Перевооружение ВВС на новые самолеты планируется до 2020 года. Но на чем летать до 2020 года? Ведь если не сохранить оставшийся авиапарк хотя бы на 5-7 лет в исправном состоянии (а это невозможно без сохранения ремзаводов) потеряем материальную базу и инженерно-технический состав.
По сравнению с 90-ми и началом 2000-х годов средний налет на летчика боевой авиации в некоторых частях увеличился. Но это произошло не только за счет обеспечения топливом, но и за счет сокращения численности летного состава. Из-за унизительно низкого материального обеспечения профессия летчика становится все менее престижной. У молодых лейтенантов нет заинтересованности служить в отдаленных гарнизонах за 15-20 тыс. рублей.
В начале июня 2009 г. начальник Генштаба Н.Макаров на встрече с журналистами сказал: «…Теперь будем иметь столько летчиков, сколько позволяет численность исправной техники…». По словам генерала Макарова: «…получаем 100% частей постоянной готовности вместо 17%, как было раньше...». По этой логике, при оставшемся одном исправном самолете нужен всего один летчик или один экипаж! И можно смело докладывать о 100% боевой готовности ВВС России!
При этом уровень боевой подготовки авиачастей остается крайне низким. Отсутствуют сложные виды боевого применения, нет специализированных полигонов. Существующие полигоны оснащены в основном устаревшей контрольно-измерительной аппаратурой. Летчики слабо владеют навыками стрельбы управляемыми ракетами, ибо у них нет для этого необходимой практики. Большая часть спецполигонов ВВС, предназначенных для пусков крылатых ракет дальней и стратегической авиации, находятся на территории Казахстана.
Руководители полетов утрачивают натренированность, так как в летную смену зачастую поднимается в воздух не более 3-х машин, об управлении полетами в составе всего полка и говорить не приходится, ибо большая часть самолетов хронически неисправны.
Устарело разведывательное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. Во многом из-за этих проблем, а так же из-за неграмотного планирования операции ВВС РФ на Кавказе в августе 2008 года было потеряно (официально) 7 боевых машин. Тем не менее, Главком ВВС Зелин получил орден «Святого Георгия» 2-ой степени. Кстати, за все время войны в Афганистане и в двух войнах в Чечне не было потеряно ни одного дальнего бомбардировщика Ту-22 М3.
Все конфликты последних лет с участием США показали преимущество высокоточного оружия, как в виде крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), так и корректируемых (управляемых) авиабомб в обычном снаряжении. Между тем, за последние 15 лет арсенал боеприпасов российских ВВС практически не изменился в лучшую сторону.
Имеющиеся на вооружении дальней и стратегической авиации крылатые ракеты разработки начала 70-х и изготовления в большинстве своем в начале 80-х – 90-х годов, предназначены для применения только в ядерном варианте и имеют относительно низкую точность попадания. Сроки хранения этих боеприпасов или уже истекли или на грани продления. Последние разработки КРВБ в обычном снаряжении и имеющих высокую точность попадания, или не производятся в силу развала ВПК, или изготовлены в единичных образцах и опытных партиях, демонстрируемых руководству страны.
Штатные средства поражения фронтовой авиации (основного самолетного парка ВВС) составляют свободно падающие, управляемые авиабомбы и ракеты, в основном разработанные и произведенные в 70-х, а зачастую и в 60-х годах. Заводы практически прекратили выпуск многих типов боеприпасов, что уже сильно ощущалось даже в ходе операции в Чечне, когда средства поражения завозились с долговременных баз хранения. ФГУП «Базальт» переживает не лучшие времена. А ведь оно является головной, многопрофильной организацией по созданию и внедрению в серийное производство боеприпасов для армии, ВВС и ВМФ.
Однако руководство ВВС лакирует печальную действительность, утверждая, что оснащенность ВВС позволяет успешно решать все задачи. Обычная модернизация самолетов дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации преподносится, как хорошо отлаженный процесс поступления в части «глубокомодернизированной» авиатехники. На самом деле – по одному Ту-160 и по 15-17 Су-27 в год. При таких темпах российские ВВС будут ждать эту технику еще 20-25 лет. К этому времени она уже устареет.
Парк Ту-160 требует серьезной и быстрой модернизации, если уж мы хотим и далее регулярно выполнять многочасовые полеты на «патрулирование», которые выбивают львиную долю ресурса двигателей и агрегатов. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить госзаказ на восстановление выработанного ресурса двигателей НК-32 и скорейшего запуска в серию двигателя НК-93 на самарском заводе (СНТК) им. Н.Д.Кузнецова.
Однако уникальный двигатель НК-93, не имеющий аналогов в мире в своем классе, созданный еще в 1988 году и опередившим свое время минимум на 25 лет, до сих пор не запущен в серийное производство. Его с нетерпением ждут в дальней, военно-транспортной и гражданской авиации. Из-за преступно низкого финансирования предприятие долгое время находилось в предбанкротном состоянии. По оценкам специалистов для доведения проекта до серии требуется еще около $150млн.
