Каждая винтовка мечтает стать пушкой: Solothurn S18
Хотя применительно к этому детищу Генриха Эрхардта и Луиса Штанге можно уже употреблять не слово "стать", а слово "быть": и по калибру, и по возможности установки на лафет Solothurn S18 во всех модификациях однозначно стоит относить именно к легким пушкам.
Оружейная фирма Waffenfabrik Solothurn, расположенная, как нетрудно догадаться, в городке Золотурн, что примерно в 40 км южнее Базеля, изначально была сугубо патронным производством, основанным как дочернее предприятие SIG. При этом формально "нейтральные" швейцарцы по факту работали на немцев: и руководил производством Ханс фон Штайгер (во время ПМВ управлявший Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken AG), и оборудование поставлялось исключительно из Германии, и в итоге фирма в 1929 году вовсе стала частью концерна "Рейнметалл-Борзиг". Что в итоге ей и аукнулось - после Вашингтонской конференции 1949 года, давшей начало блоку НАТО, фирму для показной демонстрации "нейтральности" закрыли.
Неудивительно, что по факту в Золотурне работали немецкие инженеры, таким образом обходившие ограничения, наложенные Версальским договором. Уже имея опыт разработки "танкгевера" - по сути, раскормленного стероидами "Маузера" - они начали с отработки патрона, в 1930-м году создав патрон 20х105 mm B, изначально задуманный как зенитный, для пушки Solothurn ST-5.
Однако практически сразу они решили "кутить на все деньги": на базе зенитки было сделано противотанковое ружье 2 cm Tankbuchse S 5-100 - правда, настолько сырое, что осталось исключительно в виде прототипов.
Закончилось же это проектом S18, который, надо заметить, перерабатывался неоднократно (S18-15, S18-100, S18-150, S18-154, S18-500, S18-1000, S18-1100)... Автоматика, сконструированная Эрхардтом еще в 1920-х, здесь работала на коротком ходе ствола, благо что в энергии для этого недостатка не было.
Экспериментальная 20-мм авиапушка Эрхардта
Затворная группа была разработана Штанге, "собирали все воедино" Фриц Герлах и Теодор Ракула. Для боепитания использовался отъемный коробчатый магазин, вставлявшийся с левой стороны.
S18-154
В 1934 году S18-100 вышла и на экспортный рынок. Некоторое количество успели приобрести Италия, Венгрия и Нидерланды, но дальше дело встало: модель была еще откровенно сырой и нуждалась в доводке. Эстония же и вовсе. разжившись несколькими образцами S18-100, методом реверс-инжиниринга слепила свою 20mm Tankitõrjepüssiks (выпустить их удалось не более 20 штук).
После модернизации затворной группы, удлинения ствола и установки многокамерного дульного тормоза, а также применения более мощного немецкого патрона 20х138 mm B, S18-100 и превратилась через ряд промежуточных моделей в S18-1000, "отъевшись" с 44 кг до 54 - а это уже потребовало разработать для нее легкий колесный лафет SO-9, ибо "перевинтовка-недопушка" удобством транспортировки не отличалась совсем. Дульных тормозов, кстати, в итоге сделали аж три варианта: самый эффективный, пятикамерный, требовалось ставить при стрельбе бронебойными (так как отдача при стрельбе ими была значительно сильнее), в то время как с осколочными использовался укороченный однокамерный. Обычно же в противотанковом варианте использовался четырехкамерный, за счет сохранения большего импульса отката ствола делавший работу автоматики более надежной при загрязнении.
Рукоять взвода пришлось сделать поворотной, да еще и с редуктором и использованием цепной тяги: ей приходилось сжимать еще и возвратную пружину ствола, а та, как ни крути, была рассчитана на импульс отдачи в 133 кг*м/с (это, например, то же самое, что синхронным залпом выстрелить из 23 АКМов, если бы у кого-то хватило на это рук). Поэтому на полный взвод приходилось делать несколько оборотов, чтобы усилие на рукояти было более-менее приемлемым. Запирание ствола обеспечивалось поворотом затвора.
Бронепробиваемость S18-1000 при стрельбе по нормали на дистанции 300 метров составляла 35 мм - то есть аккурат на уровне советского ПТРД, обходившегося 14,5-мм патроном и весившим втрое меньше (S18-100, согласно советскому наставлению по трофейному оружию, имела бронепробиваемость и вовсе 31 мм на дистанции 200 м). Впрочем, на дворе был еще только 1940 год, когда S18-1000 приняла на вооружение армия Швейцарии как Tankbüchse Solo 40, закупив 93 единицы.
Итальянцы, также забраковавшие S18-100, заказали больше тысячи новых "Золотурнов". Изначально они обозначались как Carabina "S", затем были названы более конкретно - Fucile anticarro "S", то есть "Противотанковая винтовка S".
