да войне
Kateryna RubinskaFebruary 25, 2022
Пожалуй, главное достижение информационной войны - это формирование у людей способности сразу отсекать информацию по некоторым внешним признакам, ещё до конца в ней не разобравшись. Если я сейчас скажу вам, что действия моей страны уже не вызывают у меня ни ярость, ни возмущение, а только бессильную горечь и досаду, вы радостно закиваете - да, да, стыдно, больно, страшно.
Если после этого я решу уточнить, что я из Донецка и говорю о действиях Украины, вы стремительно отпишетесь, поставив мне диагноз - ну да, была такая девочка Катя, неплохо про книги писала, но потом поехала кукухой, нет, мы с Катей не стоим, мы стоим с Украиной.
Но увы, мне уже все равно, посчитали ли вы нужным продолжить читать - раз уж вы так яростно топите за то, что нужно говорить о своей позиции, хорошо, давайте протестируем вашу способность одновременно держать в голове больше одной позиции.
"Нет войне" - это лицемерие, если война началась давно и вам просто раньше про нее было неинтересно. "Нет войне" - это то, на что я рассчитывала в 2014 году, когда мне было плохо и страшно. Хуже и страшнее тем из вас, кто сейчас сидит в Инстаграме и постит украинский флаг. Хуже и страшнее, чем тем, кто сходил на митинг и покричал "нет войне". Если ты знаешь наизусть список бомбоубежищ рядом, если умеешь отличать прилеты от улетов, если понимаешь, что стреляют по соседнему поселку, но продолжаешь спокойно заниматься своими делами, потому что знаешь, что дальше обычно не стреляют - назад дороги нет. Война тебя выворачивает наизнанку.
Но если бы мне раньше как человеку, ничего не знающему о войне, начали рассказывать, что в ней действительно самое страшное, я бы никогда не поверила. Самое страшное - это когда ты наивно думаешь, что сейчас выйдут дипломаты и обо всем договорятся, а твоя страна объявляет военную операцию. Какую военную операцию, где? У меня дома? Там где люди, дети, кошки и собаки, там, где мои любимые места? (Не отвлекайтесь, это все ещё про 2014 год!) Это когда твоя страна кричит, что у нее насильно отобрали один регион, а военную операцию начинает в другом. В том, который нам всем всегда меньше нравился. Ей-богу, что прикольного в Донецке, кому он нужен, о нем можно только презрительно писать, уехав оттуда и не возвращаясь. Там нет теплых и живых людей, там нет твоих родных, там нет твоих знакомых. Там есть сепары, даунбасята, рузьке, русня, люди, которым можно написать в ответ на "нас обстреливают" - "ну а что вы хотели". Или "вы там держитесь, наши вас там пробомбят и все будет хорошо". Или "а вы сами виноваты, голосовали неизвестно за что, вот и мучайтесь". Или "что вы жалуетесь, у вас люди по три пенсии получают". Или "ну а что вы там сидите, там нечего ловить, надо уезжать". Или, конечно, классическое, лёгкое и удобное в применении "вас никто не обстреливает, меньше смотрите телевизор".
Самое страшное, что все это пишут - тоже - родные, друзья и знакомые. А ещё сами пишут (или восторженно репостят), как твой регион будет платить и каяться, как ты и твои неудачливые соотечественники будете извиняться и заслуживать свое право на гражданство. А твой город взрывается. А ты сидишь и заставляешь себя думать так же - этого не происходит, это мне просто кажется, это мне все приснилось.
А потом твой город просто исчезает из новостей, из той самой пресловутой повесточки. И как будто бы исчезает совсем для всех, кто в нем не живет и не жил. Молчат о том, что стрелять на окраинах не переставали никогда. Молчат о том, сколько нужно заплатить на блокпостах, чтобы без проблем выехать с нашей несуществующей территории на существующую украинскую. Молчат о том, что "подконтрольные" части нашего региона уже несколько лет лишены избирательного права. О том, что с началом пандемии обе стороны облегченно выдохнули и практически перекрыли движение через линию разграничения. О фактически заблокированных выплатах пенсий. О том, что когда Украина сейчас милосердно предлагала местным жителям "ехать к ним", это означало иногда суточную, иногда двухдневную поездку через Россию, после которой доблестные украинские пограничники впаяют тебе штраф за незаконное пересечение. Какая разница, что законного способа нет, платите, кайтесь. Возможно, вам тоже кажется, что все это не может быть правдой, что за восемь лет государство придумало, как поддержать своих граждан. Я вас расстрою - нет, оно ничего не придумало. Оно даже не начинало думать.
Вчера ночью мне больше всего мешали заснуть не прилеты (не волнуйтесь, пожалуйста, ничего страшного, это всего лишь соседний район, ну контузит кого-то, ну убьет пару человек, ну подумаешь, мы уже привыкли). Мне мешало заснуть вот это ваше "нет войне". И если единственное желание у вас теперь - это прийти и поплакать в комментарии ещё громче о том, как вам стыдно, или тоже начать задавать глубокие философские вопросы типа "так зачем вы тогда там сидите", не нужно. Зачем жители Одессы сейчас там сидят? Зачем там сейчас сидят жители Палестины? Может быть, потому, что это их дом? Может быть, это лучший и единственный способ сказать "нет войне" - изо всех сил притворяться, что живёшь нормальной жизнью?
И главная параллель с 2014 годом - все мои студенты из России и многие мои знакомые забрасывают мои мессенджеры с вопросами, предложениями помочь деньгами, предложениями помочь с переездом.
Из Украины, за исключением уехавших отсюда, как обычно, не пишет никто.
I stand with Donetsk.
Войне восемь лет.
https://telegra.ph/da-vojne-02-25