Аэродромы «подскока» для самолетов дальней и стратегической авиации – Анадырь, Воркута, Тикси, Средний - это аэродромы - остатки бывшей оперативной группы в Арктике (ОГА) с ВПП, имеющими длину 3000-3500м, авиационно-техническими базами и поисково-спасательными службами. В ближайшем будущем они будут сокращены в рамках «реформы». Все эти аэродромы не прикрыты от авиации противника и особенно крылатых ракет морского базирования ни истребительной авиацией, ни наземными системами ПВО.
Катастрофически не хватает танкеров Ил-78, - всего один полк в Рязани, который не сможет обеспечить выполнение боевой задачи даже двум полкам стратегической авиации и только на одном направлении театра военных действий. В качестве замены Ил-78 и Ил-78м, которые к 2015-2020 годам будут выведены из эксплуатации, уже давно предлагается создание самолета-заправщика Ил-96-400СЗ. МАК «Ильюшин» предлагает построить от 20 до 40 Ил-96-400СЗ, которые по общему критерию, учитывающему количество принимаемого на борт топлива для дозаправки и длительность нахождения в воздухе, будут вдвое эффективнее Ил-78 и в 1,3 раза – самого массового в ВВС США самолета-заправщика КС-135R. Модернизация Ил-96-400СЗ в вариант Ил-196СЗ, где будут установлены двигатели НК-93 разработки СНТК им.Кузнецова, не оставит конкурентам никаких шансов.
Кроме того, разработчики предлагают на базе Ил-96 (Ил-196) создать воздушный пункт управления Ил-96-400ВзПУ, который должен будет заменить устаревшие самолеты Ил-80. Предлагается на этой же версии создать самолет радиоэлектронной разведки и противодействия, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, аналогичный американскому AWACS типа Е-3А «Sentry». Однако воронежский авиазавод планируют перепрофилировать под производство малых региональных самолетов.
Самолеты Ан-124 «Руслан» также нуждаются в модернизации и в первую очередь авиадвигателей. Однако без двигателей Д-18Т, которые производятся в Запорожье, это будет проблематично. Тем более, что этот двигатель неэкономичный, имеет эксплуатационные проблемы и требует доработок. Поэтому и здесь двигатель НК-93 будет как нигде кстати.
В настоящее время в ВВС РФ насчитывается в общей сложности около 650 истребителей всех типов – в 2 раза меньше, чем 10 лет назад. Публично признано, что порядка 200 МиГ-29 неспособны подняться в воздух. И это при том, что в ВВС сейчас числится всего 290 машин. Назначенный ресурс планера истребителя – 2500 часов или 20 лет эксплуатации. После этого возможно продление еще на 1000 часов при условии тщательной диагностики и ремонте, что российских ВВС практически не выполняется. 275-ый АРЗ Минобороны в Краснодаре производит капремонт считанных экземпляров, в то время как его требует большинство машин. МиГ-29, унесший жизнь летчика из Домны, проходил капремонт в 1997 году.
Выпуск новых МиГ-29 фактически прекращен, поставки другим странам выполнялись за счет недособранных самолетов советского времени – задела, который тоже иссяк. Теперь ВВС предлагаю 34 реэкспортных МиГ-29 СМТ, принимать которые у России по контракту отказался Алжир.
На Западном стратегическом направлении есть всего один истребительный авиаполк в Андреаполе, который передислоцируется из хорошо обустроенного строителями ФРГ гарнизона в Курск. Такая же судьба постигла 47-ой разведывательный авиаполк в Шаталово, который передислоцируется в Воронеж. Теряется смысл использования разведывательного авиаполка. Тратятся огромные бюджетные средства на эти перемещения. Офицеры остаются без обустроенных квартир, полки утрачивают последние элементы боеготовности, а Западное направление еще более оголяется.
Сегодня подлетное время ударной авиации НАТО не превышает 20-ти минут. Со стороны НАТО на этом направлении российским ВВС противостоят более чем 2000 самолетов. И это не считая армады крылатых ракет наземного и морского базирования.
В настоящее время уделяется много внимания беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) многоцелевого назначения. У отечественной оборонки имеются перспективные образцы БПЛА различных типов таких, как «Скат», «Дозор» и др. Однако Минобороны недавно заявило о закупке партии БПЛА израильского производства.
Аэродромная сеть России сейчас меньше сети РСФСР более чем в 2 раза и находиться в критическом состоянии. Более 70% аэродромов требуют капитального ремонта или в лучшем случае реконструкции.
Таким образом, даже неполный обзор состояния ВВС России вынуждает сделать вывод – в нынешнем виде они не способны полноценно защищать безопасность России, особенно в условиях колоссального преимущества США и их союзников по НАТО в авиационно-космических средствах нападения.