В такой же "нейтральной", как и Швейцария, Швеции прописалось 480 единиц оружия под обозначением 20 mm pansarvärnskanon m/1939 (при этом договор был заключен не в 1939 году, как можно подумать по маркировке, а именно в 1940-м). Венгры же решили пойти проще: испытав еще в 1935 году старую "сотку", они купили лицензию на ее производство, развернув у себя сборку 36M 20mm Nehézpuska. С началом войны, однако, они быстро поняли, что она нуждается в доработках, уже проведенных в Швейцарии, и попытались заказать "тысячные" - но с этим уже была проблема, так что и во время Второй мировой им пришлось использовать свои.
Здесь на фото видны все три варианта дульного тормоза - однокамерный, четырехкамерный и пятикамерный
В Штатах же в это время тоже серьезно задумывались о легкой противотанковой артиллерии, поняв, что даже в бронебойном варианте патрон .50 BMG ужен стремительно устаревает. Изначально на Абердинский полигон были привезены две S18-100, ожидаемо провалив испытания, поэтому в 1940 году на новый тур закупили уже S18-1000 и по итогам испытаний одобрили принятие их на вооружение как 20 mm Automatic Gun T3 - однако сделка со швейцарцами сорвалась, так как руководство "Рейнметалл-Борзиг", владевшего Waffenfabrik Solothurn, запретило продавать оружие в США.
Нидерланды, забраковавшие на испытаниях ранее закупленные "сотые" и "сто пятидесятые", также заказали сразу более 6 сотен, однако до момента оккупации страны Германией не успели получить и половину заказа. Именно здесь S18-1000 впервые получили боевое крещение.
Немцы начали наступление утром 10 мая 1940 года. 4-я танковая дивизия получила приказ оборонять стратегически важный город Маастрихт. В городе были жизненно важные мосты через реку Маас, а также он находился к северу от бельгийского приграничного форта Эбен-Эмаэль. Голландцы были в состоянии боевой готовности с 7 мая, и войска были переброшены в районы, которые, по мнению Генерального штаба, были первоочередными целями для немецкой армии. Сержант Ван дер Занде командовал отделением воорудженным двумя S18-1000, и ему было приказано развернуть свое оружие возле двух мостов (Вильгельминабрюг и Синт-Серваасбрюг) и задержать любое наступление немцев. В 05:15 утра 10 мая отделение Ван дер Занде заметило первые немецкие машины, и два стрелка, Ритвельд и Плюше, приготовили свое оружие. Был отдан приказ стрелять, и в течение нескольких минут 2 бронеавтомобиля вышли из строя, а третий был серьезно поврежден. Немцы отреагировали, развернув 37-мм противотанковую пушку и обстреляв оборонительную позицию, вынудив уцелевших голландцев отступить за реку. Эти действия помогли задержать немецкий авангард настолько, что два моста были взорваны в 06:00.
Сержант Ван дер Занде и его люди были не единственной группой голландцев с "Золотурнами", которые внесли свой вклад в задержку наступления. В километре к северу от моста Вильгельминабрюг находился железнодорожный мост - еще одна стратегическая цель немцев. Взвод из 35 голландских солдат с парой "Золотурнов" удерживал свои позиции, отражая нападение. Вскоре лейтенант приказал отойти через мост, и через несколько мгновений мост был взорван. Немецкая пехота вскоре получила подкрепление и попыталась захватить мост, чтобы произвести ремонт. Два броневика попытались пересечь реку, но были уничтожены "Золотурнами". Panzer I также был выведен из строя, когда он подошел к краю берега реки, чтобы вести огонь на подавление. Бои стали напряженными, и вперед было выдвинуто больше бронетехники, в том числе несколько Panzerjäger I (двое впоследствии были подбиты противотанковыми ружьями), и вскоре голландцы оказались разбиты.
Неудивительно, что немалое число трофейных "Золотурнов" оказалось в руках немцев, использовавших их в том числе и на бронетехнике. С присущей немцам педантичности они присвоили S18-1000 аж три обозначения: 2cm Panzerabwehrbüchse 785 (i) для полученных из Италии, 785 (h) для захваченных в Голландии и 785 (s) для закупленных непосредственно в Швейцарии.
А швейцарцы тоже не сидели на месте: в 1942 году выходит S18-1100 Universalwaffe, где уже был режим автоматического огня, а "пехотная" тележка SO9 была дополнена зенитной SO11.
Их, правда, выпустили немного - концепция легкой противотанковой артиллерии уже устаревала на глазах, по факту оставаясь пригодной для борьбы только с бронетранспортерами и бронеавтомобилями не с самоубийственной дистанции.
После войны ушлые дельцы успели энное количество исправных "Золотурнов" вывезти в США, где они ушли любителям оружейной экзотики.
https://dzen.ru/a/ZF8210ej8SbfkgkU